В послевоенные годы Куйбышев был крупным промышленным центром. Сказалась и эвакуация в «запасную столицу» множества предприятий с оккупированных территорий, и технический прогресс, и новые направления в производстве – начинали готовиться к освоению космоса. Соответственно, существовал весьма насыщенный пассажиропоток: в город и из города приезжало много специалистов, инженеров, заказчиков, прочих командировочных. Железнодорожный вокзал в Куйбышеве был построен ещё до революции, гражданским аэропортом до конца 50-х годов был аэродром «Смышляевка», в 1960 году был построен нынешний аэропорт – «Курумоч». Кроме того, в городе имелось несколько ведомственных аэродромов, принимавших служебные рейсы с пассажирами.
А вот автовокзала для автобусного сообщения – не было. Долгое время все пригородные и междугородные автобусы отправлялись с площади перед ЦУМом, что на Вилоновской улице. В 1959 году там построили трёхэтажное здание, в котором разместили зал ожидания, кассы, комнаты отдыха для водителей между рейсами, служебные помещения. Рассчитан он был на обслуживание всего 100 пассажиров, но бывало, особенно в летние дни, что за день сквозь него проходило несколько тысяч человек! Поэтому к концу 1970-х годов этот автовокзал совершенно перестал отвечать требованиям города-миллионника, и на государственном уровне было принято решение построить в Куйбышеве новый современный крупный вокзал.
Место для него нашлось очень удачное – на пересечении Московского шоссе и улицы «Авроры». Для обеспечения большого пассажиропотока комплекс проектировался как крупный транспортный узел.
Из интервью главного инженера проекта Аллы Анфимовны Бескровновой (газета «Волжская заря», 27 января 1976 года):
«Куйбышевский автовокзал обещает стать самым крупным в РСФСР и самым технически «вооруженным». Это будет уникальное архитектурное сооружение, построенное по индивидуальному проекту.
Комплекс автовокзала представляет собой систему зданий, имеющих различное функциональное назначение. В него входят собственно автовокзал с диспетчерской службой, гостиница и столовая. Все службы и помещения хорошо скомпонованы и полностью отвечают заданной технологии. Комплекс обеспечивает предоставление пассажирам всевозможных услуг, связанных с отправлением и прибытием, организацию транспортного процесса и управление им с использованием современных средств телеконтроля, сигнализации и связи»
.
В декабре 1980-го года комплекс был торжественно открыт и принят в эксплуатацию (старый же автовокзал на Вилоновской улице «переквалифицировался» исключительно на пригородные перевозки – местные автобусы в южные районы города и ближайшие пригороды – Новокуйбышевск, Чапаевск, Безенчук. А в 2012 году сломали и обветшавшее здание вокзала, построенное в 1959 году. Так что сейчас все самарцы знают это место как просто Пригородный автовокзал).
Новый комплекс на Московском/«Авроры» получил гордое название Центральный АвтоВокзал (или ЦАВ, как его все называют). Когда-то бывший новым, удобным, чистым и красивым, он бесперебойно проработал 15 лет. Но в середине 90-х в стране началась повальная «прихватизация» всего, что только можно было безнаказанно отщипнуть от «государственного пирога». Так и наш ЦАВ приобрёл «хозяев» - перешёл в руки некой семьи. Им достались двухэтажное здание самого вокзала с кассовым залом и залом ожидания, транспортный посадочный перрон и площадка перед зданием. Гостинца была приватизирована другим владельцем.
Первое, что сделали новые «хозяева» ЦАВа – выкинули бюст Ленина, стоявший в зале, встречавший и провожавший всех автопассажиров. В самом деле, что он тут место застаивает? Прибыль не приносит, значит, вон! Лучше его место в аренду сдать, чтобы поставить лишний вендинговый автомат, торгующий сомнительным пойлом.
На счастье, владелец соседней гостиницы успел заметить происходящее. Он забрал Ленина к себе, в гостиницу. И установил бюст на постаменте перед входом. Хоть бюст совсем небольшой, и практически незаметен, если специально его не искать – он очень небольшой – тем не менее, на постаменте практически всегда лежат цветы.
К слову сказать, ЦАВ так и остался навсегда там, в 80-х. Его владельцы считают, что «корову нужно доить по максимуму, пока ещё хоть что-то можно выдоить. А кормить её и не нужно вовсе». Вот уже 40 лет он ни разу не видел ни ремонта, ни каких-то усовершенствований. Разве что появилось электронное табло с расписанием отбывающих-прибывающих автобусов. Правда, в 2018 году к чемпионату мира по футболу их заставили приобрести современное оборудование для прохода в здание. Но с тех пор эти транспортёры с рентген-камерами для багажа так и стоят нераспечатанными и ни разу не включёнными. Охранники на входе просто заставляют пассажиров открывать все свои сумки. Причём их совершенно не волнует, что там внутри. Им главное – чтобы сумку открыл. Лежит большая коробка в сумке? Что в ней? Да какая разница? Охрана тупо посмотрит и в любом случае пропустит. Про туалеты я и говорить не буду. Если захотите вернуться на полвека назад зайдите полюбопытствовать на эти вонючие грязнющие чугунные дыры в полу с рёбрами по бокам для вставания. Таких санузлов уже давно нигде не встретишь, кроме как здесь.
«Хозяева» ЦАВа за эти годы ещё и прославились на весь город постоянными скандалами с соседями. То на гостиницу в суд подадут, то у соседнего магазина кусок его парковки пожелают оттяпать, то шлагбаумы понаставят, так что к соседним чужим зданиям проехать невозможно… Горожане уже и в администрацию обращались неоднократно с просьбой сменить владельцев, но им неизменно отвечали: «Это невозможно. Частная собственность». Так и стоит посреди города эта зловонная клоака. По роду игры в Геокэшинг, когда нужно уехать в другой город на автобусе – ЦАВ всегда оставляет у меня самое страшное впечатление от всей поездки. Проскочить его скорее, сесть в автобус, и забыть как страшный сон…
А Ленин – и посейчас стоит на своём постаменте у входа в гостиницу «Октябрьская». Кстати сама гостиница, достаточно чистая и уютная, соответствующая современным требования к отельному бизнесу, продолжает себя ассоциировать со временами СССР, В холле висят портреты Ленина, Маркса, Энгельса, в коридорах – картины на революционную тематику и эпоху Страны Советов.
Во всяком случае, Ленину при гостинице гораздо уютнее, чем на этом ужасном недоразумении, скорее только по привычке называемом автовокзалом.
Так что Ленин жив! У гостиницы «Октябрьская» в Октябрьском районе Самары.