Трагедия 13 августа 1961 года [VI/26811]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Владимирская обл.
Ближайший нас.пункт
Вязники
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.67Рекомендаций: 1Нашли: 6
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Автор: Savil
Создан: 26.06.2021
Опубликован: 26.06.2021
(отредактирован: 26.06.2021)

Описание окружающей местности

Появление в Вязниках узкоколейки связано с войной. Когда в 1941 году фашисты захватили угольный Донбасс, было принято решение использовать для отопления торф. А в этих местах его богатейшие залежи. Для вывоза торфа и понадобилась узкоколейка. Прокладывали рельсы в лютые морозы. На работах был занят буквально весь город – и стар, и млад. И уже в начале 1942 года ветка протяжённостью 12,5 км начала действовать. Она шла от вязниковской фабрики «Свободный пролетарий» по понтонному мосту через Клязьму в Заречье, где и находились торфоразработки. По ней бегали два паровоза, их прозвали «Максимка» и «Егорка».
В 50-х годах дорога стала вроде как не нужна. Однако её продолжали использовать на паритетных началах для производственных нужд местные Буринское торфопредприятие и фабрика «Свободный пролетарий». Пассажирские перевозки на узкоколейке были запрещены, хотя надобность в них была большая. Река ведь отрезала Вязники от деревень, где проживало около 6 тыс. жителей. Чтобы попасть в город, они переходили её по пешеходному понтонному мосту, построенному специально для этих целей, либо переправлялись на лодках, а зимой шли по льду. На дорогу уходило 2–3 часа. Тащиться с тяжёлыми сумками было нелегко. Поэтому после войны люди стали обращаться к властям с просьбой разрешить перевозку пассажиров по узкоколейке. Но только 3 августа 1960 года ей был дан «зелёный». К тому времени паровозы «Максимка» и «Егорка» уже отслужили свой век. По железнодорожной ветке ходил мотовоз. К нему прикрепили пассажирский вагон, и раз в день он возил людей из Заречья в Вязники и обратно.
На старой карте города узкоколейка проходит как стрела, а рядом с Клязьмой делает кривую, похожую на латинскую букву S. Она сыграла не последнюю роль в трагедии, которая произошла буквально через год: 13 августа 1961 года мотовоз вместе с пассажирами рухнул в Клязьму.– Я тогда был совсем мальчишкой, – рассказывает руководитель Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А.Веселовского Владимир Цыплев. – Вместе с друзьями подъехал к Клязьме на велосипеде. Там уже стояло оцепление. Солдаты никого не подпускали к месту аварии…
В те дни Вязники и Заречье буквально накрыла волна плача. У ворот больницы, куда свозили пострадавших, стояли толпы людей. По городу ходили слухи о сотнях погибших. Но местная, да и центральная пресса и телевидение хранили молчание. Только «Голос Америки» оповестил мир о том, что в Советском Союзе произошла серьёзная авария с большим числом человеческих жертв.
Владимир Цыплев – журналист, он на протяжении 15 лет старался поднять в местной печати эту тему, однако ему настоятельно советовали не ворошить былое. Но потом пришли иные времена. И на одном из интернет-форумов появилось обращение: «Все, кому не безразлична история нашего города, присоединяйтесь к расследованию аварии на узкоколейке».– Мы хотели понять все обстоятельства, узнать имена погибших и виноватых, – говорит Владимир Цыплев. – Не для того, чтобы сказать, дескать, катастроф в прошлом было не меньше, чем сейчас. А потому, что никакое происшествие с человеческими жертвами нельзя забывать. Из этого надо извлекать уроки.
Были сделаны соответствующие запросы. Приходили и ответы. Как известно, узкоколейные железные дороги не входили в систему МПС. Ответственность за их эксплуатацию несли предприятия, которые ими пользовались. Но выяснилось, что Горьковская железная дорога обеспечила строителей узкоколейки необходимой технической документацией. 
Железнодорожники помогли решить и такую сложную проблему, как проезд по понтонному мосту. 
Рельсы были закреплены прямо на понтонах. А разводился мост по всей ширине реки. Одной своей стороной он примыкал к береговому стыку на сваях. На другом берегу находилась лебёдка с тросом, с помощью которой два мостовых обходчика возвращали его в исходное положение.
Краеведы вели расследование среди своих родных, друзей и знакомых. Оказалось, многие из них знали о трагедии на узкоколейке. А после обращения по «Маяку» и в местной газете информация пошла потоком. Некоторые сведения просто шокировали. Люди говорили, что погибло якобы около 100 человек. Вязниковский морг в те дни был забит утопленниками. Власти, чтобы скрыть масштабы случившегося, приказали часть тел увезти в морги близлежащих городов. А подавленных горем родственников заставляли хоронить погибших в разные дни.
Однажды к краеведам обратилась некая женщина. Она-то и дала им копию приговора по делу тех, кто был признан виновным в аварии на Вязниковской узкоколейке. Чёткие, лишённые эмоций фразы поведали о том, как развивались события.
Роковой день 13 августа 1961 года выпал на воскресенье. Многие зареченцы собрались ехать в Вязники, чтобы купить детям всё необходимое к новому учебному году. Народу набралось 75 человек. Все они не могли поместиться в вагоне и на открытой платформе со скамейками, которую прицепил моторист Алексей Белов в нарушение всех правил. Сам он не имел прав на вождение мотовоза. Но начальника узкоколейной железной дороги фабрики «Свободный пролетарий» Василия Симагина и директора Буринского торфопредприятия Ивана Финошкина, которые отвечали за её эксплуатацию, это не смущало.
Поезд прибыл в Вязники и должен был тронуться в обратный путь в 15 часов. Однако народ управился с покупками быстрее. Вот и стали просить моториста поехать раньше. Чего, дескать, время терять? То, что понтонный мост сразу после того, как по нему прошёл мотовоз, разводится и должен быть сведён чётко по расписанию, ни у кого беспокойства не вызвало. Ведь, отправляясь в путь, моторист обычно даёт гудок. Обходчики его услышат и успеют свести мост – ехали ведь они с маленькой скоростью.
Правда, сие намерение мог пресечь диспетчер фабрики «Свободный пролетарий», которому Белов обязан был предоставить для отметки маршрутный лист как при прибытии, так и при отправлении. Однако он этого не сделал. Моторист вообще не обременял себя такими формальностями: в 1961 году он ни разу не отметил маршрутный лист.
Мотовоз ехал обычным черепашьим ходом. У реки поднялся на небольшую горку, после чего ему предстоял спуск под уклон и выход на понтонный мост. 
Мостовыми обходчиками в тот день дежурили Иван Ильин и Алексей Гундобин. Однако было выяснено, что за час до положенного времени прохождения состава оба обходчика занимались перевозом людей через Клязьму "в личных интересах".Мост был разведён. Запорный брус, препятствующий въезду на мост, открыт.Услышав сигнал отправляющегося мотовоза, мостовые обходчики не придали ему значения. Машинист состава, вывернувшего из-за поворота, который делало железнодорожное полотно перед выходом на мост, увидел, что тот разведён и предпринял торможение переключением мотовоза на обратный ход. Не удалось. Почему он просто не затормозил? Как впоследствии установила экспертиза, тормоз на мотовозе был неисправен, а в вагонах и на платформе тормоза вообще отсутствовали. Их снял ранее мастер торфопредприятия Михаил Ефремов.
Поезд, съезжая с горы, уже не мог остановиться и буквально влетел в реку. Моторист в последнюю секунду успел выпрыгнуть. Пассажиры, которые ехали на открытой платформе, тоже стали бросаться в воду. А те, кто был в вагоне, даже не сразу поняли, что происходит. Одна женщина в шоковом состоянии застыла в проёме двери. Какой-то мужчина её вытолкнул. Другая женщина выбросила в воду своего ребёнка, а сама выбраться не смогла, так и ушла под воду вместе с вагоном. Всего, по официальным данным, погибли 16 человек, из них 13 женщин, один мужчина и двое детей.
Всю ночь начальник узкоколейной железной дороги Василий Симагин задним числом лихорадочно писал инструкцию о порядке движения паровоза-мотовоза по узкоколейке и эксплуатации понтонного моста. Хотя он должен был это сделать к открытию пассажирского сообщения. Как и установить светофор на подъездных путях к понтонному мосту.
Суд признал виновными в аварии семь человек. Моториста приговорили к 12 годам лишения свободы, мостовых обходчиков – к 5 годам, Василия Симагина и Михаила Ефремова – к 8.

Узкоколейка работала ещё лет десять после аварии, но людей по ней уже не возили. А потом и рельсы разобрали…

15 сентября 2013 года на стене одного из корпусов бывшей фабрики "Свободный Пролетарий", откуда состав отправился в свой последний рейс, была установлена доска с именами погибших. Позднее трудами расположенного там предприятия место установки доски облагорожено.

Газета "Гудок" выпуск 08.02.2012https://gudok.ru/newspaper/?ID=677994

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Байдерины (13.10.2021 21:50:46)
Нестандартный памятник, да и происшествие необычное. Почтили память погибших по халатности людей.
mr_bo (03.10.2021 13:13:02)
Действительно, жуткая история. Жалко людей. Ответ найден, спасибо автору!
Йети (06.09.2021 20:18:25)
ivah1 (20.08.2021 10:11:59)
RaFaeL (25.07.2021 08:39:16)
uralochka (21.07.2021 19:21:47)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.