Чапаевский немецкий мост [TR/26142]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Техноген
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ставропольский край
Ставропольский р-н
Ближайший нас.пункт
Ставрополь
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Звезда
Создан: 12.02.2021
Опубликован: 24.02.2021
(отредактирован: 24.02.2021)

Описание окружающей местности

Железную дорогу Ставрополь - Армавир – Туапсе жители Ставрополья назвали Туапсинкой. Сейчас одна часть этой дороги - главная магистраль южной Кубани, Адыгеи и к Черноморскому побережью Краснодарского края. Она и в наше время впечатляет туристов и пассажиров курортных поездов, как красотой Западного Кавказа, так и уникальностью инженерных решений, в отношении которых дорога не уступает иногда знаменитым железным дорогам в швейцарских Альпах. От другой части остались только каменные мосты и виадуки, похожие на развалины древних замков в степях и на склонах Ставропольской возвышенности, интригующие случайного путника тайной своего происхождения. И лишь глубокие старики помнят, что когда-то в этих глухих степях, на крутых склонах и в глубоких балках стояли станции и ходили поезда... К сожалению, революция и Гражданская война стали причиной того, что эта железнодорожная ветка, прозванная в народе "Туапсинкой", прослужила всего 6 лет - с 1916 по 1922 год. 

Зачем вообще строили эту дорогу? Дело в том, что ставропольское крестьянство и купечество на рубеже XX века отчаянно искало новые рынки сбыта сельхозпродукции. Идеальным вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1897 году была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная АО Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией, эта дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам. Поэтому в 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги, как альтернатива, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему "Туапсинка" получила славу "народной железной дороги".

Проектирование и строительство дороги на ставропольском направлении было одобрено в 1912 году. Рулили процессом инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Конкретно участок Армавир - Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира отныне составлял 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую. Строительство осуществлялось, в основном, на деньги ставропольского купечества.

Грузы по "Туапсинке" возили в основном паровозы серии Ы (не путать с комедией Гайдая). При небольших размерах, такой паровоз развивал мощность до 1000-1100 л.с и тянул до 40 вагонов:

Разумеется, такой масштабный проект не мог исчезнуть бесследно. К слову, сейчас целый микрорайон в Ставрополе именуется "Туапсинкой". О железной дороге напоминают несколько сохранившихся мостов, виадуков, других мелких инженерных сооружений, которые часто называют одним емким термином "немецкие мосты". Так получилось поскольку в строительстве участка принимали активное участие инженеры из Германии и Бельгии.

Ташлинский (Чапаевский) мост через речку Ташла. Один из артефактов легендарной Туапсинки. Удивительно, но этот 20-метровый мост, что расположен на Чапаевке, куда менее известен, чем "немецкие мосты". Хотя он столь же масштабен и намного доступнее с транспортной точки зрения. До него проще всего добраться.

Это самый высокий балочный мост Восточной Туапсинки.

По некоторым сведениям, мост строился силами турецких военнопленных.

В настоящее время мост никак не используется. С одного края пристроены гаражи другим упирается в лес.

Мост спрятан за высотками на Чапаевке. Но почему то у туристов и отдыхающих не очень пользуется вниманием. Высокое бетонное сооружение видимо уступает другим мостам с точки зрения архитектуры.

Здесь часто можно увидеть и экстремалов и любителей пожарить шашлычок, и просто гуляющих по мосту ребят. Мост можно найти под таким названием, из-за района на котором он располагается.

Ставрополь имеет весьма специфичный ландшафт и частым явлением были оползни. Некоторые мосты, хоть с виду и кажутся идеальными даже спустя сто лет, пришли в негодность и подверглись разрушению, а рельсы быстро растопили.

Зато теперь нам остались вот такие непризнанные памятники прошедшей эпохи. Которые судя по их состоянию простоят ещё много-много лет.

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Poleva (30.04.2021 20:53:06)
Заехали-прошли к остаткам очередного моста старой Туапсинки на закате субботнего дня 24-04-2021. Несмотря на позднее время, возле одной из опор шла интенсивная тренировка юных скалолазов. Они с удивлением взирали не только на своего товарища, карабкающегося по стенке моста, но и на странную пару с рюкзаком и навигатором в руках, появившихся в их поле зрения:) Пришлось на некоторое время тормознуть на фотосессию, чтобы спортсмены малость к нам попривыкли...Тайник на месте, отметились.
Вера (01.03.2021 21:53:31)
Я старый мост, мне спину истоптали.
Я здесь стою, не помню, сколько лет,
Мои опоры ноги так устали,
А смены мне все нет, и нет, и нет.
redgreenblue (01.03.2021 21:37:44)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.