Мост № 424: арочный однопролётный железобетонный мост, с ездой по верху по двум железнодорожным путям. Казалось бы, чем может быть интересен этот мост и чем он отличается от других подобных мостов?
В Советском Союзе этот мост знали и видели все. Этот элегантный мост стал, с одной стороны, одним из символов СССР 30-х годов: был показан в кинофильме "Волга, Волга" запечатлён на одном из мозаичных панно на станции "Новокузнецкая", и изображён на почтовой марке 1941 года. С другой стороны, этот замечательный мост не просто был передовым техническим решением для своего времени, но и вошёл во многие учебники по мостостроению.
Конечно же, это железнодорожный мост Рижского направления (Калининской железной дороги) через шлюз № 8 канала имени Москвы (канала "Москва - Волга"). Мост, построенный в 1935 - 1936 гг. по проекту талантливого инженера Александра Семёновича Бачелиса и архитектора Владимира Фёдоровича Кринского, ныне известный как "Мост Бачелиса".
Краткая история, в которой, кстати, содержатся принципиальные ошибки, изложена здесь. Я же хочу остановиться на некоторых моментах, которые не отражены в различных исторических справках.
Трасса строящегося канала Москва-Волга на своём последнем участке пересекала линию Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В связи с этим встал вопрос о переносе и переустройстве железной дороги на перегоне Покровское Стрешнево - Тушино. Основным условием переустройства являлось прохождение новой железнодорожной трассы над каналом, с учётом требований по высоте моста для обеспечения судоходства.
Было предложено несколько вариантов переноса железнодорожной линии, но в итоге был утверждён проект, который мы все знаем: прохождение линии по мосту над нижней камерой шлюзоа № 8. Реализация этого проекта предусматривала перекрытие шлюза и прилегающих к нему бичевников единым пролётом с подмостовым габаритом не менее 14 метров. При этом требовалось перенести 3 километра железной дороги с общим объёмом земляных работ около 700 тысяч кубометров.
Рассматривалось 5 вариантов проектов будущего моста.
Проект № 1: металлический мост с типовыми балочными фермами. Ориентировочная стоимость 4 миллиона рублей. Проект № 2: арочный железобетонный мост. Стоимость проекта 4,85 миллиона рублей. Проект № 3: арочный железобетонный мост. Стоимость проекта 3 миллиона рублей. Проект № 4: арочный железобетонный мост. Стоимость проекта 3,5 миллиона рублей. Проект № 5: арочный железобетонный мост. Стоимость проекта 2,1 миллиона рублей.
С экономической и эстетической точек зрения победил вариант моста, предложенный А.С.Бачелисом. Утверждённый проект был не только дешевле, длина основного пролёта составляла 120 метров (против 118 метров типовых мостов), а смелое инженерное решение, выражающееся в отношении квадрата длины к стрелке подъёма над устоями (l2/f), обусловленное аркой произвольной формы, делало мост уникальным и единственным в мире.
Строительство моста началось в апреле 1935 одновременно с двух сторон: со стороны Тушино - тушинский устой, со стороны Москвы - московский устой. При строительстве инженеры столкнулись со множеством трудностей. В частности, с резким отличием грунтов по свойствам на разных устоях. В ходе строительства устоев было забито по 992 сваи под основание каждого устоя с углом наклона 11 градусов. Для производства бетонных работ было построено два временных бетонных завода - на тушинской и на московской стороне. Состав бетона для моста был специально разработан центральной бетонной лабораторией. Качество производимого бетона строго контролировалось в полевой и в центральной бетонной лабораториях. Бетонные работы при строительстве были начаты 26 сентября 1935 года и закончены 21 июня 1936 года. Всего было уложено 11869 кубометров бетона.
После окончания бетонных работ было начато строительство новой грунтовой призмы железнодорожного пути. Путевая призма так же укреплялась деревянными сваями.
19 июля начались работы по сведению моста в единое целое. При этом производились замеры прогибов и деформаций. Сухие данные замеров свидетельствуют (в скобках указаны расчётные теоретические значения):
осадка свода от постоянной нагрузки 37,8 мм (43,6 мм);
горизонтальный сдвиг опоры на правом устое 3,25 мм (не рассчитывалось)
горизонтальный сдвиг опоры на левом устое 2 мм (не рассчитывалось)
прогиб в замке свода 78 мм (200 мм)
прогиб балок оказался настолько мал, что его не удалось определить (не рассчитывался).
С 21 по 23 июля 1936 года мостоиспытательная станция НИИ пути и строительства НКПС проводила испытания моста со своей стороны. Статические и динамические испытания проводились двумя составами по каждому из путей: паровоз серии Э с тендером, и двумя большегрузными платформами, гружёными камнями. Результаты испытаний показали:
прогиб по инфлюэнтной линии прогиба 15,73 мм (24,1 мм);
прогиб от испытательного поезда 1,42 мм (1,5 мм);
прогиб на устое 1,0 мм (1,5 мм)
амплитуды колебаний ключа арки при скорости поезда 35 км/ч составили 5,55 мм.
Испытания показали, что все части моста работают согласованно, отклонений от расчётных значений не обнаружено. По заключению мостоиспытательной станции НКПС по мосту было открыто регулярное движение поездов без ограничения скоростей. Официальной датой открытия движения по мосту считается 4 августа 1936 года, 20 часов 05 минут по московскому времени.
Отчёт по результатам строительства содержит огромное количество технико-экономической информации. Так, например, на всю стройку было затрачено 69545 человеко-дней, в отдельные месяцы количество людей на объекте доходило до 250 человек, итоговая стоимость одного кубометра бетонных работ составила 167,9 рубля, общая экономия по сравнению с первоначальной сметой составила 507,1 тысячи рублей.
Источники информации:
1. Москваволгострой, № 6 (31), М.: НКВД СССР, сентбярь 1937, 200 с, ил. 2. Комаровский А.Н. "Записки строителя" М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1972, 264 с., ил. 3. Художественный кинофильм "Волга, Волга", реж.Г.Александров, 1938 г. 4. Личные воспоминания, исследования, фотографии и архивы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: