Здание по улице Баталинской, 20, привлекает глаз прохожего своей холёностью и имперскими амбициями. На чугунной ограде когда-то красовалась табличка: «Объект культурного наследия регионального значения «Отделение Всероссийского Инвалидного дома имени императора Александра Второго». Здание было построено в 1914-1915 годах на деньги железнодорожников России по проекту архитекторов Владимира Тавлинова и Арнольда Шрейбера.
В отделения Инвалидного дома, предназначенного в основном для низших чинов железных дорог, принимались в первую очередь железнодорожники, которые получили травмы, увечья, выполняя служебные обязанности, то есть те, чей труд был непосредственно связан с движением и обслуживанием поездов. В Инвалидный дом принимали не только одиноких людей, но и семейных, с женами и детьми до 17 лет, для которых имелись школы. Членами семьи признавались находившиеся у железнодорожника на попечении внуки-сироты. Семейные служащие жили в специально отведенных помещениях, обставленных железными кроватями, столами, скамейками, табуретками, полками для посуды. При поступлении в дом семье выдавалось 33 рубля. Кроме того, его обитатели каждый месяц получали так называемое приварочное довольствие. При каждом отделении имелись свои врачи, священники и лица духовного звания, баня, прачечная, выделялись земельные участки для разведения садов и огородов. Поскольку в этом доме призревались в основном инвалиды, то они могли работать по своему желанию и возможностям: некоторые трудились в мастерских, кто-то прислуживал в церквях. Инвалидам-железнодорожникам выдавалась одежда: форменный кафтан, фуражка, пояс с бляхой. В случае смерти мужа вдова должна была эту одежду возвратить.
Организация помощи инвалидам стала особенно актуальной с началом Первой мировой войны, огромные масштабы которой породили миллионы раненых и увечных. На средства благотворителей – в Ессентуках благотворителями стали как раз железнодорожники - повсеместно открывались школы-мастерские, где инвалиды могли получить посильные для себя ремесленные специальности. А в Ессентуках они могли получить и лечение, позабыв нищету и убожество.
В сегодняшней истории города, размещенной на сайте Ессентуков, об этом событии написано коротко: «В Курортной зоне построено здание Железнодорожного санатория имени Императора Александра Третьего». Но как таковой курортной зоны еще не было, а был обычный пустырь, на котором возле разбитой и грязной дороги красовался новенький дворец. До революции здесь находилось главное здание санатория железнодорожных служащих и рабочих. Кирпичное здание в неоклассическом стиле «ампир» на каменном основании было открыто 3 июля 1915 года. Объект получил известность в народе как Александровский пансионат. В советское время здесь располагался профсоюзный санаторий, который позднее получил имя Анджиевского. В 1992-2007 гг. старинное здание было реконструировано, став собственностью московского объединения "ТЕКстрой", и вскоре превращено в жилой "элитный" дом с правами ТСЖ...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: