Лебединая песня армавирского модерна [MS/26700]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Природный
Прогулка
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Краснодарский край
Ближайший нас.пункт
Армавир
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
Нашли: 1
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Шаг первый
Шаг первый
Шаг второй
Шаг второй
Автор: Alget
Создан: 06.06.2021
Опубликован: 09.06.2021
(отредактирован: 09.06.2021)
Компаньоны: STORMAN

Описание окружающей местности

                                                                   ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ АРМАВИРСКОГО МОДЕРНА

                                                                              Дом купцов братьев Богарсуковых

   Изучая историю братьев Богарсуковых и их прекрасные строения в Екатеринодаре, наткнулся на эту замечательную заметку. Какое превращение когда-то самого знаменитого особняка Армавира, визитной карточки города, в ни чем непримечательное здание. Вот эта история.

   Поздней осенью 1913 г. в самом центре села Армавира, на углу Николаевского проспекта и ул. Дукмасовской (ныне угол ул. Кирова, 43 и Комсомольской, 133) начинается строительство нового большого здания. Прежде здесь стоял одноэтажный кирпичный торговый корпус, в котором действовал ряд магазинов. Владельцы данной усадьбы Яков, Егор и Исаак Никитьевичи Богарсуковы, происходившие из коренных жителей села черкесо-гаев (черкесских армян), пользовались заслуженной известностью в качестве одних из крупнейших предпринимателей Юга России. Их отец – купец-мануфактурщик Никита Павлович Богарсуков (1834-1913) еще в 1870-е гг. вместе с братьями Карпом и Христофором переселился в Екатеринодар, где и протекала его основная коммерческая деятельность.

   В кубанской столице располагались главные конторы двух торговых домов: «Никита Богарсуков и сыновья» и «Братья Карп и Христофор Богарсуковы», их отделения были открыты во многих городах региона. Любопытно, что в самом Армавире Богарсуковы коммерческую деятельность практически прекратили. Что стало причиной этого разрыва с родовым гнездом, неизвестно. Возможно, имелись какие-то личные мотивы, а, может быть, купцы просто не хотели конкурировать со своими сородичами и земляками, в числе которых были такие мануфактурные короли, как Тарасовы. Вместе с тем, и после переезда в Екатеринодар на малой родине у Богарсуковых оставалось немало недвижимости, а сами они официально числились «жителями селения Армавир», и только Христофор Павлович удостоился звания личного почетного гражданина.

   В 1910 г. для дальнейшего развития торговли мануфактурными товарами на базе семейных предприятий купцов в Екатеринодаре было образовано «Товарищество Братьев Богарсуковых» с основным капиталом 1,2 млн. руб. В ночь на 3 марта 1913 г. на 79-м году жизни скончался Никита Павлович. Не исключено, что именно с этим фактом было связано возвращение бизнеса Богарсуковых в Армавир. В ноябре того же года в селе открывается оптово-розничное отделение их товарищества, и одновременно дети покойного Яков, Егор и Исаак Никитьевичи начинают строительство на вышеупомянутом угловом участке огромного 3-х этажного здания, которое предназначалось для театра, первоклассной гостиницы, ресторана и магазинов. Работы продвигались быстро, и уже летом 1914 г. капитальный кирпичный корпус с наружной стороны был окончен. Дом Богарсуковых стал одним из самых значительных сооружений в Армавире. Высота здания доходила до 26 м, его объем составлял 33,5 тыс. куб. м, а общая полезная площадь – 6,9 тыс. кв. м. Все междуэтажные перекрытия были устроены из железобетона. Под домом располагался подвальный этаж.
   Фасад здания, как и большинство крупных армавирских построек того времени, был решен в духе рационального модерна. Оштукатуренные уличные плоскости с рустовкой, имитирующей прямоугольные каменные блоки, имели подчеркнуто строгий деловой облик.       Через каждые два-три оконных проема фасад был раскрепован плоскими лопатками. Над сильно выступающим карнизом, опиравшимся на ряд прямоугольных модульонов, располагались парапетные тумбы простой геометрической формы. В восточной части здания поднимался высокий дугообразный аттик с глухим трехчастным окном, что делало общую композицию объема более пластичной. Широкие окна витринного типа первого этажа значительно смягчали некоторую тяжеловесность и массивность объема постройки.


   Главным же и наиболее ярким визуальным акцентом сооружения являлись висячие балконы-галереи, которые со стороны Николаевского проспекта и Дукмасовской улицы охватывали весь дом на уровне 2-го и 3-го этажей. Выполненные в стилистике модерна большие балконные решетки отражали разнообразные растительные мотивы. В причудливом декоре художественного металла можно было увидеть распустившиеся цветы и листья, изогнутые стебли, ветви и вьющиеся лианы. Два яруса галерей соединялись рядом из нескольких десятков изящных железных колонн в виде тонких и стройных стволов деревьев. В целом при взгляде на дом купцов Богарсуковых создавалось потрясающее впечатление висячих садов, расцветших на фоне серых каменных стен.

   По словам известного историка южнороссийской архитектуры О.Х. Халпахчьяна, вышеописанное решение внешнего облика сооружения, «возможно, было навеяно городскими домами Армении с длинными деревянными балконами». Мне же представляется, что Богарсуковым, как и большинству других коренных армавирцев, гораздо ближе была культура адыгов, нежели позабытые традиции давно покинутой исторической родины. Образ же рассматриваемого здания лично у меня вызывает ассоциации с известными венскими рядными домами знаменитого зодчего Отто Вагнера, где мы встречаем похожие балконы-галереи на 2-м и 3-м этажах. Театрально-гостиничный комплекс Богарсуковых стал последней крупной постройкой досоветского Армавира, в которой воплотились элементы стилей модерна и функционализма, а, возможно, и что-то от грядущего ар-деко.
   Как уже говорилось выше, строительство дома Богарсуковых было в основном завершено летом 1914 г. 2 июля того же года в местной газете «Отклики Кавказа»: появилось интересное сообщение об этом сооружении: «В доме наследников Н.П. Богарсукова возводится грандиозный театр, который будет занимать два этажа. Театр рассчитан на 800-1000 человек; ширина театрального зала 22 с половиной аршина, длина 26 с половиной аршин, высота 15 арш.; рампа имеет 12 арш., глубина сцены 9 арш.; при сцене 8 уборных для артистов; сцена будет оборудована по последнему слову техники. По Дукмасовской и Николаевской улицам театр обхватывают балконы шириной в 4 арш. в два этажа. В каждом ярусе театра имеется по фойе, из которых ход в роскошный ресторан гостиницы. За образец взят один из берлинских театров». В заметке указывалось, что полная отделка и оборудование помещений будет завершена в 1915 г.
   К сожалению, об упомянутом берлинском прототипе здания (да и был ли он?) ничего не известно. Нет никаких сведений и об архитекторе дома Богарсуковых.

   После начала Первой мировой войны отделочные работы в театрально-гостиничном здании были заморожены. Что произошло с купцами Богарсуковыми в период революционных потрясений 1917 г. и гражданской войны неизвестно. Как и многие другие влиятельные и именитые прежде семейства, они словно канули в небытие. После окончательного установления в Армавире советской власти бывший дом Богарсуковых стоял пустым и заброшенным еще около десяти лет. Это великолепное здание, являвшееся одним из лучших на Северном Кавказе образцов архитектуры модерна, стало печальным символом несбывшихся надежд и нереализованных перспектив развития дореволюционного Армавира. У новых советских властей города не было средств на завершение внутренней отделки и техническое оборудование постройки. Только в апреле 1929 г. тут вновь закипела работа, и хотя она в основном касалась интерьеров, внешний облик здания также претерпел незначительные изменения. Над угловой частью фасада был установлен небольшой купол с часами, увенчанный флагштоком с красным знаменем и пятиконечной звездой. К началу нового 1930 года в здании открывается Армавирский Дом Советов.
   В период Великой Отечественной войны в результате немецко-фашистских бомбардировок Дом Советов сгорел, и от него осталась только коробка капитальных стен. После освобождения города от оккупации здание долго стояло бесхозным, медленно ветшая от действия атмосферных осадков.

   Только в 1952 г. городскими властями оно было предоставлено Министерству машиностроения и приборостроения СССР под восстановление для размещения здесь Машиностроительного техникума. Однако прошло еще более десятилетия до того момента, когда в 1963 г. в эти стены вновь вернулась жизнь.

   При восстановлении и реконструкции здания его исторический облик оказался утрачен. Фасадные плоскости постройки были декорированы в упрощенных формах советского классицизма в рамках безордерной системы. Главное украшение дома Богарсуковых – модерновые балконы галереи были срезаны. Впоследствии решетки с растительным узором использовали в качестве секций заборов в разных частях города. Каким-то чудом часть из них уцелела до наших дней в ограде аэропорта в пригородном хуторе Красная Поляна.


   Несмотря на сохранение старинных наружных капитальных стен, здание уже ничем не напоминает тот прекрасный памятник архитектуры рационального модерна, каким оно рождалось более столетия тому назад. Сегодня в бывшем доме Богарсуковых действует Машиностроительный техникум. Вместе с тем, следует признать, что, располагаясь в самом центре города на углу улиц Кирова, 43 и Комсомольской, 133, это учебное здание уже давно стало одной из визитных карточек Армавира, воплотив в своей более чем вековой и непростой судьбе несколько эпох истории страны.

    https://arch-heritage.livejournal.com/2987010.html

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

STORMAN (10.06.2021 18:05:10)
Возле техникума бывал многократно. Но историю здания, к сожалению, узнал только из описания тайника. Как и ее связь с аэродромом в местной Красной Поляне. Когда-то, во времена студенчества, с этого аэродрома я несколько раз летал в Краснодар на учебу. Прошло много лет. Уж и самолеты с него вроде как не летают. Но благодаря тайнику я снова посетил спустя десятилетия этот аэродром и словно вернулся в молодость. Спасибо автору, связавшему в одном тайнике такие разные объекты. P.S. "Контейнер спрятан недалеко от аэродрома"... Понятие "недалеко" - субъективное)) Так-то больше километра выйдет... Лучше на машине подъехать, чем ножками идти))
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.