Мемориал у водопада на Канде [TR/27373]

Мемориал
Мемориал
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Мурманская обл.
Кандалакшский р-н
Ближайший нас.пункт
Кандалакша
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 6
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Гаврилов П.И.
Гаврилов П.И.
Федоров В.И.
Федоров В.И.
Назаров И.С.
Назаров И.С.
Титар Т.Г.
Титар Т.Г.
Автор: Mixail
Создан: 24.05.2021
Опубликован: 15.10.2021
(отредактирован: 06.06.2022)

Описание окружающей местности

Застыли навек обелиски,
Заветную память храня.
Постой. И прочти эти списки.
И шапку сними у огня…

     На 18-ом километре автодороги Кандалакша-Алакуртти, чуть в стороне от проезжей части, находится братская могила - захоронение лётчиков. В военные годы неподалеку от этого места, вблизи горы Гремяха, располагался аэродром, служивший местом базирования для одного из авиаполков 7-ой воздушной армии, действовавшей на Кандалакшском оперативном направлении.

      С этого аэродрома осуществлялись боевые вылеты самолётов (преимущественно истребителей и штурмовиков), обратно с которых возвращались не все. Погибших лётчиков, при возможности, хоронили здесь, на возвышенности, недалеко от бурного и очень красивого водопада - Падуна на Канде. Но годы шли, аэродром постепенно зарастал травой (и даже одно время использовался как картофельное поле), исчезло с лица земли и само захоронение. По инициативе молодежного центра «Гармония» оно было приведено в порядок и восстановлено, а имена героев – навсегда увековечены в граните.

     Мы — потомки тех героев, беззаветно отдавших свои жизни на войне с немецко-фашистскими захватчиками, должны бережно хранить и передавать следующим поколениям память о них.

      За каждой строчкой на этом памятнике стоит человек, со своей бесценной жизнью. Они были простые люди, которые защищали Родину до последней капли крови, исполняя свой воинский и сыновий (по отношению к Родине и своим близким) долг. Уверен - они верили, что воюют и погибают не зря, за правое дело и что следующие поколения будут жить лучше.

     Особые чувства возникают, когда смотришь на их фотографии. С них из прошлого в будущее - на нас - смотрят молодые люди. В их взгляде - надежда, что мы их не подведём и их жизнь оборвалась так рано во имя лучшего будущего.

     Поэтому хочется выразить слова огромной благодарности людям, трудятся над восстановлением и поддержанием памяти об героях Великой Отечественной Войны. Это и поисковики, которые осуществляют работы по поиску безвестных погибших героев. Это и архивные работники, обрабатывающие миллионы документов для сохранения и передачи правдивой информации о подвиге всего советского народа. Это и энтузиасты, организующие восстановление и уход за воинскими захоронениями (как этот например), мемориалами и другими знаковыми местами той войны.

     Для того, чтобы отдать дань памяти воинскому подвигу лётчиков, павших в боях на Кандалакшском оперативном направлении, мы решили организовать этот тайник. Хочется, чтобы память об этих людях сохранилась как о живых. Поэтому мы обратились к доступным базам электронных документов и поиск дал следующую информацию:

     1) Гаврилов Павел Иванович, русский, родился 20.06.1918 году в г. Ленинград, член ВКП(б) с 1942 г, партийный билет № 4206184. Начальное образование — 6 классов. В г. Ташкенте проходил обучение в строительном железнодорожном путейском техникуме, который окончил в 1938 году. В том же году призван Ташкентским городским военкоматом в ряды Советской Армии — поступил в 1-ое чкаловское военно-авиационное училище им. К.Ворошилова. Окончил училище в 1940 году (с присвоением 10 февраля 1940 года первого офицерского звания младший лейтенант). Воинское звание «капитан» получил уже во время войны — 6 ноября 1942 года.
     Во время войны проходил службу в 152 истребительном авиационном полку сначала пилотом, затем командиром звена. 10 апреля 1942 года стал начальником воздушно-стрелковой службы полка.
     В войне принимал участие с 18 сентября 1941 года на Карельском фронте. В воздушном бою 1 марта 1942 года был ранен. В ходе боевых действий многократно проявлял личное мужество и героизм, за что дважды был награждён правительственными наградами:
     - Орден «Красное Знамя» - 20 марта 1942 года (лейтенант, пилот 152 истр. авиаполка 103 авиадивизии). Из наградного листа: «В борьбе с германским фашизмом, в 18-го сентября 1941 года, тов. Гаврилов проявил высокую организованность, смелость и отвагу. Летал на выполнение боевых заданий, несмотря на сильный зенитный огонь, смело расстреливал из пулеметов фашистскую пехоту и огневые средства. За 61 боевой вылет он уничтожил 10 автомашин с пехотой и боеприпасами, зенитных артиллерийских и пулеметных точек. От его бомб и пулеметного огня выведено их действия до 4-х блиндажей и других укрытий противника. 27.9.41 г. при выполнении боевого задания в составе звена, вступил в воздушный бой с тремя истребителями противника. При этом второй ведомый был сбит противником, а ведущий командир был подбит. Тов. Гаврилов не дал противнику сбить подбитого самолета своего командира и до его посадки на свою территорию, он мужественно оборонял его от фашистских коршунов и в воздушном бою сбил самолет противника, что подтверждено комиссаром эскадрильи (ведущим).
24.11.41 г. в воздушном бою, при штурмовке войск противника, сбил истребитель противника (тип не установлен). Факт подтвержден другими экипажами, участвовавшими в этом бою.
26.12.41 г. при вылете на перехват воздушного противника, сбил Бристоль-Бленхейм, который упал в районе Онд-озеро, точное место падения не определено.
9.1.41 г. при штурмовке аэродромов Тикш-озеро, в воздушном бою сбил один ФД-21, что подвержено остальными экипажами. Кроме этого, при этом налете на аэродром им поврежден один самолет противника.
Как патриот нашей родины, независимо от обстановки, мужественно и смело громит фашистскую гадину, не щадя сил и своей жизни. За смелость, отвагу и героизм в борьбе с германским фашизмом, достоин правительственной награды — ордена «Красного Знамени».
»
     - Орден «Ленина» - 12 октября 1942 года (старший лейтенант, командир звена). Из наградного листа: «В боях с германским фашизмом тов. Гаврилов проявил исключительное мужество и героизм. Летая на выполнение задание по штурмовке противника, тов. Гаврилов, пренебрегая опасность быть сбитым зенитным огнем, расстреливал пехоту противника. Тов. Гаврилов за выполнение 51 боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя». За время боевых действий тов. Гаврилов произвел 138 боевых вылетов из них 20 на штурмовку войск противника. За время выполнения боевых вылетов тов. Гаврилов уничтожил 10 автомашин с пехотой и боеприпасами, 5 зенитных точек, от его бомб выведены из действия 4 блиндажа.
После награждения его орденом «Красное Знамя» сделал 87 боевых вылетов и в проведенных 4 воздушных боях лично сбил 1 бомбардировщик противника и 3 истребителя.
Тов. Гаврилов выполнял задание по штурмовке аэродромов противника, где уничтожено им лично 2 самолета.
Тов. Гаврилов, как командир звена учит своих летчиков звена, своим личным примером и показывает исключительный героизм, смелость и отвагу. Его звено произвело 374 вылета с налетом 381 час.
За проявленное мужество, отвагу и геройство, достоин правительственной награды ордена «Ленина».
»
       16.10.1941 года в г. Кегостров вступил в брак с Гавриловой (Коржавиной) Зинаидой Егоровной.
     Умер 22.03.1943 г. от ранений, полученных в воздушном бою. Ему было 24 года. В г. Ташкенте осталась родная сестра — Гаврилова Надежда Ивановна, мать умерла в 1941 году, отец — в 1944 г. Жена в 1956 году оформляла запросы для выяснения судьбы погибшего офицера.

     2) Назаров Игорь Сергеевич, русский, родился 18 июня 1915 г. в селе Лукино, Нарофоминского р-на Московской области. Начальное образование — 7 классов школы № 41 г. Москвы в 1932 г. В 1935 году окончил курсы п/подготовки ВУЗ г. Москвы по профессии инструктор физкультуры.
     Призван на службу в РККА 8 декабря 1939 г. при поступлении в Борисоглебскую авиашколу им. Чкалова. Военную присягу принял 23 февраля 1940 года. Авиационную школу закончил в 1941 году и 3 февраля 1941 года был распределён в 127 истребительный авиаполк пилотом с присвоением воинского звания сержант. Во время войны проходил службу в 205 ап б/б, 439 иап, 152 иап. На Карельском фронте 20 мая 1943 года переведён в 839 истребительно-штурмовой авиаполк на должность командира звена с присвоением первого офицерского звания младший лейтенант. На этой должности прослужил до 3 марта 1944 г.
     Погиб 4 апреля 1944 года при катастрофе самолёта. Назарову И.С. было 28 лет. Из извещения о смерти: «...после выполнения боевого задания 27 марта 1944 года потерпел аварию и его самолёт был разбит. Тов. Назаров получил тяжелый ушиб головы и не приходя в сознание 4 апреля 1944 года умер
     «Похоронка» - извещение о смерти, была оформлена на отца — Мельникова Ивана Ивановича — видимо единственного родственника. Есть одна особенность — в именном списке безвозвратных потерь л/состава 7-ой ВА указано, что мл.л-т Назаров И.С. похоронен на кладбище эвакогоспиталя 2214 (14 км по дороге Кандалакша-Алакуртти).

     3) Степин Михаил Кузьмич, русский, родился в 1917 году в с. Черное Знаменского р-на Орловской области. Член ВКП(б) с 1939 года, партбилет № 1746470.
     Вступил на службу в Красную Армию в августе 1940 года, когда поступил в Ульяновскую военную авиашколу. 17 августа 1941 года закончил авиашколу и распределен в распоряжение командование ВВС Северного фронта на должность пилота с присвоением воинского звания «сержант».
     Участие в войне принимал с мая 1942 года в составе Карельского фронта. С 19 июня 1942 года проходил службу в 839 истребительном авиаполку. Также служил в 841 смешанном авиаполку и 197 истребительном авиаполку 260 смешанной авиадивизии (последнее место службы). Во время службы получил воинские звания «старший сержант» и «старшина».
     В ходе боевых действий проявил и зарекомендовал себя как отличного летчика, в бою показал личное мужество и героизм, за что был награждён правительственной наградой - Орден «Красная Звезда» - 17 декабря 1942 года (старший сержант, пилот 841 смешан. авиаполка 32 армии). Из наградного листа: «За короткое время пребывания в части показал себя одним из лучших летчиков, смелый, решительный и настойчивый, в любую минуту готовый для самопожертвования во имя победы над врагом. Имеет 6 боевых вылетов на штурмовку наземных объектов противника.
18 ноября 42 года выполняя задание на разведку в районе Лисья Губа, он обнаружил группу пехоты противника и меткими и дерзкими атаками уничтожил до 30 белофиннов и подавил огонь точки МЗА противника / Подтверждено фотоснимками и экипажами/.
17 ноября 42 года при выполнении боевого задания в районе Повенец, уничтожил автомашину с боеприпасами и сжег автокухню противника /Подтверждено фотоснимками и экипажами, участвовавшими в штурмовке/.
Особенно отличительные результаты показал при взаимодействии с наземными войсками 10.12.42 года в районе Западнее Массельская, где дерзкими, смелыми атаками уничтожал живую силу и зенитные точки врага. После первого вылета быстро подготовил самолет ко второму вылету, в котором РС!ами и пулеметным огнем уничтожал живую силу и технику врага, подавил МЗА, но при этом прямым попаданием снаряда пробило левую плоскость его самолета, повредив тяги элерона.
Тов. Степин в сложных метеорологических условиях, проявил мужество и спокойствие, рискуя своей жизнью, привел свой самолет на аэродром и совершил отличную посадку.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-финскими захватчиками и проявление при этом доблести и мужества, достоин награждения Правительственной наградой — орденом «Красная Звезда».
     
18 марта 1943 года был убит в воздушном бою в районе г. Кандалакша. Труп сгорел. В Ивановской области, в г. Кольчугин осталась мать — Степина Анастасия Сергеевна.

     4) Титар Трофим Григорьевич, украинец, родился в октябре 1921 года в с. Дзютени, Козельшанский р-н Полтавской области (в войну было оккупирована). Гражданское образование — 7 классов средней школы, которую окончил в 1937 году. Получил начальную профессию формовщик. Член ВЛКСМ с 1939 года, комсомольский билет № 3377045.
     Призван на военную службу в 1940 году. Военную присягу принял 23 февраля 1940 года при поступлении в Чугуевское военное авиационное училище. Закончил обучение 2 июня 1941 года и назначен на должность военного пилота в 254 истребительный авиаполк с присвоением воинского звания «сержант». Проходил службу в 835 истребительном авиаполку. За время службы проявил себя достойно и дослужился до воинского звания «старшина».
     Погиб при катастрофе самолета 18 июня 1942 года. Ему было всего 19 лет. Извещение о смерти было направлено отцу — Титар Григорию Тихоновичу и матери — Титар Ефимии Ивановне.

     4) Федоров Виталий Иванович, украинец, родился 21 апреля 1917 года в селе Васильковка Васильковского р-на Днепропетровской области. Член ВКП(б) с 1940 г., партийный билет № 2774700.
     В ряды Красной Армии вступил по специальному набору ЦК ВЛКСМ в 1935 году - при поступлении в 11-ю военную школу пилотов 13 августа 1935 года. Через два года — 15 сентября 1937 года продолжил обучение во 2-й военной школе летчиков истребителей.
     До войны проходил службу в различных воинских частях: с 27.11.1937 г. в 19-й истребительной эскадрильи, с 15.5.1938 г. в авиационной истребительной части № 9007. на должности военный пилот получил воинское звание «старшина». 5 февраля 1939 года был переведён на должность мл.летчика с присвоением офицерского звания «лейтенант». С 11 марта 1939 года занимал должность заместителя командира эскадрильи по политической части в 41 истребительном авиаполку и в 152 истр. авиаполку 259 истр. авиадивизии. Во время войны осуществлял вылеты на выполнение боевых заданий. Получил воинское звание «капитан».
     13 апреля 1943 года был сбит в воздушном бою и погиб. Ему было 25 лет, через неделю у него должен был быть 26-й день рождения.
     Был женат на Федоровой Валентине Алексеевне (г. Белебей).

     В заключении хочется ещё добавить некоторые свои впечатления. При работе с документами, особенно с именными списками безвозвратных потерь в авиационных частях Карельского фронта, обратил внимание, что по документам проходит очень много сбитых на территории врага лётчиков. Это район аэродрома Алакуртти, который советские лётчики называли «звериным логовом», озеро Толванд и т. д. У многих место падения не установлено, часть летчиков проходит как просто не вернувшиеся с боевого задания. У некоторых сбитых над вражеской территории лётчиков есть приписка — предположительно сгорел — думаю, это о тех, чьи сослуживцы видели, как падал горящий самолёт. Часто встречаются несколько записей о потерях в один день — значит были тяжёлые воздушные бои.
     Эти данные в полной мере свидетельствуют о том, что бои в Заполярье не только на земле, но и в небе, шли крайне ожесточённые. По данным открытых источников, в ходе кровопролитных сражений на Кандалакшском направлении погибли свыше 25 тысяч советских солдат и офицеров. Безмолвными свидетельствами страшных военных лет стали многочисленные мемориалы, обелиски, воинские захоронения, расположенные по обеим сторонам алакурттинской дороги.

Кандалакшское оперативное направление в период Великой Отечественной Войны

     Кандалакшское направление было одним из ключевых как для немецко-финских захватчиков, так и для Красной Армии. Фашисты в начале войны стремились, наступая на Кандалакшском направлении, выйти к Белому морю в районе Кандалакши, перерезать здесь Кировскую железную дорогу и тем самым лишить снабжения советскую группировку войск, а в дальнейшем, продвигаясь на север вдоль этой дороги, во взаимодействии с горным корпусом «Норвегия» уничтожить советские войска на Кольском полуострове и захватить Мурманск. 
     Наступление на Кандалакшском направлении началось 1 июля силами немецкого 36-го армейского корпуса и финской 6-й пехотной дивизии при поддержке 100 танков. В ходе ожесточенных боев они сумели прорваться в район Казарм, севернее Куолаярви и создать угрозу выхода с севера в тыл 122-й стрелковой дивизии 42-го стрелкового корпуса. С целью не допустить её окружения командир корпуса генерал-майор Р.И. Панин с разрешения командующего 14-й армией к исходу 8 июля отвёл дивизию на рубеж озер Куолаярви и Алаярви, где была подготовлена вторая полоса обороны и располагалась 104-я стрелковая дивизия (без 242-го стрелкового полка). Противник, развивая наступление, 10 июля вышел в район 10 км восточнее Кайлары. Командир 42-го стрелкового корпуса ввел в сражение свой резерв и резервы дивизий, которые в ночь на 11 июля окружили и полностью уничтожили крупные силы врага, прорвавшиеся в этот район. Это вынудило его временно приостановить наступление на Кандалакшском направлении. 19 августа немецкий 36-й армейский корпус, значительно пополненный людьми и боевой техникой, снова перешёл в наступление на Кандалакшу. Он нанёс удары по флангам 42-го стрелкового корпуса, создав угрозу окружения его частей. Для парирования ударов врага резервов у командира корпуса больше не было. Поэтому командующий 14-й армией приказал его частям отойти на заранее подготовленный оборонительный рубеж восточнее Алакуртти. Попытка 36-го армейского корпуса, усиленного дивизией СС «Север» в последующем продолжить наступление успеха не имела. Понеся потери, противник в середине сентября перешел к обороне, не достигнув Кировской железной дороги. На Кандалакшском направлении наши солдаты остановили врага в 80-ти километрах от Кандалакши на 5-ом оборонительном рубеже, на рубеже Верман.
     Таким образом, в августе - сентябре 1941 года практически на протяжении всего Карельского фронта советские войска упорным сопротивлением остановили наступление противника, предпринимавшего попытки завладения Заполярьем, и вынудили его перейти к обороне. С сентября 1941 года по июнь 1944 года войска фронта держали оборону Советского Заполярья.

     Большую роль в успехе советской обороны сыграла работа, проведённая в 1940—1941 году под руководством первого секретаря Мурманского обкома ВКП (б) М. И. Старостина и комбрига К. Р. Синилова, которые создавали укрепления Мурманского пограничного округа и Кандалакшского укрепрайона. Безуспешная попытка немецко-фашистских войск взять Мурманск в первые дни войны показала, что это было сделано вовремя и правильно. В дневнике, где Максим Иванович Старостин ежедневно в течение всей войны описывал происходящие события, есть запись: «28 января 1942 г. Взятый в плен ефрейтор пехотного полка заявил: „Ваши действия на Мурманском направлении очень удачны. Можно утверждать, что это единственное место на фронте, где с самого начала войны наши части не сумели продвинуться вперед. Вы нанесли нам большие потери“ На Кандалакшском направлении настроение солдат, судя по показаниям пленных, не лучше. Солдат, взятый в плен, показал: „Нам обещали взять Кандалакшу за 12 дней и дойти до Белого моря, но до сих пор не сумели этого сделать, хотя прошло уже 6 месяцев. Настроение солдат подавленное — они не ожидали такого упорного сопротивления русских».

     В обеспечении обороны Заполярья и в частности Кандалакшского направления, огромную роль играла авиация.
     После безуспешных попыток немцев овладеть Мурманском боевые действия сместились к югу, на Кандалакшское и Кестеньгское направления. Германское командование перебазировало часть своей авиации на аэродром «Алакуртти» от которого до Кировской железной дороги было всего 100 км, то есть 15 минут полёта. Маршрут полёта немецких самолетов проходил над глухой лесисто-болотистой местностью, где почти полностью отсутствовали наши посты ВНОС (войска воздушного наблюдения, оповещения и связи). Все это позволяло воздушному противнику появляться в районе дороги внезапно. Поэтому перехватывать вражеские самолёты здесь было очень трудно. А на самом аэродроме противник сосредоточил большое количество зенитной артиллерии и авиации прикрытия. Поэтому при налётах на этот аэродром противника было много потерь советских лётчиков.

     При рассмотрении мемориала погибшим лётчикам также обращает на себя один момент: 4 летчика из 5 погибли весной 1943 года, причём практически в месячный период. Это не случайность и характеризует так называемое весеннее обострение 1943 года. После полярной зимы, в начале апреля 1943 года, немцы готовили крупную наступательную операцию на Кандалакшском направлении и в связи с её подготовкой участили свои налёты на Кировскую железную дорогу. Это жизненно важная коммуникация стала работать с перебоями. Во второй половине апреля были случаи, когда по 3 — 4 суток не отправлялось ни одного состава. Особенно активно действовала неприятельская авиация на участке дороги от станции Кандалакша до станции Лоухи протяженностью 164 км. Так же, чтобы дезориентировать советскую противовоздушную оборону и распылить силы советской истребительной авиации, немцы стали производить нападения мелкими группами бомбардировщиков под прикрытием истребителей по нескольким участкам и объектам сразу. Вражеская авиация прибегала к методу «закупорки» наших аэродромов к моменту действия своих бомбардировщиков. В таких операциях участвовали не только бомбардировщики, но и истребители.
     Для противодействия вражеским планам и его налётам советская авиация проводила свои операции и атаки, в ходе которых погибли многие лётчики, в том числе и герои данного описания.

При создании данного описания были использованы следующие источники: сайт Память народа, сайт Подвиг Народа, Википедия - Оборона Заполярья, Военное обозрение - Боевые действия в Заполярье 1941, Бои на юге Заполярья, сайт Кандалакши с очень хорошим описанием действий авиации, книга Е. Крячкова «В кандалакшских лесах» (Мурманская библиотека - электронный фонд), Маршрут памяти, Захоронение у Гремяхи.

В процессе подготовки описания тайника сформировался банк электронных копий документов лётчиков. Мы посчитали нужным и правильным эти электронные документы поместить в фотоальбом тайника. Поэтому там приложены документы по каждому лётчику: учётно-послужная карточка, наградные документы, список безвовратных потерь, приказ об исключении из списков части и т.д. Хочу поблагодарить игроков -nz-, Andrey0577, TG71 & No4noi_oxotn1k и Das Boot за помощь в публикации этих документов. Для удобства ориентирования по материалам они выложены: один игрок-документы по отдельному человеку. Спасибо вам, ребята, за помощь!

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

КоТтабыч (09.08.2022 10:10:49)
Взят 08.08.2022 в компании с Vampirella по пути в Хибины. Автору - спасибо!
Sergio79 (06.08.2022 22:56:48)
Взяли тайник 20.07.2022 вместе с Задохликовым тупиком.
Сначала перекусили на поляне и не поняли, где здесь водопад, обычные пороги. Затем отправились к мемориалу и там встретили настоящий красивый водопад. Аж уходить не хотелось. Коробочка оказалась знатной, заполненной разными геокротами, в т.ч. именными. Разобрали все именные, развезем их по геокешерам.
Я предложил переночевать тут же, на поляне. Но ребята не захотели, не смотря на позднее время. Поехали ночевать на тайник Белые в Белом, это уже в Карелии.
Автору спасибо! Понравилось место.

P.S. Уже на тайнике Белые в Белом обнаружил, что потерял передний номер на машине. Видимо, в одной из луж у тайника. Помню, что лужи были вязкими и глубокими и я их брал на скорости, чтобы не застрять. Вот там и смыло, видать. Вот так без номера доехал до самого Питера. Уже не первый раз такое приключение. 2 года назад тоже номер потерял на Воттовааре.
Das Boot (05.08.2022 12:00:46)
Карелия (25.07.2022 23:53:32)
Sergafan (13.07.2022 23:18:54)
Das Boot (06.06.2022 22:29:05)
DisaV (08.03.2022 12:55:53)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.