Брелок от КамАЗа [VI/26469]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Серпухов
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
Нашли: 3
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: Фиатра
Создан: 28.04.2021
Опубликован: 30.04.2021
(отредактирован: 30.04.2021)
Компаньоны: crazytosser, Маури, геопес Дуня

Описание окружающей местности

     В Советском Союзе автомобиль был не столько средством передвижения, сколько очевидной роскошью. Единственным представителем советского "лоукоста" мог считаться Запорожец, но он был слишком примитивным, убогим и тарахтящим, чтобы являться альтернативой полноценным автомобилям ВАЗ или АЗЛК. А ведь по-настоящему массовый автомобиль обязан быть простым и дешевым!

     История Оки началась отнюдь не в Тольятти: конструкторы Серпуховского мотозавода совместно со специалистами НАМИ в начале 1980-х годов занялись разработкой автомобиля, который смог бы заменить на конвейере откровенно устаревшую "инвалидку", вызывавшую у потребителей множество нареканий как по качеству изготовления, так и по общей убогости конструкции.

     В общем, без помощи «большого брата» было не обойтись. Им, разумеется, стал ВАЗ – самый продвинутый и передовой советский автомобильный завод того времени.

     Автомобиль из Серпухова-на-Оке получил название в честь реки Ока – крупнейшего из правых притоков Волги

     Интересно, что Оку должны были выпускать сразу на трех заводах – на самом ВАЗе, на СМЗ (естественно, в виде версий для инвалидов) и... Камазе, который также нуждался в "ширпотребной" продукции, но не хотел при этом выпускать кухонную утварь.

     Впрочем, нельзя отрицать, что "инвалидную" специфику лучше конструкторов СМЗ в стране на тот момент не знал никто, включая вазовцев. Именно по этой причине все нюансы, связанные с органами ручного управления, решали именно откомандированные на ВАЗ специалисты Серпуховского мотозавода.

     Запуск Оки в серийное производство пришелся на очень неудачный период перевода планово-административной экономики СССР на хозрасчетно-рыночные рельсы. Именно в 1987-м, когда три завода начали подготовку к началу серийного выпуска ВАЗ-1111, государство официально прекратило финансовую поддержку автопрома. Поэтому министр Поляков пошел на еще одну небольшую хитрость: он переименовал СМЗ в автомобильный завод и включил его в состав АВТОВАЗа. Такой ход позволял заниматься Окой в Серпухове под эгидой тольяттинского предприятия. И, разумеется, с привлечением его активов.

     Первая сотня машин с собственным названием "Кама" на Камазе была собрана в 1988 году, а на июльской обложке журнала "За Рулем" того же года красовалась "почти серийная" Ока, вызвавшая у обывателей массу вопросов. Главный, конечно же, звучал как "А сколько стоит и где купить?"

     Увы и ах: несмотря на то, что еще в 1988 году на ВАЗе собрали опытную партию из двухсот машин, а на СеАЗе в 1989-м произвели сотню автомобилей в исполнении для инвалидов, Ока оставалась диковинкой, которая все никак не становилась товарным изделием, доступным для покупки в магазине.

     Легковое подразделение Камаза преобразовали в ЗМА – Завод микролитражных автомобилей. Сам АВТОВАЗ выпускал Оку совсем недолго – до 1995 года, после чего полностью переключился на производство силовых агрегатов. Поэтому изготовление микролитражек сохранилось на двух заводах – в Серпухове и Набережных Челнах, причем на СеАЗе выпускали как инвалидные, так и обычные.

     Удивительный факт: крошечную Оку все время пытались превратить в автомобиль для перевозки грузов!

     Оку в Набережных Челнах выпускали вплоть до ужесточения экологических стандартов в 2006-м – оснащенная обычным карбюратором машинка никак не могла уложиться в пресловутые нормы Евро-2. В Серпухове же пытались соответствовать духу и букве времени, применяя силовой агрегат китайского производства. Оснащенный впрыском трехцилиндровый мотор соответствовал нормам экологии, но… задирал цену уже устаревшей к тому времени Оки в туманные дали рыночных перспектив. Объемы продаж подорожавшей машины тут же резко снизились, а производство, соответственно, упало ниже планки рентабельности. И тут ударил кризис 2008-го… Ока от него так и не оправилась: производство автомобилей на СеАЗе прекратили, полностью сосредоточившись на выпуске запасных частей. Так одна из немногих, но при этом самых символичных и знаковых микролитражек СССР стала достоянием истории.

     Грустно, что половодье на автомобильной Оке так и не наступило – появившись в самом конце существования Советского Союза, эта машинка просто не успела состояться. Тем не менее характерный двухобъемный силуэт с внимательным "взглядом" небольших фар, утопленных под прямым углом в черное обрамление передка, надолго остался в сердцах многих автомобилистов, пересевших со временем волею судьбы на куда более мощные и дорогие машины. Потому что маленькая Ока дарила главное – чувство собственного и настоящего автомобиля, что во многом было связано с "восьмерочными хромосомами" в ДНК Камы-Оки.

     Источники:

https://www.kolesa.ru/article/malolitrazhnaya-malotirazhnaya-i-ne-vozrozhdennaya-istoriya-sozdaniya-oki

https://zen.yandex.ru/media/akppwiki/oka-pochemu-ee-pokupali-i-chem-ona-byla-horosha-601abcccce93531089adf7c1

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

pupanoid (04.05.2021 20:23:07)
Забавный памятник, а главное - очень экономичный =)
Natic (03.05.2021 23:43:27)
К малолитражке "Ока" подкатили с шиком на такси - совсем даже не микроавтомобиле, а современном импортном авто. :-))
В памяти отложилась когда-то залетевшая туда информация, что самый первый вариант - прототип будущей "Оки" вроде был создан в начале 1970-х годов, и за свой неказистый внешний вид получил прозвище "Чебурашка".

Из описания тайника узнала много подробностей об этом микроавтомобиле. Не знала, что он производился на заводе в Серпухове. Увы, завод, как и многие другие в стране, загнулся.
Напротив "Оки" можно увидеть длинное краснокирпичное здание на другой стороне улицы. В нём был сборочный цех. А внутри территории, бывшего завода есть интересные исторические здания. И ограда в виде высокой и широкой из красного кирпича стены тоже достойна внимания. В ней сейчас ресторан "Zlata Praha".

Памятник машинке очень своеобразный - впервые вижу автомобиль из бетона.

Автору - спасибо! И очень хорошо, что есть автозачёт.
Steelrat🐭 (03.05.2021 17:30:42)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.