Северный вокзал (Nordbahnhof) [VI/26023]

Nordbahnhof 30-е годы 20 века
Nordbahnhof 30-е годы 20 века
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калининградская обл.
Ближайший нас.пункт
Калининград
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
4.50Нашли: 8
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Здание Северного вокзала 60-70-е годы 20 века
Здание Северного вокзала 60-70-е годы 20 века
Здание Северного вокзала 80-90-е годы 20 века
Здание Северного вокзала 80-90-е годы 20 века
Современное здание Северного вокзала
Современное здание Северного вокзала
Современный вид здания Nordbahnhof
Современный вид здания Nordbahnhof
Автор: Das Boot
Создан: 04.01.2021
Опубликован: 16.01.2021
(отредактирован: 16.01.2021)

Описание окружающей местности

   Северный вокзал (Nordbahnhof) был возведён в 1928 — 1929 годах на Hansaplatz (ныне площадь Победы) в ходе широкомасштабной реконструкции Кёнигсбергского железнодорожного узла. Он заменил старые Кранцевский и Земландский вокзалы, которые располагались на том же месте ранее в 1900-х годах. Тогда же перестали использоваться для пассажирского движения старые вокзалы: Южный, Восточный и Лицентский. Четырёхэтажное здание Северного вокзала имело прямоугольную форму, вытянутую с востока на запад. С северо-западной стороны к основному зданию примыкало трехэтажное здание, в котором находилась гостиница вокзала. Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле, без каких-либо декоративных элементов. В центре здания (во всю его высоту) располагалась высокая ниша с колоннами квадратного сечения, что придавало всему сооружению монументальный вид. Карниз ниши венчала заметная со всех сторон надпись названия вокзала: «Nordbahnhof». По бокам от центральной ниши в обе стороны шла галерея прямоугольных окон с квадратными перемычками. На первом этаже они были выше и немного шире, чем на последующих трех этажах выше. Внутреннее устройство здания включало в себя: большой вестибюль с билетными кассами, багажное отделение, залы ожидания. В юго-восточном крыле здания на первом этаже были размещены магазины и бюро путешествий, а на остальных - помещения железнодорожных служб. Справа к зданию вокзала примыкал почтамт № 2, располагавшийся в двухэтажной пристройке. В другом крыле находились гостиница и зал ожидания пассажиров 2-го класса, а также ресторан «Nordbahnhof».

   В ходе боевых действий Второй мировой войны зданию Северного вокзала был нанесён значительный ущерб. После войны оно было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крышу сделали более крутой, а над портиком построили высокий карниз. Но по своему прямому назначению — как пассажирский вокзал — оно уже больше не использовалось. В мае 1964 года движение поездов было вновь открыто и с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (в Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск). Рельсо-шпальная решётка при немцах была металлической и после того, как Восточная Пруссия была занята советскими войсками, пришлось проделать большую работу по перешивке колеи. Делали это при помощи сварки. На Северном вокзале было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание к тому времени уже использовалось как Межрейсовый Дом Моряков. После 1998 года в нём разместился Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям.

   В 1976 году участок Калининград — Зеленоградск был электрифицирован — и обслуживание пассажиров на Северном вокзале вышло на новый уровень: появились электропоезда. Платформы с той поры располагаются на двух уровнях. Через нижнюю платформу проходит сквозной путь до Южного вокзала. Сразу после Северного вокзала он пролегает через тоннель длинной всего 150 метров под площадью Победы. Раньше в тоннеле был ход в расположенное рядом здание Полицайпрезидиума (Polizeipräsidium) (впоследствии ГЕСТАПО, КГБ и ФСБ), но сейчас он вроде как заделан. Облицовка стенки - результат реконструкции уже этого века. Во времена СССР было Калининградское отделение Прибалтийской железной дороги, сейчас это отдельный филиал РЖД - Калининградская железная дорога. Она самая маленькая в составе РЖД, всего 900 км путей. В советское время по выходным из Калининграда в Светлогорск уходило 33 поезда. Плюс 33 зеленоградских электрички. А еще были поезда до Балтийска, Янтарного, Приморска. И все это с раннего утра (5.40) допоздна – как из Калининграда, так и назад последние дизели и электрички уходили около полуночи. А с какой частотой они курсировали! Так, с 9 до 11 часов на светлогорское направление давали пять поездов, на зеленоградское – шесть. То есть к морю можно было уехать каждые 10-15 минут.

   Использованы данные из источников: От двух старых вокзалов до дома моряков: история здания Северного вокзала на площади Победы , Как штурмовали поезда к морю в советском Калининграде

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

olegas (08.04.2021 19:34:57)
По дороге в Зеленоградск, изучил сей паровоз. Скорее всего в скором времени он оттуда переедет. (не помню куда именно) Вопрос четки. Автозачет сработал. Автору спасибо.
Карелия (06.04.2021 21:39:59)
Тайник взят 27.03.2021 вместе с Sergafan.
Звезда (04.04.2021 00:00:24)
Йети (03.04.2021 23:43:59)
Вуки (03.04.2021 16:48:08)
DЖексон (03.04.2021 16:29:09)
Sergafan (27.03.2021 15:28:44)
Alex1989 (02.02.2021 18:49:26)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.