Крестовоздвиженский монастырь ведет историю от Зачатьевской обители, основанной около 1370 года женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) под кремлевским холмом на берегу Волги. Это был обычный для Древней Руси монастырь с рубленными строениями. В пожарах 1685 и 1715 годов монастырь выгорел "без остатку", к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевел инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней каменного кремля и одноименной церковью. Туда же владыкой Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля.
В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель.
В 1809 году он выгорел. Игумения Дорофея Новикова добилась от губернатора А. Руновского и епископа Моисея согласия на перенос монастыря за территорию города, к кладбищенской Казанской церкви. Проект монастырского комплекса разработал губернский архитектор И.И. Межецкий.
В 1814 году монастырь был перенесён к Арзамасской заставе (нынешняя площадь Лядова). В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. Так же был заложен Крестовоздвиженский храм, который строился до 1823 года. Синод указал на то, что монастырь должен носить такое же название - Крестовоздвиженский.
В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости.
В 1838 году при монастыре было открыто женское училище.
В 1848 году был перестроен соборный храм. Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек.
В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа.
До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности.
В благополучном состоянии Крестовоздвиженский монастырь пребывал до октября 1917 года. Сразу же после издания декрета об отделении Церкви от государства монастырь лишился всех юридических и экономических прав. А при учете в 1918 году монастырского имущества и богослужебных ценностей здесь произошел инцидент с человеческими жертвами. В апреле 1918 года перед Вербным воскресеньем в монастырь въехал вооруженный отряд так называемых «красных латышей», который намеревался конфисковать монастырское имущество. Игумения Мария отказалась выдать ключи. Собрались монахини и богомольцы, по которым отряд открыл огонь, убив двух паломников.
Спустя малое время обитель была закрыта, и на ее территории устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции, о чем сообщила Петроградская «Красная газета» от 6 сентября 1918 года. В докладе о деятельности всех отделов Нижегородской губернской ЧК за октябрь 1918 года читаем: «В концентрационном лагере к октябрь было сосредоточено до 600 заключенных, как арестованных в октябре, так и в предыдущие месяцы». Других документов, прямо или косвенно подтверждающих существование концлагеря в Крестовоздвиженском монастыре, пока не найдено.
После закрытия монастыря монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. Позже они соединились с приходской общиной, созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявление о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода» — общества, объединившего жите лей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского. При этой приходской общине, как значилось в документах компетентных органов, «некоторое время состоял служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский). Слово «состоял» требует пояснений. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий в 1926 году был арестован ГПУ за участие в попытке высшего духовенства («соловчан») тайного избрания патриарха. Митрополит Сергий в ноябре 1926 года был помещен под арест в Крестовоздвиженский монастырь, где пробыл два месяца и написал, по воспоминаниям митрополита Литовского Епифания, акафист иконе Божией Матери «Умиление».
В 1927 году монастырь (точнее, его территория) был переименован в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены, собор пустовал. Община поначалу перешла в Казанский кладбищенский храм, который позже, в 1935 году, был также закрыт. Поводом послужило то, что Пасхальной литургией в соборе священнослужители «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Обвиненные как «участники контрреволюционной организации», они были приговорены к заключению и исправительным трудовым лагерям.
Вскоре после закрытия Казанского храма президиум горсовета рассмотрел вопрос, связанный с Крестовоздви-женским монастырем. 19 августа 1935 года Комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила: «Бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос». Но приказ выполнен не был…
Казанский кладбищенский храм был приспособлен под жилье. Долгое время в здании церкви жили семьи нижегородцев, но в хрущевские времена этот храм был все-таки уничтожен. Варварски было стерто с лица земли и кладбище. Лишь несколько захоронений перенесли на кладбище по ул. Пушкина. Долгое время на территории бывшего Казанского некрополя было расположены бензохранилище для заправки автотранспорта.
В августе 1952 года Казанский некрополь представлял собой печальнейшее зрелище. Из акта комиссии Управления благоустройства и коммунальных предприятий: «ограждение… разрушено… Территория двора Западного поселка, где расположена могила Анненковых, находится в антисанитарном состоянии – загромождена помойками, уборными, мусор и жидкие отходы разбрасываются по двору, в отдельных местах лужи воды. Территория бывшего кладбища никем не охраняется…»
В 50-е годы ХХ века монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос».
Возрождение монастыря началось в 1995 году. Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял 100%. Были стерты с лица земли склепы благотворителей обители, погребенных у стен собора. Усыпальница в бывшей Иверской церкви использовалась заводом для сброса мусора. Здесь несколько десятилетий находилось гальваническое производство…
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай назначил настоятелем возрождающегося прихода иерея Александра (Ильина). Совместно с церковным старостой В. Павлиным и несколькими первыми прихожанами было начато восстановление монастырского корпуса, одну из комнат которого, по благословению владыки Николая, освятили как церковь во имя новомученицы великой княгини Елисаветы.19 января 1997 года в этой церкви состоялось первое богослужение. С первых же дней при новом храме были открыты воскресная школа и иконописная мастерская. Впоследствии, когда службы проводились уже в соборе, в маленькой Елисаветинской церкви совершались таинства венчания и крещения.
27 сентября 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе. Совершил праздничную Божественную литургию сам митрополит Николай. В первую зиму собор не отапливался, но Божественные литургии по воскресным дням и великим праздникам совершались, и число прихожан росло.
25 марта 2004 года на заседании Священного Синода было одобрено прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) о преобразовании прихода храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в Крестовоздвиженский женский монастырь.
23 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета, а в канун Пасхи, в день Великой субботы 9/22 апреля того же года, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря матушка Филарета была награждена золотым наперсным крестом (по должности).
Сейчас, помимо забот о восстановлении монашеской жизни обители и реставрации храма и зданий монастыря, сестры активно ведут и воспитательно-просветительную работу: при монастыре имеется воскресная школа, а также инокини, имеющие педагогические способности, опекают детей из неблагополучных семей и сирот – воспитанников соседнего детского дома-интерната. В обители открыт православный медицинский пункт, где получают помощь насельницы, священнослужители и миряне. «Конечно, хотелось бы возродить старые монастырские золотошвейные традиции, - поделилась своими мыслями матушка Филарета, сама высокопрофессиональная швея, - открыть мастерскую…»
В июле 2006 года в монастыре были завершены археологические раскопки под руководством московского археолога Юрия Смирнова, в результате которых в склепе были обнаружены останки игумений: Дорофеи I (1756-1831 гг.), Веры I (1789-1857 гг.), Асенефы I (1801-1868 гг.), Дорофеи II (1812-1881 гг.), Веры II (1826-1883 гг.), Асенефы II (1824-1908 гг.). Они были перезахоронены под алтарем Иверского храма.
Постепенно собираются в святой восстанавливающейся обители и святыни. Об этом заботятся и сами насельницы монастыря, и прихожане. На данный момент в монастыре находятся величайшие Святыни, которым могут поклониться все, посещающие обитель:
- Крест с частицей Животворящего Креста Господня
- Крест — Голгофа, освященный в Иерусалиме, пронесенный по Крестному пути Спасителя
- Икона Божией Матери Казанская, написанная до революции сестрами монастыря и чудесно обновившаяся после возвращения в обитель в наше время
- Икона Божией Матери Иверская, принесенная в дар чудесно исцелившейся от нее женщиной
- Икона Божией Матери, именуемая Страстная, написанная монахами монастыря Кутлумуш на Святой Горе Афон
- Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
- Икона с частицей мощей святого Апостола Андрея Первозванного
- Икона с частицей мощей святого вмч. Георгия Победоносца
- Икона с частицей мощей святого вмч. Пантелеимона Целителя
- Икона с частицей мощей святителя Нектария Эгинского
Источник: http://krest.nnov.ru/