Обитель у Воробьёвых круч, в Пленницах [VI/26430]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Логический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
3.67Нашли: 21
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Steelrat🐭
Создан: 25.04.2021
Опубликован: 25.04.2021
(отредактирован: 25.04.2021)
Компаньоны: firerat

Описание окружающей местности

Андреевский монастырь всегда вызывает живой интерес, хотя бы из-за своего уникального расположения у Воробьёвых гор и непреодолимого визуального притяжения. Сейчас, когда существует третье транспортное кольцо, взгляд водителя, проезжающего мост через Москву-реку от Лужников в сторону Ленинского проспекта, всегда непроизвольно останавливается на мгновенье на стройных куполах и колокольне у предгорья Воробъевых гор, что неожиданно превращают жесткий московский индустриальный городской пейзаж во что-то светлое, легкое, безмятежное и, одновременно, задумчивое. Что-то происходит в этот момент в человеческой душе. Хочется остановиться, все бросить, погрузиться в тишину и получить от своей внутренней мудрости отклик, а туда ли ты стремишься, туда ли направляешься на своем Пути

Андреевский монастырь известен очень давно. Предание относит возникновение этой мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века эта обитель называлась Преображенской пустынью. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако «Пленницы» - наиболее распространенное. Точное происхождение названия места «Пленницы» неизвестно. По одной из версий, оно объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке брёвен в плоты-«поленницы». Возможно, также, происхождение этого названия от слова «пленницы» - то есть «нахождение в плену»…, но с каким событием это могло быть связано доподлинно, уж точно, не станет известно.

В лето 1591 году произошло чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Тогда воины хана расположились станом в селе Воробьёве, русский же лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря. В лагере находилась Донская икона Божией Матери. Крымское войско потерпело поражение в битве под стенами Москвы, и обратилось в бегство, потеряв в итоге до двух третей от своей изначальной численности. Этот поход был последним, в котором войска Крымского ханства сумели подойти к Москве. 19 августа войска хана «бежали». Поскольку в этот день празднуется память мученика Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить ситуационно примерно между русским и татарским лагерями. Тогда же было установлено и празднование Донской иконе Божией Матери. В честь этого события на территории монастыря выстроили вначале деревянный, а в 1675 году каменный надвратный храм, а монастырь позже стали называть Андреевским. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.

Это общая информация, однако, по большому счету, Андреевский монастырь в Пленницах в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича, просветителем Древней Руси, Ф.М. Ртищевым. Ртищевы вели, согласно старинным родословцам, свой род от выехавшего из Золотой Орды к великому Московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому в 1389 году Ослана-Челиби-Мурзы. Сын выходца, в крещении Лев Прокопиевич, носил прозвище Широкий Рот, давшее основание всей фамилии. Михаил Алексеевич Ртищев был воеводой при царе Алексее Михайловиче, пожалован в постельничие и окольничие, управлял Приказом Новой чети. Из двух его сыновей Федор Михайлович Большой, в свою очередь, получил чин окольничего, но царской службе предпочел монашескую.

В двух верстах от Москвы Федор основал скит. Слух об отшельнике быстро распространился по столице, дошел и до царя, и Алексей Михайлович захотел приблизить отшельника к себе, дав ему, как и его отцу, сан постельничего...

«Почти всё время царствования Алексея Михайловича Федор неотлучно находился при нём, служа по дворцовому ведомству… Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе со Ртищевым,, разумеется не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе…», писал В.О. Ключевский в своем Курсе русской истории.

В 1640 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР)...

Ртищев с воодушевлением взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон.

Пользуясь поддержкой царя и патриарха Иосифа, Ртищев на месте своего первоначального поселения основал «учительный» монастырь – уже Спасопреображенский, а в нем - училище, где «обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии». В качестве учителей за счет Ртищева были вызваны киевские монахи. В монастыре Ртищев основал библиотеку и школу для подростков разных сословий.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны.

Монастырь был ружным, то есть состоял на хлебном денежном окладе государственной казны. До 70-х гг. XVII века к Андреевскому монастырю были приписаны Донской иконы Божией Матери монастырь в Москве, Марчуковская (Марчуговская) Зосимо-Савватиевская пустынь и другие; в 1682 г. сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском монастыре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия.

В 1675 году в монастыре строится надвратная церковь Андрея Стратилата (перестроена в 1805 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовала до начала XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорусских мастеров. А в течение 1689–1703 годов - церковь Воскресения – обе дошли до наших дней.

В 1685 году училище перевели в Москву, в Заиконоспасский монастырь, где оно послужило началом Славяно-греко-латинской академии. Учителей Ртищев поощрял к переводам с греческого на славянский, а Епифания Славинецкого, входившего в их число, к составлению славяно-греческого словаря. Тот же Епифаний сочинил и вирши, в которых впервые назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Оно впоследствии и закрепилось в истории.

Деятельная натура Ртищева не позволила ему ограничиться одним просветительством. Еще в 1650 году он основал под Москвой на своих землях гостиницу для бедных. Когда в Вологде разразился голод, не располагая иными средствами, он поступился своими дорогими одеждами и сосудами, чтобы помогать пострадавшим. Под Арзамасом с той же целью уступил местным жителям безвозмездно свои лесные дачи. Во время войны с поляками и литовцами особенно заботился о раненых, не делая различия между русскими и иноземными воинами.

Активностью Ртищев нажил себе множество врагов, в том числе в среде церковников, поскольку он указывал на неправильности в церковной службе и уставе, а самому Никону советовал не вмешиваться в государственные дела.

Попытка убийства Ртищева первый раз привела к еще большему его сближению с Алексеем Михайловичем. Царь благодаря заступничеству боярина Морозова делает Федора Михайловича заведующим своей соколиной охотой. По свидетельству современников, именно Ртищев становится автором устава соколиной охоты. Вторичное покушение на жизнь Ртищева заставляет последнего искать спасения в царских покоях, после чего Алексей Михайлович доверяет своему любимцу стать воспитателем своего рано умершего «объявленного» наследника, царевича Алексея Алексеевича.

Перед кончиной Ртищев завещал отпустить всех своих слуг на волю и не притеснять крестьян. Между тем Спасопреображенский монастырь продолжал процветать и обустраиваться. Вскоре после смерти  Фёдора Михайловича Ртищева было составлено «Житие милостивого мужа Фёдора, званием Ртищева». Это явление чрезвычайно редкое для мирянина Московской Руси, поскольку в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых и духовных лиц.

Наверное лучше Ключевского не скажешь о деятельности Ртищева для благо России. «Этот человек - одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной… Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия... Наперекор природным инстинктам и исходным людским привычкам, в заповеди Христовой любить ближнего своего, как самого себя, он считал себя способным исполнять только первую часть: он и самого себя любил только для ближнего, считая себя самым последним из своих ближних, о котором не грешно подумать разве только тогда, когда уже не о ком больше думать - совершенно евангельский человек, правая щека которого сама собою без хвастовства и расчета подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона или светского приличия, а не подвигом смирения». В.О. Ключевский

В 1689 г. на месте прежней Воскресенской церкви была построена новая (освящена в 1703 г.). В подклете, в склепе, по преданию, погребен Ртищев - в приделе великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась церковь Покрова (построена в 1701 г.), впоследствии разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня монастыря возведена на средства гр. С.Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь архангела Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. святитель Филарет (Дроздов) освятил его в честь апостола Иоанна Богослова.

При Петре I принимается решение превратить Спасопреображенский монастырь в некое подобие будущего Воспитательного дома – «заведение для подкидышей и беспризорных детей». Но такой статус сохраняется в монастыре лишь в течение 1724–1731 годов. Монастырь был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. монастырь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы.

В 1764 году монастырь упраздняется вообще и в нем основывается богадельня и место для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 г. (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архитектор А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 человек в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях Андреевского монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 г. храм мученика Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х гг. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории Андреевского монастыря погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в.

В 1964 г. здания Андреевского монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта. С 1967 г. в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата., в следующем году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения.

В 1996 г. комплекс бывшего Андреевского монастыря передан РПЦ для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

Позднее решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный (то есть, независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху или синоду) мужской монастырь г. Москвы. В монастыре находятся Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви и синодальная библиотека Московской Патриархии.

http://andreevskymon.ru/

https://vladimirdar.livejournal.com

 

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

delia и shimp (12.10.2021 08:53:48)
В монастыре побывали в-первый раз. Тихо и умиротворенно.
Байдерины (06.10.2021 15:12:59)
В очередную поездку сюда верный ответ был найден. Вопросы автора местами требуют корректировок и уточнений, хотя встречаются и вполне себе творческие.
STORMAN (13.08.2021 15:02:02)
Solo (05.08.2021 22:37:15)
Vlad374 (20.07.2021 23:55:44)
ЖЖ и Chuma (04.07.2021 21:34:16)
set-square (28.06.2021 13:16:14)
gremling (27.06.2021 23:40:30)
макс и сцветка (14.06.2021 22:17:56)
DenSol (07.06.2021 00:16:11)
Feodor (24.05.2021 21:47:54)
Araiguma (18.05.2021 16:54:55)
Синяя Птица (17.05.2021 07:14:46)
Kesha&Ko (17.05.2021 07:13:11)
Aleslav (12.05.2021 17:45:50)
НЕСЕЗОН (08.05.2021 23:01:26)
DidJ (08.05.2021 20:40:04)
GAB (02.05.2021 16:59:48)
Natic (02.05.2021 16:02:49)
mmm1863 (01.05.2021 18:09:05)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.