Товарищ Тендер [VI/27036]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Фортификация
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Карелия респ.
Ланденпохский р-н
Ближайший нас.пункт
Асилан
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 2Нашли: 9
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Rahmulik
Создан: 05.08.2021
Опубликован: 05.08.2021
(отредактирован: 05.08.2021)

Описание окружающей местности

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДОСТРОЕНИЯ

"ТОВАРИЩ ТЕНДЕР"

И. И. Черников

Было бы справедливо поставить такой тендер где-либо на берегу, а на гранитном постаменте золотыми буквами высечь имена его создателей, рабочих-судостроителей, моряков.

Адмирал Ю. А. Пантелеев

Шла страшная блокадная зима.

Одной из важнейших задач, от решения которых зависела судьба Ленинграда, была подготовка Дороги жизни к летней навигации 1942 года. Помогала вся страна. Строились причалы и склады, прокладывались подъездные пути, стягивались к Ладоге пригодные для перевозок буксиры и баржи, ремонтировались корабли Ладожской флотилии.

По специальному решению правительства в тяжелейших условиях осажденного города была развернута постройка крупной серии стальных озерных барж. Этим решалась проблема тоннажа.

Тогда же возникла и идея создания большого числа малых маневренных транспортных средств для перевозки людей и взрывоопасных грузов через озеро. Вероятность потопления таких судов благодаря их малым размерам существенно уменьшилась бы, возможные же единичные потери менее болезненно сказывались на общем объеме перевозок.

В апреле 1942 г. директоров судостроительных заводов вызвали в Смольный. Их приняли руководители обороны города Андрей Александрович Жданов и Алексей Александрович Кузнецов. На столе лежали развернутые чертежи, фотоснимки. Была поставлена задача: в кратчайшие сроки освоить серийную постройку для Ладоги малых самоходных плашкоутов. Основные требования, сформулированные А. А. Ждановым, сводились к тому, что подобные суденышки должны быть как можно более простыми в управлении и увертливыми, так как за ними будут охотиться «мессершмитты», мелкосидящими - способными подходить к необорудованному берегу, чтобы можно было производить погрузку и разгрузку, где понадобится, а не у постоянно находящихся под угрозой воздушного налета причалов.

А. А. Жданов получил заверение, что ленинградские судостроители до вскрытия льдов, т. е. не больше чем за полтора месяца, сумеют построить первую партию таких плашкоутов.

Работа по проектированию и подготовке производства несколько упрощалась благодаря тому, что имелся прототип - малый десантный плашкоут, созданный еще до войны на Таллинском судоремонтном заводе. Тактико-техническое задание на его проектирование было подготовлено в апреле 1941 г. зам. н-ка техотдела КБФ инженер-капитаном 2 ранга Н. Е. Гончаровым; постройкой головных судов руководил начальник докового цеха К. Л. Лукьянов.

Как вспоминает бывший командующий Ладожской военной флотилией В. С. Чероков, несколько недостроенных плашкоутов удалось отбуксировать из оставляемого флотом Таллина в Кронштадт; здесь шесть судов ввели в строй и они участвовали в боевых действиях при срочной эвакуации наших войск из-под Выборга.

Теперь требовалось, сохранив идею прототипа, максимально упростить его конструкцию с расчетом на конкретные возможности каждого из предприятий, учтя и сверхжесткие сроки, и истощение обессилевших людей...

Головным предприятием по выполнению этого заказа штаба обороны Ленинграда стал «Петрозавод» (директор К. В. Шевченко, главный инженер Б. С. Стебаков, парторг В. И. Романовский]. Работая буквально круглые сутки, инженеры М. П. Цветков, М. А. Крылов, Н. А. Киселев, А. Б. Маньковский под руководством главного конструктора Б. В. Плисова за несколько дней разработали проект.

Параллельно вариант плашкоута проектировался и на другом предприятии (ныне - Адмиралтейское объединение]. Группой конструкторов, возглавляемой главным инженером завода Ю. Г. Деревянко (в нее входили, в частности, В. М. Мудров и А. Н. Тюшкевич), был разработан проект двухтрюмного плашкоута с упрощенными обводами, по которому впоследствии и было построено наибольшее число судов.

Несмотря на все тяготы блокады, голодающие рабочие за десять дней построили первые два тендера (Само слово тендер - восходит к принятому в русском парусном флоте XIX века названию класса самых малых боевых судов для действий вблизи берега. Тендера (или куттера, а отсюда - катера) представляли собой одномачтовые суда водоизмещением до 50-60 т с 10-12 пушками на палубе. Термин попал к нам из английского флота, где тоже означал вспомогательное судно (от tender - помощник, заботящийся). - Прим. ред.) грузоподъемностью по 15 т.

В конце мая эти тендера прошли ходовые испытания, а 1 июня уже три тендера, включая 25-тонный, были осмотрены членами Военного совета фронта во главе с А. А. Ждановым и В. Ф. Трибуцем.

Суденышки, на которых были установлены 75-сильные автомобильные двигатели с грузовика «ЗИС-5», уверенно развивали скорость 5-6 узлов и обладали ценнейшей способностью разворачиваться чуть ли не на месте, вползали носом на отмелый берег Невы. Затем тендера были подняты на стенку. Жданов внимательно осмотрел их и потребовал форсировать серийную постройку таких судов.

Постройку тендеров наладили на шести судостроительных и судоремонтных предприятиях. Была организована и их кооперация: так, «Петрозавод» поставлял гребные винты и подшипники Гудрича, Балтийский завод - кингстоны и т. д.

Измученные блокадной зимой, ценой героических усилий, работая едва ли не вручную, судостроители за период с 20 мая по 1 августа (т. е. за 2 месяца и 10 дней) сдали морякам 118 тендеров. Сдача заказов флоту много времени не отнимала: матросы работали на постройке тендеров на всех этих предприятиях. Готовые суда немедленно грузили на железнодорожные платформы и отправляли в Осиновец. Здесь тягачом стаскивали прибывший тендер с платформы на наклонную дорожку простейшего слипа, и прямо на своем днище судно сползало в воду.

Построенные на разных заводах суда различались и по величине, и по внешнему виду. Большую их часть составляли двухтрюмные 25-тонные тендера, меньшую - однотрюмные 15-тонные (практически их строил только «Петрозавод»), однако и внутри каждого из этих двух основных типов судов существовали некоторые отличия, в частности - в форме корпусов.

Ждановцы по проекту главного конструктора завода О. Ф. Якоба построили несколько тендеров значительно большей грузоподъемности - 100-тонных. Благодаря более удачному соотношению длины и ширины эти относительно узкие и длинные тендера при установке двух двигателей по 75 л. с. развивали даже большую скорость, чем малые 25-тонные.

Недавно в архиве одного из предприятий были обнаружены (и переданы Центральному военно-морскому музею) чертежи типовых тендеров. Теперь можно более определенно назвать их характеристики.

Корпуса тендеров представляли собой плоскодонные и прямостенные сварные коробки, собранные из предварительно изготовляемых плоскостных секций. Формы оконечностей были упрощенными - «гранеными». О применении хорошо обтекаемых округлых обводов - нечего было и думать. Во-первых, это несоизмеримо усложнило бы и неизбежно задержало работу на всех построечных операциях. А во-вторых, в блокадных условиях абсолютно нереально было рассчитывать на гибку огромного количества стальных листов: не было ни сил у рабочих, ни оборудования, ни топлива; нельзя было применять ни горячую гибку с нагревом металла в огромных печах, ни холодную - в мощных гибочных станках-вальцах. Большая заслуга конструкторов и состоит в том, что всемерное упрощение проектов, продиктованное конкретными условиями, относительно мало сказалось на ходовых и маневренных качествах судна!

В принципе двухтрюмные тендера отличались от однотрюмных только общей длиной, добавлением поперечной переборки между трюмами и незначительным изменением обводов носовой части. Все остальные их элементы были полностью унифицированы.

Приведем размерения двухтрюмного 25-тонного варианта: длина наибольшая - 14,3 м, между перпендикулярами - 14 м; ширина габаритная - 3,8 м, по палубе - 3,6 м; высота борта до палубы - 1,5 м, до края носового фальшборта - 2,3 м. Водоизмещение порожнем при осадке 0,37 м - 13,56 т.

Длина между перпендикулярами однотрюмного тендера составляла 10,5 м.

Оборудование трюмов сводилось к тому, что на днище укладывали дощатый пайол, а вдоль бортов ставили откидные скамьи для людей; люки закрывались стандартными лючиками.

В корме - в машинном отделении под невысокой полурубкой - устанавливапись двигатель «ЗИС-5», топливный бак (обыкновенная 250-литровая бензиновая бочка) и коробка передач; первоначально одно-трюмные тендера заднего хода не имели. Команды мотористу подавались при помощи переговорной трубы.

У поста рулевого - старшины тендера - на кормовом краю полурубки стоял нактоуз 6-дюймового шлюпочного компаса. Рулевое устройство было простейшим и потому надежным. Перо руля перекладывалось при помощи румпеля, как на шлюпке (на некоторых тендерах уже силами экипажа ставили штурвал).

На первых тендерах какие бы то ни было бытовые удобства отсутствовали совершенно. В дальнейшем в носовой части трюма моряки стали выгораживать себе «кубрик»: делали легкую дощатую переборку, оборудовали топчаны, ставили буржуйку (труба выходила прямо в трюм). На тендерах более поздней постройки помещение для жилья делали уже на заводах.

Тендера оборудовались простейшими навигационными огнями, леерным ограждением, сходнями, привальными брусьями, четырьмя кнехтами и носовыми битенгами. (Кормовые трубчатые битенги стояли только на первых двухтрюмных тендерах.) В носу двухтрюмных тендеров на днище приваривали по два фальшкиля, предназначенных для защиты корпуса при подходе к отмелому каменистому берегу.

Нужно сказать, тендера получились довольно надежными и мореходными судами. Первоначально им запрещали выходить в море уже при волнении 4 балла, однако впоследствии даже значительно перегруженные тендера ходили при 5 баллах и выше.

Днем и ночью эти суденышки со скоростью 5-6 уз ходили по трассе Кобона - Осиновец. Команды их paботали поистине геройски, совершая по два-три рейса за сутки. С призывом к товарищам бороться за три рейса обратились матрос Илья Карагинцев и старшина 2-й статьи Афанасий Яковлевич Рыбаков.

Борясь за увеличение эффективности перевозок, экипажи ввели интересное новшество. Грузоподъемность судов лимитировала не столько малая высота надводного борта, сколько положение выхлопной трубы. Выхлопное отверстие (в левом борту) находилось на высоте всего 150 мм от КВЛ и служило своего рода грузовой маркой, ограничивающей прием груза и неизбежное при этом увеличение осадки. Тендеристы стали своими силами наваривать на выхлопную трубу патрубок, позволяющий увеличить осадку на 250 мм, что давало солидную добавку к грузоподъемности тендера (до 5-6 т на однотрюмном) без существенного ухудшения скорости и поворотливости.

Приведем несколько высказываний наших прославленных адмиралов, имевших прямое отношение к использованию тендеров на Ладоге:

Адмирал В. Ф. Трибуц: «Нас выручили знаменитые тендеры, эти незамысловатые самоходные суда, созданные в тяжелую блокадную зиму руками голодающих рабочих в содружестве с нашими матросами. 10048 рейсов сделали тендеры за кампанию 1942 г.! Экипажи тендеров сквозь штормы, под огнем вражеских самолетов смело бороздили воды Ладоги. 158086 т продовольствия и боезапаса, 98 800 воинов доставили они в осажденный Ленинград».

Вице-адмирал В. С. Чероков: «Успешно выполнялась задача эвакуации из Ленинграда населения. В отдельные дни на эвакопункт в Борисову Гриву прибывало значительно больше людей, чем предусматривалось планом. А план этот был очень напряженный: в июне флотилия должна была перевозить по 5000 человек в день! Приходилось брать людей на суда сверх всяких норм. На каждый малый тендер вместо 25 человек принимали 50. И все же заботились, чтобы разместить поудобнее...

На некоторых тендерах мы установили пулемет ДШК, но на многих единственной защитой от вражеских самолетов оставалось личное оружие моряков - винтовки. Безопасность корабля всецело зависела от мастерства, от умения вовремя уклониться от ударов врага».

Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков: «На Ладожском озере, чтобы хладнокровно выдерживать атаки неприятельских самолетов на тихоходных и медлительных кораблях, надо было иметь какие-то особые нервы и необычайное мужество».

Адмирал Ю. А. Пантелеев: «Фашистским стервятникам так и не удалось потопить ни один из 118 ладожских тендеров. По всей Ладоге и среди эвакуирующихся жителей города разнеслась молва о неуязвимости этих корабликов. Я слышал, как прибывающие в Осиновец ленинградцы просили отправить их через озеро «только на тендере»...

* * *

Небольшая осадка и подъем днища в носовой части в сочетании с относительно солидной грузоподъемностью делали тендера незаменимыми при высадке десантов. Но при этом уже нельзя было рассчитывать только на маневренность и малые размеры: следовало подумать о вооружении и защите тендера как полноценного боевого корабля, которому неминуемо придется подходить к берегу, занятому врагом, под жестоким огнем.

На все тендера поставили на носовой битенг по пулемету ДШК; на некоторых двухтрюмных тендерах такой пулемет иногда устанавливали между люками. (На черноморских тендерах армейские пулеметы ДШК прямо приваривали треногой к палубе в носу.)

По инициативе тендеристов Антонова, Данильца, Зуева, Комарова и других была продумана защита носовой части судна, двигателя и поста рулевого. Вооружение и бронирование балтийских тендеров осуществлялось на Кронштадтском судоремонтном заводе. Были случаи, когда вся надводная часть тендера покрывалась тонкой броневой сталью, но все же броня использовалась редко. Чаще всего вопрос защиты от осколков и пуль решался экипажем тендера с применением тех материалов, которые в данный момент имелись под рукой. Как правило, на фальшборт наваривали дополнительный стальной лист, чем и защищался нос тендера.

Защита рулевого претерпела некоторую эволюцию и в конце концов пришла к тому виду граненой стенки, какой показан на чертеже однотрюмного тендера. Первоначально устанавливали или только защиту носа, или только стенку, считая, что с носа тендер уже достаточно защищен самим фальшбортом. В дальнейшем защита рулевого стенкой стала характерна для всех тендеров.

Стенка, защищавшая рулевого спереди, ставилась прямо на крышу рубки, кормовая - на палубу. Между ними оставались неширокие проходы с каждого борта. Стенка собиралась на месте из двух рядов досок или стальных листов, между которыми засыпали песок, закладывали булыжник, чугунные чушки, пачки листов кровельного железа и т. п. Общая толщина слоя защиты доходила до 20 см, высота стенки - приблизительно до уровня груди стоящего человека. Иногда такую стенку для защиты рулевого сооружали из листов броневой стали, однако такие случаи были очень редки.

Двигатель и бензиновый бак просто обкладывали мешками с песком.

Для уничтожения получавшегося дифферента на корму, в носовую часть загружали балласт, в результате снижалась скорость и грузоподъемность тендера. Некоторые старшины, чтобы не терять грузоподъемности судна, отказывались от специальной защиты поста рулевого.

Тендера в десантном варианте в зависимости от водоизмещения принимали на борт от 35 до 60 бойцов со всем снаряжением.

Удалось осуществить интересную идею командира дивизиона тендеров капитана 2-го ранга В. С. Сиротинского и старшего лейтенанта Андреева: соединив два двухтрюмных тендера прочным настилом, получили мелкосидящий самоходный паром, способный принимать тяжелую боевую технику, включая танки. Тендера связывались двумя рядами брусьев; один ряд ложился поперек судов, другой - вдоль на уровне комингсов грузовых люков; поверх брусьев укладывался настил. Как вспоминает Б. И. Потапов, такие паромы перевозили одновременно по два танка или по четыре грузовика - «студебеккера».

Известно, что два таких парома использовались для постановки мин в Выборгском заливе. Для этого на настил укладывались минные рельсовые пути, позволяющие принимать 20-25 мин. А те же ладожские однотрюмные тендера, переброшенные на юг, занимались прямо противоположным делом - тралили мины на Азовском море...

Конструкторам и рабочим блокадного Ленинграда никак не думалось, что этим маленьким и примитивным на вид судам суждена такая славная большая жизнь, что матросы и солдаты, сражавшиеся на многих участках огромного фронта, уважительно назовут это судно - «товарищ тендер»!

Двухтрюмный тендер с грузом боеприпасов направляется к месту высадки десанта. Июнь 1944 г.

Ценой неимоверных усилий удалось подготовить к ладожской навигации 1942 г. втрое больше перевозочных плавсредств, чем их было осенью. Однако весна запоздала, ледовая стихия буйствовала, начало навигации все откладывалось. Первые рейсы самых мощных наших судов, способных пробиваться через битый лед, удалось организовать только в самом конце мая. И сразу же начались массированные налеты вражеской авиации. По 80-100 бомбардировщиков одновременно обрушивались на наши порты и склады. Бывало так, что на переходе на одно беззащитное судно нападало до десяти самолетов врага.

Командующий группой «Север» генерал-полковник Кюхлер уверенно заявил, что, поскольку с наступлением весны ледовая трасса из строя вышла, теперь «даже птица не сможет пролететь сквозь кольцо блокады». Но несмотря ни на что через Ладогу пошли в Ленинград тысячи тонн продовольствия и боеприпасов, стали прибывать свежие пополнения, продолжалась планомерная эвакуация раненых, женщин, стариков, детей...

Я был тогда начальником штаба Ладожской флотилии, а именно в эти дни стал командиром специального отряда, открывающего навигацию. Помню, как в начале июня впервые увидел прибывающие к Осиновецкому маяку тендера. Было ясно, что эти специфичные суда следует свести в какие-то отдельные группы, отработать систему эффективного их использования на самой короткой, но зато и самой опасной, близко расположенной к занятому немцами берегу, «малой» трассе. В первых числах июля из этих кораблей было организовано и начало действовать соединение, названное Отрядом тендеров и состоящее из нескольких групп по 8-10 вымпелов в каждой. Базировалось это соединение в районе Кобоны, используя для стоянки и Новоладожский канал.

Первым командиром отряда был назначен опытный моряк, капитан 1-го ранга Федор Леонтьевич Юрковский, выросший на море, еще подростком участвовавший в боях с кайзеровским флотом, только что командовавший отрядом балтийских ледоколов, которые обеспечивали переходы наших кораблей в районе до о-ва Лавенсаари. Он умело и терпеливо обучал подчиненных, вселяя веру в свои маленькие корабли, воспитывая мужество и стойкость.

Ветераны-тендеристы вспоминают, что их командир, обучая рулевых тактике маневрирования, сам выходил в рейс и показывал, как именно нужно уклоняться от бомб и обстрела при налетах авиации. Был, например, такой простейший прием: старшина тендера ложился на рубку, упирался ногой в румпель, и тендер начинал описывать циркуляцию - крутился на одном месте.

Позднее командиром соединения стал капитан 2-го ранга Вячеслав Сергеевич Сиротинский. Много времени уделяли Отряду тендеров и удивительно скромным, героическим людям, плававшим на них, полковой комиссар Андрей Владимирович Нечиталенко и военком флотилии Леонид Васильевич Серебренников. «Команды тендеров, - писал командовавший тогда КБФ адмирал В. Ф. Трибуц, - это были бесстрашные, самоотверженные, неутомимые люди. Не знаю - когда они отдыхали, и отдыхали ли вообще?»

Да, прямых попаданий авиабомб в тендера противником достигнуто не было, но от осколков разорвавшихся вблизи бомб и особенно от обстрела самолетами, буквально охотившимися за беззащитными тендерами, потери среди наших людей были.

Каждый рейс требовал от личного состава огромного напряжения. Продолжался переход в одну сторону, если, конечно все шло хорошо, около 2,5 часов. Другими словами, рейс туда и обратно с погрузкой и выгрузкой занимал в лучшем случае 6 часов. Уход за кораблем и его двигателем тоже каждодневно требовал времени. Большинство же рейсов выполнялось под воздействием базировавшейся поблизости авиации противника. Единственным спасением от нее была темнота и нелетная погода. Так что плавать тендерам приходилось круглосуточно. Чтобы регулярно делать за сутки три рейса, нужны были исключительные выносливость и работоспособность. Чаще всего, подойдя к причалу, личный состав тендера на руках выносил ослабевших женщин, детей, стариков, помогал разгружать доставленные грузы.

Вдумайтесь теперь в эту цифру: 10 048 таких рейсов за несколько летних месяцев совершили эти железные люди!

Примеров героизма команд тендеров - великое множество: каждый рейс был геройским. Остановлюсь на одном.

Тендер № 82 на пути в Кобону подвергся нападению четырех самолетов. Встреченные лишь одиночными винтовочными выстрелами, «мессера» один за другим спокойно, не торопясь, пикировали на тендер, поливая его смертоносным огнем, но никак не могли нанести решительный удар. Старшина комсомолец Володя Малофеевский маневрировал так искусно, что в конце концов «мессера», израсходовав боезапас, улетели. Все до одного находившиеся на корабле имели ранения. Раненый старшина спустился вниз, помог забить деревянными пробками - чопами - самые опасные из более чем 70 полученных тендером пробоин и снова стал на руль. При втором налете авиации противника Владимир Иванович Малофеевский был ранен вторично. Истекая кровью, он вел тендер к причалу, пока не потерял сознание. Скончался он уже в госпитале...

Среди многих бесстрашных назову И. М. Иванова, А. П. Коровина, Ф. Светлова, И. Якунина, В. Калачева, В. Радкевича, которые служили примером для всех. Многие моряки Отряда тендеров были отмечены правительственными наградами, а старшины А. Я. Рыбаков и А. Н. Казанцев награждены орденами Ленина.

С прорывом блокады Дорога жизни значение потеряла: теперь грузы и пополнения можно было доставлять железной дорогой! Как плавсредства для эвакуации людей и перевозки грузов потеряли значение и тендера - одна из основных сил Ладожской «малой» трассы. Зато теперь, при подготовке и проведении наступательных операций, можно было использовать тендера по их прямому назначению - ведь когда-то проектировали их как десантные корабли!

По приказу наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, 43 тендера вместе со своими экипажами были направлены в Ленинград, 29 погружены на платформы и переброшены на Черное море (Действия тендеров на черноморском театре - тема особая. Здесь только подчеркнем, что начиная с февраля 1943 г. тендера принимали неизменное участие во всех десантных операциях. Ладожскими тендерами были, в частности, те мотоботы № 7 и 9, которые упоминает Л. И. Брежнев в книге "Малая земля".).

Не пришлось отдыхать без работы и тендерам, оставшимся на Ладоге. Дело им всегда находилось, они снова оказались просто незаменимыми. Помню, что по Волхову и его притокам они доставляли боеприпасы в 4-ю армию (Как написано в т. 3. "Истории Великой отечественной войны" (стр. 420), "Под сильным артиллерийским и минометным огнем, прокладывая путь по засоренным, мелким и ранее несудоходным рекам, тендеры доставили на передний край 455 т боеприпасов и продовольствия". Снабжение войск по суше было тогда прервано.). Когда наши части перешли в наступление на Карельском перешейке, четыре тендера были включены в состав отряда, выполнявшего особо опасное задание командования: 12 июня, специально дождавшись... хорошей видимости, моряки-ладожцы высадили демонстративный десант, в решающий момент сковавший значительные силы противника и позволивший одержать победу на решающем направлении.

Самое активное участие принимали тендера и в боевых действиях при форсировании Свири 7-й армией. Десять тендеров, доставленных к устью Свири по железной дороге, работали на реке среди разрывов мин и снарядов уже в самый горячий первый день этой операции. За четыре июньских дня тендера под огнем врага перебросили на правый берег несколько тысяч бойцов, сотни автомашин и орудий, 3220 т грузов. Когда сражавшиеся на пятачке части 99-й дивизии остались без боеприпасов и продовольствия, моряки трех ладожских тендеров, ежесекундно рискуя жизнью, сумели доставить им все необходимое. На боевом счету Отряда тендеров появилась и самостоятельная десантная операция: вверх по реке была переброшена группа в составе 550 бойцов с 50 орудиями и всем снаряжением.

В своих мемуарах вице-адмирал В. С. Чероков вспоминает, как торжественно встречали геройские тендера, отличившиеся тогда на Свири. Кильватерной колонной под гром оркестров спускались эти «чудо-корабли» вниз по реке, а с понтона специально разведенного моста их приветствовали армейские командиры. «Не столь часто в боевой обстановке так чествуют отличившихся воинов!» - замечает адмирал.

В горячие июньские дни 1944 г. те же тендера вновь отличились при выполнении знаменитой Тулоксинской десантной операции. Так, тендер № 23 выкатился носом в берег в самом «пекле» - под сильнейшим пулеметным и минометным огнем. Комсомолец А. С. Гребешков из экипажа этого корабля увлек за собой замешкавшихся было десантников, первым оказался на берегу, забросал гранатами мешавшую высадке огневую точку.

Неустрашимо и хладнокровно действовал старшина Александр Сухарев. Снаряд угодил в его тендер. Моряки под огнем врага заделали пробоину и пошли в следующий «рейс», доставляя десантников с остановившихся вдали от берега глубокосидящих судов прямо на поле боя. Тендер № 39 сделал 5 таких рейсов: в этот первый день высадки он перевез 270 бойцов и 45-миллиметровую батарею, а всего за операцию перебросил на берег 430 человек и 260 т грузов...

В конце концов до 80 тендеров оказалось перевезено в базы КБФ на Финском заливе. Большинство из них вошло в состав Отряда высадочных средств Бригады шхерных кораблей, которой я имел честь командовать. Командиром этого отряда стал прибывший вместе с тендерами с Ладоги опытный и боевой капитан 2-го ранга В. С. Сиротинский.

Источник: https://flot.com/publications/books/shelf/shipway/shipway26.htm

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

avi86 (02.07.2022 22:56:39)
Мы со Степой и группой развеселых мегакешеров ходили на Товарище 26.06.2022. Крутейшая поездка в жаркий день. Спасибо огромное организатору!
Sergio79 (30.06.2022 20:13:47)
Взяли тайник 26.06.2022 в компании с Kesha&ko, Sergafan, romeos_88, avi86, Luci.Geo, Leshy y Yolochka.
По совету Карелии списался вконтакте с музеем, забронировал дату и собрал команду геокешеров 11 человек, максимально разрешенные на ретрокарабле.
В день плавания нам очень повезло с погодой. Настрящее лето, +30 самое то для отдыха на Ладоге!
Доплылили за 2 часа до Качерги, искупались там. Вода была +20. Дальше, оставив там корабль с капитаном, сгоняли на казеной моторке с прицепленной лодкой на ближайшие 2 тайника - Запрет и Мыс Куркиниеми. Затем выплыли в обратный путь и взяли тайник Селька, сгоняли на моторке от корабля, оставленного на рейде.
Очень понравилось плавать в такой дружной компании. И осталось приятное впечатление от хозяина Григория и его жены Татьяны, показавшей нам музей в конце рейса.
Незабываемый день! Именно так нужно брать этот вирт, чтобы было максимальное впечатление.
Автору спасиьбо!
Lucy.Geo (29.06.2022 10:15:55)
romeos_88 (28.06.2022 20:28:37)
Sergafan (27.06.2022 22:34:59)
Kesha&Ko (27.06.2022 12:08:49)
Leshiy&Yolochka (24.02.2022 16:04:12)
Карелия (25.08.2021 00:30:16)
jamget (19.08.2021 00:06:55)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.