- Да, это здорово, - скажете вы, - Дух захватывает! Узкая дорога, с одной стороны нависают отвесные скалы, с другой стороны – бездна, пропасть, и где-то там далеко внизу, настолько далеко и глубоко, что даже представить страшно, шумит ручей…
- Да, это здорово! – повторите вы, - Но для этого надо ехать минимум на Кавказ или в Крым!
А что, если я предложу проехать по такой дороге безо всяких там Кавказов? И Крым нам не нужен! Настоящая горная дорога-серпантин находится в Центральной России. Более того, она даже находится в черте города!
Давным-давно, когда на Руси древесный уголь пользовался большим спросом (а Самаре он тоже был необходим) – в этом овраге, подальше от тогдашней городской черты поселились компании углежогов. День и ночь в земляных печах чадили и коптили берёзовые поленья, пережигаемые в уголь. Копоть постоянно стояла над оврагом, отчего и прозвали его – Коптевым.
В позапрошлом веке это место называлось Казённая лесная дача, и именно здесь Совет Министров Российской империи в 1916 году решил построить новый пороховой завод для нужд армии, втянутой в Первую Мировую войну.
Единственная проблема, мешавшая полноценному функционированию завода – то, что находился он наверху, и перепад высоты до удобной пристани на Волге составлял более 70 саженей (150 метров по-современному). По крутым склонам оврага обычную дорогу не проложить. И тогда решили строить Винтовую дорогу – так она была названа, хотя по сути представляет собой типичный горный серпантин. Был проведён огромный объём земляных работ. Земляных – условно, так как работать приходилось в скальном грунте – известняке. Из пяти её вёрст три (на самых крутых участках) были замощены известняковым же булыжником, две, более ровные, просто отсыпаны щебёнкой.
Для устойчивости грунта были также сооружены две гигантские подпорные стены: Верхняя и Нижняя. В Верхнюю стену вмурован камень с выбитой датой открытия Винтовой дороги – 1917 г.
Правда, пороховой завод в итоге так и не построили – помешали революция и начавшаяся Гражданская война. В 1918 году все работы по строительству были прекращены, рабочие распущены.
Но Винтовая дорога продолжала существовать и исправно служить. Она была сооружена с таким запасом прочности, что вот уже более ста лет она действует! И сейчас можно проехать по ней на автомобиле или велосипеде. Да просто пройтись пешком, любуясь красивыми видами.
Настоятельно рекомендую к ознакомлению фотоотчёт о путешествии по Винтовой дороге тольяттинского блогера и туриста Александра Усталова осенью 2017 года. Здесь вы найдёте множество старинных фотографий и ещё лучше узнаете историю дороги:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: