"Железный путь" на север, к морю [MS/25962]

Светлогорск-1
Светлогорск-1
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Прогулка
Размер: Маленький
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калининградская обл.
Светлогорск р-н
Ближайший нас.пункт
Светлогорск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.80Нашли: 12
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Светлогорск-1
Светлогорск-1
Автор: DenSol
Создан: 29.08.2020
Опубликован: 31.12.2020
(отредактирован: 31.12.2020)

Описание окружающей местности

Вокза́л — комплекс из одного или нескольких зданий и сооружений, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа.

В зависимости от рода пути сообщения различают вокзалы железнодорожные, морские, речные, аэровокзалы, автобусные и комплексные, совмещающие несколько видов вокзалов. В силу наибольшей доступности железнодорожного транспорта и популярности именно этого вида, в обыденной речи под словом «вокзал» понимается чаще железнодорожный вокзал.

Происхождение названия

Самое раннее употребление слова «фоксалъ» зафиксировано в 1777 году. Воксалами в XVIII–XIX веке назывались публичные увеселительные заведения; именно это значение изначально отмечается словарями. Слово «воксал» произошло от англ. Vauxhall — названия общественного сада, располагавшегося в одноимённом пригороде Лондона. Во второй половине XVII века оно стало именем нарицательным для заведений подобного рода в английском, а затем и в других языках.

Британский топоним связан с именем Фалька де Бреате, нормандского военачальника, служившего английским королям в начале XIII века. За помощь в борьбе с мятежными баронами Иоанн Безземельный пожаловал ему в своём завещании руку Маргарет де Ревьер, юной вдовы, которой сулило большое наследство. Поместье Фалька на унаследованных его женой землях в южном Ламбете стало известно как «Фокс-холл» (ср.-англ. Faukeshale); вскоре это название стало относиться к самой местности и к возникшей на её месте деревне. В начале XVII века эти земли были во владении некой Джейн Вокс, что, вероятно, привело к трансформации названия в «Воксхолл».

Значение «здание железнодорожной станции» у слова «вокзал» появилось благодаря построенному в 1838 году Павловскому воксалу, служившему конечным пунктом первой в России общественной Царскосельской железной дороги. Автор её проекта Франц фон Герстнер предполагал, что появление «нового Тиволи» привлечёт пассажиров к путешествиям за город.

Вокзал Светлогорск-1

Светлогорск-1 — пассажирская железнодорожная станция в одноименном курортном городке Калининградской области. Через станцию курсируют пригородные электрички из Калининграда, Зеленоградска и Пионерского. Значительная часть рейсов идет транзитом от второго вокзала города — Светлогорск-2. Поезда дальнего следования через Светлогорск-1 не проходят, как и товарные. Приходящие составы останавливаются вдоль трех низких платформ.

Свою работу станция начала еще во времена принадлежности региона к Германии — 14 июля 1900 года. Тогда она еще называлась «Населённый пункт Раушен» (Rauschen-Ort). Одновременно с открытием станции началось движение первых поездов на Кёнигсберг (Калининград). Построенное немцами здание вокзала хорошо сохранилось до наших дней и является одной из архитектурных достопримечательностей города.

На станции сохранилось вокзальное здание немецкой постройки начала XX века, которое является одной из достопримечательностей города.

Железнодорожная станция Светлогорск-1 обслуживает пригородное сообщение между Калининградом, Зеленоградском и Пионерским. Ее здание было возведено в 1900 году и считается объектом архитектурного наследия Светлогорска.

Станция несколько раз подвергалась реконструкции, тем не менее удалось сохранить аутентичность первоначальной постройки. В основном со станции осуществляются рейсы к вокзалу Калининград-Южный, но периодически прибывают и рейсы из других населенных пунктов.

То, что от столицы янтарного края до Светлогорска можно добраться железнодорожным транспортом, давно стало для нас чем-то обыденным, само собой разумеющимся. Так в свое время считали и жители Кёнигсберга, которым посчастливилось без малого 40 лет путешествовать к живописным красотам Раушена по железной дороге.

Так исторически сложилось, что из всех местных курортов официально раньше всех – в 1816 году - был открыт Кранц (ныне – Зеленоградск). Поэтому первая железная дорога к морю, которая вступила в строй 8 июля 1885 года, пролегла именно в его направлении. Рост туристического бума позволил быстро окупить затраты по строительству пути, в связи с чем вскоре было создано акционерное общество железных дорог Земланда с уставным капиталом 1,5 миллиона марок. В рамках этого проекта планировалось построить новую железнодорожную линию Кёнигсберг – Ной-Курен (Пионерский) – Раушен – Варникен (Лесное) с последующим ответвлением на Кранц. Среди акционеров были и государство, и провинция Восточная Пруссия.

Земляные работы, к которым привлекли кёнигсбергских инженеров, начались в 1896 году. Строительство было не из легких, местность всячески «сопротивлялась». Поэтому появилось множество лишних расходов. Но, несмотря ни на какие трудности, в середине курортного сезона 1900 года – 14 июля – состоялся торжественный пуск железной дороги в эксплуатацию. Одновременно прошло открытие железнодорожной станции  Rauschen – Ort  («населенный пункт Раушен») – нынешнего вокзала Светлогорск – 1, памятника архитектуры конца XIX – начала XX века. Уже на следующий день к берегам Балтики и обратно отправились первые поезда, состоящие из черно-зеленого локомотива и зеленых вагончиков. Билеты стоили очень недорого. Пассажиры любовались видами из окна, сидя на складных стульях за маленькими столиками,  и время в пути пролетало незаметно.

Еще большую популярность маршруту Кёнигсберг – Раушен добавило открытие 6 мая 1906 года «верхней» железнодорожной станции  Rauschen – Duene (Раушен – Дюна), которая теперь представляет собой вокзальный комплекс Светлогорск – 2 (в этом году вокзал отметил свой 100-летний юбилей). Увеличилась доставка стройматериалов для нужд бурно развивающегося курорта, резко возросло количество прибывающих сюда дачников и отдыхающих. К 20-м годам XX века, например, по воскресеньям к побережью направлялось 12 – 15 таких пассажирских мини - составов.

Долгое время железнодорожные линии оставались основным видом транспортного сообщения между населенными пунктами в окрестностях Кёнигсберга. Вторая мировая война их, к сожалению, не пощадила. В справке начальника планового отдела Управления по гражданским делам Калининградской области А.Александровой за 1946 год читаем: «Во время военных действий и при оставлении немцами этой территории были взорваны и разрушены все путепроводы, станционные здания, стрелки, станционные пути, вокзалы, выведены из строя паровозные и вагонные депо, электростанции и водоснабжение. Немцами же вывезен почти весь подвижной состав».

Восстановление железных дорог шло крайне медленно. Это было вызвано тем, что немецкие железнодорожные линии имели «европейскую», более узкую колею. То есть, это был не просто ремонт, а, по сути, - полномасштабное строительство. Не хватало и подвижного состава. Но постепенно пути все же восстанавливались, и уже 4 июня 1947 года «Калининградская правда» сообщила о том, что «по новой железнодорожной линии отправился в рейс поезд Калининград – Раушен».

Дорога была длинной, не прямой, как сейчас, и занимала почти полтора часа, поэтому с сентября 1964 по июнь 1965 года было осуществлено строительство более прямой железнодорожной ветки Калининград – Пионерский курорт (далее до Светлогорска продолжала действовать первая, послевоенная колея). Открылись новые станции: Переславское, Дружное и остановочные пункты Чкаловск и Колосовка – Западная. Новая железная дорога позволила на 12 километров сократить путь от Калининграда до Светлогорска и время следования поездов на 40 минут. Наиболее активное участие в проведении строительных работ принимали курсанты КВВИУ им. А.А. Жданова и военнослужащие 11-й гвардейской армии.

В начале 70-х годов участки Калининград – Светлогорск и Калининград – Пионерский курорт были электрифицированы и оборудованы автоблокировкой, а в 1975 году был построен новый вокзал Светлогорск – 2. К летнему сезону следующего года светлогорские художники Н.Фролов, О.Атрощенко и А.Шестаков подготовили для украшения здания уникальные трехмерные мозаичные рельефы, а также художественную карту маршрута для лечебной ходьбы – терренкур.

Сегодня железная дорога Калининград – Светлогорск живет насыщенной жизнью. Устанавливается новое оборудование, эксплуатация ведется в соответствии с современными требованиями безопасности, улучшается сервис, вводятся новый подвижной состав.

Список использованной литературы:

1. Википедия

2. Железный путь на север, к морю

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Байдерины (19.09.2021 14:36:02)
Уютный небольшой вокзальчик. До коробочки добрались уже в сумерках, поэтому без лишних глаз.
firework1973 (19.08.2021 23:20:25)
Тайник найден. Место людное. Улучили момент. Записались. Автору спасибо.
Dima & Julia (25.06.2021 16:31:28)
vlbee (10.05.2021 16:21:52)
Большой парень (01.05.2021 16:18:08)
Alex1989 (11.04.2021 21:54:38)
olegas (08.04.2021 23:09:17)
Звезда (01.04.2021 06:09:03)
DЖексон (31.03.2021 22:44:40)
Вуки (31.03.2021 22:43:34)
Йети (31.03.2021 22:23:27)
Das Boot (07.01.2021 16:39:18)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.