Здесь русский дух, здесь Русью пахнет... [VI/26335]

Музей славянской культуры. Фото из интернета
Музей славянской культуры. Фото из интернета
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 2Нашли: 8
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Константин Васильев. Фото из интернета
Константин Васильев. Фото из интернета
В музее
В музее
"Ожидание". Фото из интернета
"Ожидание". Фото из интернета
"У чужого окна"
"У чужого окна"
Автор: Зажигалочка
Создан: 31.03.2021
Опубликован: 01.04.2021
(отредактирован: 01.04.2021)
Компаньоны: Serg&El

Описание окружающей местности

 На севере Москвы есть небольшой лесной массив -  Лианозовский лесопарк. На Череповецкой улице взгляд выхватывает из-за деревьев старинный бледно-розовый особняк постройки начала XX века. В 1998 году стараниями энтузиастов здесь был открыт Музей творчества Константина Васильева, позднее преобразованный в Музей славянской культуры имени Константина Васильева.

 Имя Васильева знакомо немногим, оно - не на слуху, но картины его видели, наверное, все. Так что же это за человек?

  Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. По окончании войны семья переехала в поселок Васильево, что  в тридцати километрах от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые ему превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь.

 С детства Костя избегал шумных игр со сверстниками, предпочитая тихую рыбалку с отцом, изучение литературы и истории живописи с матерью (родственницей художника Ивана Ивановича Шишкина). Талант к рисованию у Кости обнаружился рано. Будучи дошкольником, будущий художник изображал окружающую обстановку, позже ловко копировал шедевры других авторов. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова. "Богатыри" - первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами. Вслед за ней последовал "Витязь на распутье".  Не эти ли картины зародили в юном сердце любовь к древней Руси?

 По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в “Комсомольской правде” опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный, но мальчик сдал все экзамены на пятерки и, получив место, в 12 лет переехал в Москву.

Суриковская школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. Московская художественная средняя школа (МСШХ) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.

 Юный Васильев часами пропадал в Третьяковке. Здесь он впервые вживую увидел тех самых "Богатырей", которые поразили его в раннем детстве. Костя изучал собранные в залах произведения искусства, ища свою форму творческого выражения. В 15 лет он написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора.

 Спустя два года обучения Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой - увлечение юноши абстракционизмом и сюрреализмом, бывших в СССР, мягко говоря, не в чести. Образование Константин смог закончить в 1961 году. Он получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет.

 После окончания учебы Васильев вернулся в родной поселок. Внешне его жизнь была очень скромной: работа учителем рисования и черчения в средней школе, затем художником-оформителем на заводе. В тот период жизни Васильев пробовал себя в разных жанрах и техниках. В начале 60-х, увлёкшись творчеством Пикассо и Дали, Константин работает в стилях абстракционизма и сюрреализма. Но быстро разочаровывается в этих направлениях живописи, сравнивая поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы.

 Затем Васильев увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. Параллельно с творческими экспериментами Константин Васильев пишет весьма неплохие портреты и пейзажи.

 Но в какой-то момент наступил творческий кризис. Полгода художник не брался за кисть, пока не произошел один, на первый взгляд малозначительный эпизод. Один его друг, гуляя в лесу, наткнулся на орла, сидящего на ветке и чистящего перья. Человек хотел подобраться к нему поближе, но птица встрепенулась и так грозно посмотрела, что тот поспешил убраться восвояси. Васильев, услышав эту историю, неожиданно пообещал написать картину.

  "Северный орел". Именно так назвал Васильев эту работу. Самого орла на картине нет. Лишь мужчина средних лет с неестественно светлыми глазами, настороженно глядит на вас с полотна. Может, он и есть орел? Суровый житель Севера посреди таежного заснеженного леса... На последующих полотнах художника не раз можно встретить это лицо - абсолютное воплощение силы и мужественности. На этой картине впервые появляется выведенный  славянской вязью псевдоним мастера: "Константин Великорус". С этой работы начинается новый творческий цикл.

 Если "Северный орёл" - воплощение мужественности, то воплощением женственности у Васильева выступает образ девушки с удивительными глазами в картине "Ожидание". Когда эта работа была закончена, мать художника, Клавдия Парменовна, опешила, узнав себя в молодости. В конце августа 1942 года Майкоп заняли фашисты. Её муж ушел партизанить. А её, беременную, вызвали в гестапо. Потом отпустили, но дома поселили двух немцев: надеялись, что отец найдет способ связаться с женой, чтобы узнать, кто же родился. И его мать ночами стояла у окна со свечой, предупреждая таким образом об опасности. Каким-то неведомым образом художник уловил ту ситуацию и воплотил её на холсте.

 А вот ещё одна картина, где Константин Васильев рассказывает о дорогом ему человеке. Картина "Русалка". Печальная картина... Девушка сидит около лесного озера, рядом с ней изображена береза - символ одиночества. Здесь совсем мало цветов, основные тона - зеленый, серый и бурый. Картина посвящена младшей сестре художника - Людмиле, которая, того не подозревая, искупалась в зараженном радиацией озере и "сгорела" за несколько месяцев.

 Теперь Константин Васильев нашёл себя. До конца своей недолгой жизни он "исповедовал" символический реализм. Васильев считал, что духовное возрождение Руси начнётся с Сибири и наверное поэтому тема снега, зимы, суровых народов Севера стала лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых.

 Васильев живо интересуется эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами. В это время появляется его былинная серия, основанная на русском фольклоре, традициях и верованиях. Еще один цикл работ посвящен древним славянским, германским и скандинавским божествам. На них мы обнаружим знаки и символы, за использование которых Константина Васильева причисляли к фашистам и несколько раз вызывали на допросы в КГБ. Впрочем, и свастика, и сокол с орлом - это древние индоевропейские символы, которые нацисты лишь заимствовали, вложив в них новый, страшный смысл.

 В 1972-1975 годах Васильев пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: "Парад 41-го", "Нашествие". Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. 29 октября 1976 года художник и его друг погибли при невыясненных обстоятельствах. Похоронен Константин Васильев в поселке Васильево, в его любимой березовой роще.

 Талантливый художник Константин Алексеевич Васильев прожил короткую - всего 34 года, но чрезвычайно насыщенную творчеством жизнь. Он оставил после себя около 400 работ, которые сейчас хранятся в музейных собраниях Москвы, Коломны, Казани и в частных коллекциях. Слава пришла к нему уже после смерти, а при жизни многие обвиняли его и в отсутствии таланта, и в русском фашизме. До сих пор не раскрыта тайна его гибели - то ли он попал под поезд, то ли был преднамеренно убит. Последнее предположение более вероятно.

 Но творчество Константина Васильева не было забыто. В Москве появился “Клуб любителей живописи Константина Васильева” где под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина собрались почитатели таланта художника. Благодаря деятельности этого клуба в Алтуфьево появился музей.

 Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. Также существует версия, что этот дом, который за цвет портика называли “белой дачей”, занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.

 После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем в нём размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана. Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано. Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.

 В то время “Клуб любителей живописи Константина Васильева” искал помещение под галерею. Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.

 И тут в клубе вспомнили про дачу Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.

 Первоначально все пять залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.

 В 2012 году музей вновь распахнул двери для всех желающих. Но в нём произошли значительные изменения. В целях безопасности было решено выставить только часть подлинных произведений художника, заменив остальные копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название - “Музей славянской культуры имени Константина Васильева”.

 К сожалению, в Музее выставлены далеко не все работы художника. Так, мы здесь не увидим подлинники его знаменитых картин, посвященные Великой Отечественной войне - “Парад 41-го”, “Нашествие”, “Прощание славянки”, “Портрет Маршала Советского Союза Г.К.Жукова” и другие. Нет здесь и ранних работ в стиле сюрреализма и абстракционизма. Зато сейчас тут можно увидеть работы замечательного художника Всеволода Иванова, создающего величественные образы Древней Руси, Владимира Семочкина с его неповторимым стилем, очень светлые работы его отца - Валерия (Радомира) Семочкина, работы в камне и дереве Виктора Гончарова и других.

 Часть экспозиции занимают предметы русского народного быта: ручная мельница, прялки и самопрялки, куклы-обереги, вышивка. Есть здесь и настоящие гусли, обладающие удивительно мелодичным звуком.

 Но главное - в музее сохранилась удивительная атмосфера Руси изначальной - далёкой эпохи славянских богов и былинных богатырей - которая затрагивает в душе живую память, скрытую в подсознательной глубине под налётом ежедневной суеты и бытовых проблем, погружая нас на архаические уровни нашего сознания. И по прежнему “здесь русский дух, здесь Русью пахнет”…

Информация для посетителей:

Адрес музея: 127576, Москва, ул. Череповецкая, д. 3-б

Телефон: (495) 517-50-65

Сайт: http://www.mmkv.org/

Часы работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, выходной — понедельник.

На март 2021 года цена взрослого билета 200 рублей, детского - 100 рублей.

Использованы материалы:

https://anashina.com/muzej-slavyanskoj-kultury-imeni-konstantina-vasileva/

https://biografii.net/znamenitosti/konstantin-vasilev.html

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

suchusername (29.04.2023 16:13:57)
Побывали тут 23.04. Вход стоит 300 рублей с человека. На вопросы 7, 8, 9 ответить не смогли: либо неправильно, либо не поняли что спрашивается. Тем не менее, галерея очень интересная, автору спасибо!
klex (15.08.2022 16:48:41)
14 августа 2022 гулял по району. Шел по парку, и как хорошо, что есть тыльный вход к музею из парка. Музей очень классный – картины восхитительные! В последний раз я такие эпичные картины видел в Екатеринбурге на временной выставке художника Павла Рыженко. Картины не только со славянской тематикой, но и скандинавской, египетской, и прочей мистической. Некоторые картины экспонируются как временная выставка. Отдельно порадовался выставкой «скульптур» из камней. В общем, мой рекомендасьон! Цена билета 300р., и это редкий случай кого оно того стоит! Я был единственный посетитель, поэтому мне был открыт даже лекционный зал.
По вопросам: есть картина «Прощание славянки», но никакой красной надписи нет. У медведя отобрали секиру, но на мифологической славянской картине позади него медведики продолжают быть))
Автору большое спасибо!
Alkor (10.01.2022 10:25:48)
Solo (01.08.2021 22:48:33)
Aleslav (21.05.2021 14:24:09)
Steelrat🐭 (07.05.2021 22:15:06)
Natic (12.04.2021 10:58:53)
GAB (06.04.2021 12:49:38)
mmm1863 (06.04.2021 12:37:14)
Natic (01.04.2021 15:20:55)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.