Автор: delia и shimp
Создан: 18.07.2021
Опубликован: 18.08.2021
(отредактирован: 18.08.2021)
Описание окружающей местности
В 1941 г. возле села Григорьевское Луховицкого района был образован полевой аэродром. С 1943-го здесь начали формироваться первые польские авиационные части «Варшава» и «Краков». Именно отсюда свои первые вылеты совершали польские лётчики. Так, 70 лет назад вместе с формированием на территории СССР I-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко были воссозданы польские военно-воздушных силы.
Командование ВВС выделило необходимое число лётчиков-инструкторов, технический персонал и пять учебно-тренировочных самолетов УТ-2. Здесь изучали устройство и вооружение самолётов, готовились к полётам. Командиром эскадрильи был назначен капитан Вацлав Козловский – поляк, родившийся в СССР и служивший до этого момента в советских ВВС.
Вскоре было принято решение на базе I-й авиаэскадрильи создать I-й польский истребительный авиаполк. В соответствии со штатом в нём должно было быть 175 человек, в том числе 33 офицера, 123 подофицера и 18 рядовых бойцов. В полк начали прибывать воины, имевшие достаточную авиационную подготовку. В конце августа в полк стали поступать боевые Яки, и лётчики полка приступили к интенсивной подготовке. Каждому пилоту в полевых условиях было необходимо налетать около 100 часов.
6 октября 1943 г. постановлением президиума Союза Польских Патриотов в СССР I польскому истребительному авиаполку присваивается почётное наименование «Варшава». 1 января 1944 г. на аэродроме в Григорьевском полку было вручено боевое знамя. В марте 1944-го здесь началось формирование второго польского полка «Краков».
Командиром полка «Варшава» стал подполковник Иван Талдыкин, участник боёв с белофиннами, кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени. Вместе с ним лётчики «Варшавы» прошли боевой путь от польской столицы до Пилы, где командир полка погиб в воздушном бою.
В боевых действиях польские авиаполки впервые приняли участие 23 августа 1944 г. В этот день совершила боевой вылет четвёрка истребителей Як-1. Самолёты из полка «Варшава» ничем не отличались от советских. Единственное – на польских машинах были нарисованы бело-красные «шашечки» на бортах фюзеляжа. Это и было первое боевое крещение. Именно о луховицких краях сложили поляки песню «Ока, как Висла, широка…»
Впереди польских авиаторов ждал длинный боевой путь: освобождение Варшавы, Поморского Вала, Балтийского побережья, форсирование реки Одер, участие в окружении и разгроме Берлинской группировки противника.
Открытие мемориала памяти авиаполкам состоялось в 2003 году. На каменной стеле, где изображен белый самолёт, расположена доска с надписью на русском и польском языках: «В память о формировании польских авиаполков «Варшава» и «Краков» на полевом аэродроме в селе Григорьевском VII.1943-VI.1944».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: