Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество. Архитектуру часто называют застывшей музыкой, так как она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты. Две основные составляющие любого художественного произведения - это идея и ее вещественное представление. Если мастеру удалось достигнуть гармоничного соединения этих элементов, то результат его работы будет действительно восхитительным и изящным.
Каждый этап развития человеческой цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, который символизирует конкретный исторический период, его основные черты, идеологию и характер. Архитектурные памятники способны сообщить информацию о том, что было главным в жизни людей в момент их постройки, что для них являлось истиной красотой и искусством, какой был характер их жизни и многое другое.
Каждое отдельное сооружение или их ансамбли, проспекты, парки, улицы и площади, целые поселки и города вызывают у людей определенные эмоции, чувства и настроения. Это происходит из-за того, что авторы архитектурных произведений вложили в них определенную идею и смысловую информацию. Каждая постройка имеет конкретное назначение, поэтому ее внешний вид должен соответствовать ему и настраивать людей на определенный лад.
Город Псков ассоциируется в первую очередь своим каменным зодчеством, которое развивалось в XV-XVI веках и сохранилось до наших дней. Много прекрасных сооружений было построено, среди них: крепостные стены, церкви, гражданские постройки. Широко известны в Пскове и его окрестностях многие памятники архитектуры: Мирожский монастырь, собор Иоанна Предтечи, бывшего Ивановского монастыря, церкви Василия на Горке, Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья и другие великолепные образцы древнерусской архитектуры.
В современном мире в эпоху бурного технического развития у архитекторов огромное количество возможностей воплотить в жизнь самые смелые замыслы и идеи, благодаря этому появились такие архитектурные стили как модерн. Ему в отличие от, например, старинного романского направления или противоречивого барокко свойственна смелость решений, многообразие материалов и яркость идей.
В Пскове стиль модерн также нашел своё место, свой образ и свой характер. Постройки в данном стиле, как яркие пятна, привлекают жителей и гостей города.
Модерн родился на рубеже веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи.
В 90-х годах позапрошлого века модерн определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Модерн возник в противовес рационализму XIX века. С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затем в промышленных и жилых зданиях стала формироваться новая номенклатура типов зданий, исходя из их функционального назначения: универсамы, общественные библиотеки и др. Жилые здания проектируются, исходя из их функционального зонирования. Рационализм развивался как бы изнутри. Функция определяла форму, форма следовала за функцией.
«Стиль модерн» развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент.
Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам - выразительность.
Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Творцы модерна свободно прибегают к асимметричным формам и композициям. Оконные и дверные проемы их заполнения причудливыми изгибами органично вплетаются в живую пластику зданий нового стиля.
Модерн был не только элитарным явлением. Он стал зачинателем массовой культуры. Если рационализм получил широкое распространение за 50 лет, то семена модерна разлетелись по миру буквально за одну неделю благодаря появлению ротационных машин и, как следствие, массовому распространению печатной продукции - газет и журналов, развозимых поездами. Модерн господствовал в архитектуре 20-25 лет и получил продолжение в функционализме и экспрессионизме.
Псков издавна прославился самобытными средневековыми памятниками архитектуры. Однако ограничить строительную историю города рамками средневековья, как это зачастую делается, означало бы вычеркнуть более двух столетий его архитектурной жизни: а именно с XVIII по XX в., когда были выстроены многие здания, которые до сих пор украшают центральные улицы Пскова.
Экономический упадок Пскова, потерявшего в XVIII в. положение порубежного города, отразился и на его внешнем облике. На протяжении трех первых четвертей XVIII в. значительных строительных работ не велось. Разрушались многие средневековые здания, большой вред наносили пожары.
Основным стилем архитектуры второй половины XIX в. стал эклектизм. В основе нового художественного направления лежало использование в отделке зданий форм различных стилей прошлого. Постройки периода эклектики отличались простотой объемных композиций, равномерно ритмизированными фасадами, равнозначностью всех элементов отделки, симметричностью и рядом других характерных признаков. В 1860—1870 гг. преобладали здания с нейтральным решением фасадов, без явно выраженных признаков какого-либо одного исторического стиля. С 1880 гг. все большее место в архитектуре города начал занимать «кирпичный» стиль. Он исключал необходимость частых ремонтов и давал возможность насытить архитектуру цветом. Это делало его популярным как среди заказчиков, так и среди архитекторов Для достижения большего живописного эффекта на фасаде часто применялось сочетание красного кирпича с цветными майоликовыми плитками ,отдельными отштукатуренными декоративными элементами. Несмотря на несомненную популярность у застройщиков „кирпичного» стиля, он, однако, не стал определяющим для архитектурного облика Пскова конца XIX в.
В начале XX в. в архитектуре Пскова продолжало сохраняться многообразие стилей.
Но ведущим для этого периода можно признать направление, получившее в России наименование «модерн». Одним из характерных признаков нового направления стал особый подход к принципу проектирования зданий. Форма плана и объема в модерне не задавалась изначально, как в эклектике, а вытекала из пространственно-планировочной структуры сооружения. Принцип построения здания «изнутри-наружу» определил отказ от симметрии, многообразие форм объемов и свободу их пространственных композиций. Изменилась роль орнамента. Значительно возросло значение фактуры и цвета материалов.
Интересным и единственным в своем роде образцом модерна в Пскове стал жилой дом с конторскими помещениями при канатной фабрике Г.Ю.Мейера Здание заводоуправления завода А. К. Штейна, построенное в 1905-м году так же выделяется своими вертикальными линиями, которые диктует башенка, украшенная живописным шпилем.
Иное направление модерна представлял доходный дом псковского гражданского инженера Г.Ф.Станкевича,.Горизонтальное деление фасада на этажи, столь характерное для доходного дома конца XIX в., исчезло. В композиции фасада преобладающими стали ассиметрия и вертикализм. Декор постройки поражал новизной рисунка и размашистой объемной лепкой отдельных крупных деталей.
К началу второго десятилетия XX в. облик вновь возводимых зданий стал строже, большее значение приобрели фактура и цвет отделочных материалов, проще и единообразнее стала форма окон.
Оригинальным образцом позднего романтического модерна в архитектуре Пскова стал дом И.А.Козловского, построенный в 1912 г. Впервые в отделке этого здания появились нехарактерные для Пскова мотивы северной флоры и фауны — рельефные изображения сов, водорослей, стилизованные капители в виде сдвоенных утиных головок с веткой кустарника между ними.
Кроме перечисленных выше образцов чистого модерна, в городской застройке начала XX в. появляются здания, в которых влияние стиля проявилось опосредованно. Большинство построек тех лет можно условно разделить на две основные группы. Первую составляют здания, где архитектурные детали ретроспективного направления сочетаются с объемной ассиметричной композицией, характерной для модерна. Примером может служить особняк Н.П.Лавриновского, Вторая, более многочисленная группа, объединяла постройки с равномерно ритмизированными фасадами в духе эклектизма, где формы исторических стилей сочетались или заменялись орнаментикой модерна.
Среди них доходный дом А.Ш.Ильяшева, здание Псковского отделения Государственного банка, 1908 г.,здание Народного дома им. А.С.Пушкина, построенное в 1906 г. по проекту псковского городского архитектора Э.А.Гермейера и другие.
Неподалеку от бывшей Мариинской женской гимназии, построенной в 1915-м году в стиле неоклассицизма (ныне Псковский технический лицей), находится интересный дом в стиле модерн - дом Л. Л. Масона, построенный на стыке неоклассики и модерна в 1909-1910годах:
Модерн в архитектуре Пскова почти не коснулся многих видов декоративного творчества. Не получил распространение витраж. Единственной постройкой, где на фасаде было использовано декоративное панно из майоликовых плиток, стал дом П.Д.Батова, возведенный около 1913 г. В целом архитектура Пскова XVIII — начала XX вв. прошла те же этапы развития, что и зодчество других городов России. Однако она имела ряд только ей присущих особенностей, определяемых уровнем экономического развития города, влиянием ближайших соседей — Петербурга и Прибалтики, вкусами и потребностями заказчиков, местными строительными традициями.
Большой урон застройке Пскова нанесли Великая Отечественная война и последовавший за ней восстановительный период, когда в ходе реконструкции города были уничтожены или значительно перестроены многие здания XVIII — начала XX вв. К настоящему времени оказались безвозвратно утраченными такие крупные сооружения дореволюционного Пскова, как здания Гостиного двора. Городской думы, лютеранской церкви, Сергиевского реального училища, Ольгинского и Троицкого мостов. Список этот можно продолжать. Поэтому сейчас наиболее важной представляется задача сохранения того лучшего, что уцелело от губительного воздействия времени, из чего в конечном счете складывается неповторимое своеобразие облика современного Пскова.
1.Здание заводоуправления льнопрядильной и бичевочной фабрики инженера-технолога Генриха Юльевича Мейера предположительно построено в 1901 году. Точная дата строительства и автор проекта неизвестны. Дело в том, что в мае 1900 года на фабрике произошел серьезный пожар, отчего ее значительная часть сгорела. Мейер сразу приступил к ее восстановлению. Он возвел новые постройки и закупил для своего производства новое оборудование. 11 марта 1901 г. состоялось освящение зданий и пуск обновленной фабрики.
Помещения нового здания предназначались для кабинетов служащих управления фабрики. После революции до начала 1970-х годов здание использовалось по первоначальному назначению в качестве заводоуправления шпагатной фабрики им.М.И.Калинина. Впоследствии было приспособлено под семейное общежитие Псковского льнокомбината. Архитектура здания не претерпела значительных изменений, за исключением некоторых перестроек при приспособлении под жилье.
Дом Мейера - это уникальный для Пскова памятник в стиле модерн. Он сочетает в себе достоинства градостроительного и архитектурно-художественного плана, а так же является достаточно полно сохранившимся примером фабричного административно - конторского здания начала XX века в Пскове.
2.Дом Козловского
Дом И. А. Козловского построен в 1912 г. Находится рядом с особняком Генриха Герца. Каменное двухэтажное, прямоугольное в плане здание (не сохранилась деревянная застекленная веранда).
Декоративное решение характерно для стиля «скандинавский модерн».
Впервые в отделке этого здания появились нехарактерные для Пскова мотивы северной флоры и фауны — рельефные изображения сов, водорослей, стилизованные капители в виде сдвоенных утиных головок с веткой кустарника между ними, (красный лицевой кирпич, цементная штукатурка).
Сейчас в этом здании располагается управление федеральной службы исполнения наказаний. Памятник расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова» VIII-XVII веков.
3.Доходный дом страхового агента Бернарда Кербера
В первом десятилетии XX века страховой агент Бернард Юлиусович Кербер приобрёл участок с домом Дмитриевой.
Автор постройки, к сожалению, не установлен.
Главный фасад дома архитектор украсил рустованными лопатками (рустовка - рельефная кладка камнями), которые делят фасад на две части – основную жилую и лестничную клетку. Проёмы второго этажа обрамлены штукатурными наличниками, сверху переходящими в арки с орнаментом внутри. Внизу окна украшены штукатурными рамами с круглыми розетками. На втором и третьем этажах Кербер пожелал устроить балконы с
металлической ажурной решёткой. Здание было предназначено для жилья и сдачи внаём.
Судя по страховым документам, в новом доме Кербера первоначально разместили три квартиры. Об этом свидетельствовало наличие трёх кухонных плит, трёх ванных комнат и трёх ватерклозетов.
В сентябре 1898 года псковский губернский инженер Станкевич Г.Ф. купил на перекрестке Кахановского бульвара (ныне Октябрьский проспект) и ул. Пановой (ныне ул. Металлистов) участок земли площадью 325 саженей для строительства собственного доходного дома.
Станкевич Герард - Клеменс Фортунатовым - гражданский инженер. Выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров. Один из лучших архитекторов, работавших в Пскове в конце XIX - начале XX веков.
К тому времени Герард Фортунатович уже 11 лет работал в Пскове. И хотя он трудился в должности городского инженера, известность пришла к нему как к автору многих архитектурных проектов.
С именем инженера связывают разработку таких крупных памятников поздней эклектики-неоклассики, как доходный дом Батова – корпус политехнического института на улице Ленина, 8 (1897 год), здание Общества взаимного кредита (1900 год) – дом не сохранился, сейчас на этом месте находится ЦУМ, здание Земского банка – Центробанк на Октябрьском, 8. доходный дом Шпаковской, 1897 г. (ул. Ленина, 8), здание банка Общества взаимного кредита Псковского уездного земства, 1902 г. (Октябрьский пр.,8), доходный дом Сафьянщикова И.А., 1912 г. (Октябрьский пр., 18) и другие здания.
Известно, что в 1906 году часть помещений в доме Станкевича Г.Ф. занимало губернское акцизное Управление. С начала второго десятилетия XX века в доме разместилась аптека «Кахановская», принадлежавшая провизору И.П. Розенбергу.
К середине второго десятилетия XX века Станкевич Г.Ф. продал дом.
Основную часть помещений дома сдавали под жилье. Исходя из того, что в здании ко времени его постройки были установлены 6 плит для приготовления пищи, столько же ватерклозетов, ванн и раковин, можно предположить, что первоначально в доме насчитывалось 6 квартир.
Отдельные декоративные мотивы, примененные в фасадной отделке банка, были использованы Станкевичем Г.Ф. и при проектировании собственного доходного дома.
Однако, в отличие от здания банка, фасады которого решались в неоренессансном стиле, в новой работе архитектор обратился к стилю модерн. Асимметрия, усложненная ритмика фасадов, новый декор резко выделяли дом Станкевича из архитектурной среды города начала XX века.
Не случайно, «дом инженера Станкевича» вскоре после его постройки был запечатлен на нескольких видовых открытках, рекламирующих наиболее яркие достопримечательности дореволюционного Пскова.
Композиция фасадов дома во многом определялась его местоположением. Угол постройки, обращенный в сторону перекрестка, был акцентирован цилиндрическим эркером. Башнеобразный объем эркера завершался витым шпилем, значительно возвышающимся над венчающим карнизом постройки. В завершении ризалитов использовались аттики с горизонтальными лепными барельефами.
В уровне 2-го этажа эркер и примыкающие к нему ризалиты были композиционно объединены одним большим балконом.Ажурные кованые ограждения балкона контрастировали с поддерживавшими его мощными фигурными кронштейнами.
Эркер был главной вертикальной доминантой в композиции здания. Роль дополнительных вертикалей играли разновеликие ризалиты обоих парадных фасадов, завершенные высокими аттиками.
Перестройки и утраты
Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены главные вертикальные элементы композиции фасада, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта: башенный объем эркера и аттики над центральным и угловым ризалитами. В результате здание стало выглядеть более приземистым.
Здание построено в 1907 г. по проекту гражданского инженера Э.А. Гермейера (1875-1921 гг.).
Заказчиком и владельцем дома был Абрам Шимелевич Ильяшев - дантист по профессии, крупный псковский предприниматель, занимавшийся подрядами на строительные работы.
Он был главным исполнителем заказов городской управы и других учреждений. Он построил здания отделения Госбанка с флигелем для служащих (ул. Советская, 44 и 44-а), художественно-промышленное училище им. Фан-дер-Флита, интендантские провиантские склады на Крестовском шоссе взамен снесенных при Поганкиных палатах, корпус одиночного заключения при губернской тюрьме, школу на Рижском шоссе, пожарное депо на Великолуцкой, контору электростанции и телефона, 5 лавок Кожевенного ряда Гостиного двора, трамвайный путь от вокзала до Соляных амбаров.
Разнообразна и другая предпринимательская деятельность Ильяшева: торговля строительными материалами, электрообрудованием, водопроводные, канализационные, электромонтажные и др. работы, имел собственный кирпичный завод.
По раскладочной ведомости на 1913 год дом оценивался в 8448 рублей. Кроме каменного трехэтажного дома крытого железом, на участке находились службы смешанные одноэтажные и деревянная дворницкая.
В барских апартаментах инженер Гермейер предусмотрел водопровод и ванны. Воду подогревал специальный водогрейный котёл, для которого в доме выделили отдельное помещение.
Квартиры имели прихожие, через которые можно было попасть в парадную гостиную, коридор жилой зоны и через тамбур в кухню. Парадные комнаты: гостиная, столовая и кабинет, вероятно, были связаны между собой.
Кухни квартир группировались у центральной поперечной стены со стороны двора. Ванные комнаты располагались между кухнями и спальнями.
Сохранившиеся до наших дней кованые ограждения парадной лестницы напоминают набегающие морские волны, а полы на лестничных площадках аккуратно выложены керамическими глазурованными плитками.
В этом доме поселилась семья лесопромышленника, купца 1-й гильдии Моисея Гавриловича Гордина, и 30 октября 1913 года там родился его младший сын Аркадий, ставший известным писателем, автором многих книг о Пушкинском заповеднике.
Старинный фасад дома запечатлён на открытке, выпущенной в 1909 году по фотографии Отто Парли. За более чем 100 лет здание заметно изменилось: проём ворот на левом краю первого этажа (там к дому примыкал казённый винный завод) превратили во внутреннее помещение.
Каменное ограждение балкона на втором этаже (над центральным входом) заменили металлическим, исчезли лепные женские головки на уровне верхнего края балкона на третьем этаже, с крыши пропали вазоны, утрачено лепное ограждение крыши главного фасада.
После революции 1917-го шикарные барские квартиры стали коммуналками. В конце 1960-х рабочие провели выборочный капитальный ремонт, в результате оригинальные печи, камины, оконные и дверные проёмы были утрачены. Сохранились только деревянные перекрытия и отделка парадной лестницы.
В 1990-х провели реконструкцию квартир третьего этажа. Со стороны двор вдоль всего фасада появилась мансарда. Интерьеры и планировка квартир полностью утрачены.
Исчез резной витраж третьего этажа главного фасада - вместо него поблёскивают новые пластиковые окна. Не сохранились даже ступени крыльца у парадного входа в дом Ильяшева.
6.Доходный дом Смирнова .Старинный особняк в банковских тисках
По свидетельству архивных документов – листов страховых оценок, доходный дом Герасима Ивановича Смирнова (по документам он числился крестьянином) построен в начале XX века (1913 год) по заказу и на средства будущего владельца.
Кирпичное здание расположено за пределами исторического центра на "красной линии" Октябрьского проспекта (бывшего Кахановского бульвара) и обращён к нему главным фасадом.
"Красная линия" улицы обозначает условные границы, которые отделяют её территорию от территорий, предназначенных под застройку.
"Стилистический характер здания эклектичен", - сообщает учётная карточка памятника. Это означает, что в нём сочетаются детали псевдорусского направления с чертами модерна.
К особым неповторимым деталям оформления фасада можно отнести расположенные почти под крышей лепные объёмные женские маски.
В начале прошлого века дом имел весомое градообразующее значение и входил в комплекс жилых доходных домов.
Квартира хозяина Герасима Смирнова находилась на втором этаже.
Здание построено по принципу "изнутри-наружу", это определило отказ от симметрии.
Внутри расположены изолированные друг от друга парадная и чёрная лестничная клетки, две квартиры.Парадные помещения ориентированы на главный фасад, жилые и служебные - на дворовый.Парадная лестница сохранила кованые ажурные ограждения.
Выход на балкон снабжён дополнительной лестницей с забежными ступенями (ступени, расположенные непрерывно по кругу).
Двухэтажный особняк с момента постройки снабдили водопроводом и канализацией.
К слову, дом стал третьей капитальной постройкой на участке, принадлежавшем купцу. Кроме трёх жилых домов здесь находился служебно-хозяйственный комплекс и торговая мясная лавка.
Значительных перестроек старинное строение не претерпело. Косметические ремонты не поменяли первоначальный облик дома. Лишь в интерьере утрачены изразцовые печи и частично заложены дверные проёмы. "Реставрационных работ не было", - утверждают документы. В настоящее время к западному и восточному глухим фасадам здания примыкают постройки Сберегательного банка, которые появились на этом месте в 1996 году. Так частный бизнес начала XX века встретился с банковским делом конца столетия.
На первом этаже доходного дома расположился отдел по работе с VIP-клиентами.
Столетние интерьеры "съедены" временем и евроремонтом. Проход на второй этаж, где находятся внутренние офисы банка, замурован. Туда можно попасть только через центральное здание.
7.Заводоуправление Штейна. Контора чугунолитейного и механического завода
Недалеко от доходного дома Смирнова (того самого, что в "банковских тисках") расположился изящный двухэтажный особняк с флюгером – здание управления заводом Александра Карловича Штейна. Кстати, старинный флюгер всегда остаётся неподвижным и постоянно указывает на северное направление ветра.
Дом построили в 1907 году на углу Кахановского бульвара (ныне Октябрьский проспект, 27) и улицы Металлистов (бывшая Пановская) - на территории фирмы "Механический завод и техническая контора Штейна".
Здание стало частью комплекса мастерских чугунолитейного и механического завода Штейна.
На нем изготовлялись насосы, паровые котлы, торфомашины, резервуары, отливки из бронзы, меди и чугуна (тротуарные плиты, крышки люков, печное литье). Помимо этого он занимался бурением артезианских скважин и устройством водопроводов в С. Петербургской, Новгородской, Витебской, Смоленской, Эстляндской, Лифлляндской губерниях. Производил он строительные и монтажные работы на мелких предприятиях. Занимался периодически торговлей кирпичом, цементом и другими материалами.
В 1900 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке за бурение артезианских скважин заводу была присуждена большая серебряная медаль.
В 1914 году Штейн продал завод военному ведомству.
С 25 февраля по 25 ноября 1918 года войска кайзеровской Германии оккупировали Псков. После изгнания немцев завод оказался разрушенным, без сырья, без оборудования.
После восстановления на заводе организуется выпуск металлической посуды, ведер, кухонных плит, лопат и других изделий. В 1921 году к предприятию присоединяются мастерские "Сельмаша".
От прежней старины остались только фасады и архивные документы. Не сохранились даже фотографии времён Александра Штейна, или их не было вовсе. Видимо, фотографы не сочли нужным запечатлеть для потомков "обычную" постройку производственного назначения.
8.Каменный особняк Щербицкого.
Дом провизора Арона Гиршевича (Аркадия Григорьевича) Качергинского на правой стороне Кахановского бульвара (Октябрьский проспект, 23 б) построен в 1901 году на средства и по заказу врача Щербицкого.
Дата "1901" была выполнена в штукатурке на главном фасаде здания.
Из архивных документов (листов страховой оценки строений) известно, что в 1910-е годы владельцем дома стал Арон Качергинский.
В августе 1899 года провизор Арон Качергинский, окончивший Юрьевский (Тартуский) университет в 1893 году, открыл в доме Б. М. Неймана на Великолуцкой улице (Советской) аптекарский и парфюмерный магазин.
Там же он принимал граждан в качестве агента 2-го Российского страхового общества и общества "Нью-Йорк".
От частных аптек, которые в Пскове принадлежали этническим немцам, аптекарские магазины отличались отсутствием права изготовлять лекарства по рецептам, а также продажей различных, часто отдалённых от медицины товаров.
Личный особняк Арона Гиршевича расположился за пределами исторического центра Пскова. Как наиболее ранний, по сравнению с окружающей застройкой, первоначально он был ориентирован на главную магистраль – Кахановский бульвар. Сейчас дом оказался внутри двора, за постройками Псковского отделения "Сбербанка".
Двухэтажное каменное здание Качергинского стало в городе одним из первых особняков в стиле модерн.
Вся северная (передняя) часть дома предназначалась для занятий медицинской практикой, южная (задняя) была жилой.
В интерьере сохранилась парадная лестница с железным кованым ограждением, выполненным в форме волютообразных (спиралевидных с "глазком") завитков, характерных для модерна.
После перепланировки помещений были утрачены изразцовые печи и камины.
В настоящее время в доме находится представительство МИД России в Пскове.
9.Дом Массона
В подавляющем большинстве интернет-публикаций о псковском Доме Массона говорится, что здание носит имя его владельца - учителя французского языка, члена Псковского археологического общества Людвига Карловича Массона. Однако Л.К.Массон конкретно к этому дому не имеет никакого отношения.
В действительности, он был владельцем этого участка земли, купив его на аукционе после упраздниния Златоустовского монастыря. На этом участке он создал небольшую городскую усадьбу, выстроив жилой дом и другие хозяйственные постройки. Но где-то в начале 20-го века, уже после смерти Л.К.Массона, его семья продает свою усадьбу Журавлевым, которые в 1909-1910 годах полностью перестраивают старый хозяйский дом в духе новых архитектурных веяний - в стиле модерн. Так что правильнее было бы называть это здание - Домом Журавлева, тем более, что известный псковский краевед Н.Ф.Окулич-Казарин (1849 - 1923) в своем замечательном труде "Спутник по древнему Пскову", изданном в 1913 году, именно так его и называет. Но уж коль скоро все его знают под звучным иностранным именем Массона, то пусть так и будет.
С приходом советской власти, дом был превращен в коммуналку, жильцов которой окончательно расселили в 1989 году. После этого на Доме Массона начались реставрационные работы, которые растянулись практически на 20 лет из-за нерегулярного финансирования. Активная реставрация Дома Массона началась лишь летом 2002 года в рамках подготовки к празднованиям 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Тогда в ходе археологических раскопок в цокольном этаже здания были обнаружены захоронения XVI-XVII веков. Исследования показали, что Массон поставил свой дом на фундаменте монастырской церкви Иоанна Златоуста, которая служила усыпальницей семьи одного из богатейших псковских купцов XVII века - Сергея Ивановича Поганкина.. Поэтому было высказано предположение, что среди тел, обнаруженных в подвале дома, покоились останки и самого Поганкина. Хотя, конечно, установить это доподлинно было уже невозможно. Все останки, обнаруженные тогда в подвале Дома Массона были преданы земле.
Реставрация дома Массона завершилась в 2005 году. По первоначальному плану, там должно было располагаться Древлехранилище Псковского музея-заповедника и открыться Музей книги. Однако, ничего такого не случилось. В отреставрированный Дом Массона в 2006 году переехало Фондохранилище Псковского музея и в течение нескольких лет там создали несколько экспозиций открытого хранения фондов - "Золотая кладовая", Геральдический зал, выставка исторического оружия и другие.
Можно ещё добавить несколько слов об архитектуре Дома Журавлева- Массона. Это цитата из книги "Псков через века. Памятники Пскова сегодня": "Дом Массона построен в 1909-1910 г. Здание каменное, Г-образное в плане, 2-х этажное с мезонином. Композиция объемов и фасада ассиметричная. Декор сочетает в себе элементы ордерной архитектуры (рустовки, лопатки, "замки") с мотивами модерна (характер прорисовки лепных украшений). Образец небольшого дома начала XX века. Памятник модерна в архитектуре Пскова."
Не смотря на проведенную не так давно реставрацию, здание выглядит сейчас не очень презентабельно. От него отваливаются кустки штукатурки и лепнины, оголяя кирпичную кладку
10.Особняк Лавриновского
Небольшой изящный особняк с современным адресом Детская, 2 (ранее Спасская) появился в Пскове в 1908 году благодаря предводителю местного дворянства Николаю Лавриновскому. Именно он стал заказчиком строительства.
Род псковских дворян Лавриновских ведёт своё происхождение от малороссийских казаков Нежинского полка. Николай Павлович Лавриновский родился в Иркутске 2 октября 1845 года. В 1862-м юный Николай был назначен к Высочайшему двору и прошёл обучение в Пажеском корпусе. Он окончил курс с отличием и занесением имени на мраморную доску. В 1866 году был выпущен корнетом в лейб-гвардии Кирасирский полк.
В 1872 году штабс-ротмистр Лавриновский был уволен с военной службы "для определения к статским делам", а в октябре Николая Павловича утвердили участковым мировым судьёй Псковского мирового округа.
В 1910 году Лавриновского избрали Псковским губернским предводителем дворянства. Николай Павлович также входил в состав Псковского биржевого комитета, занимавшегося вопросами реализации местного льна, был избран в почётные члены Псковского археологического общества, являлся членом Российского общества Красного Креста.Старший сын Лавриновского продолжил стезю отца – Николай Николаевич в 1907 году был утверждён в должности Псковского уездного предводителя дворянства, затем избран одним из пяти членов Государственной Думы от Псковской губернии.
Лавриновским особняк принадлежал до Октябрьской революции 1917 года. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, маслодельный завод и автоинспекция использовали особняк под конторы.
Окончательно дом восстановили лишь через год. С 1952 года строение отдали под производственные помещения и жильё. В начале 1970-х годов здание передали ЗАГСу. В 1972-м там произвели реконструкцию интерьеров. При реконструкции и приспособлении для Дворца бракосочетания строители изменили все лестницы, перед парадным входом появилась дополнительная площадка.
Переделаны перегородки в интерьерах и часть дверных проёмов, утрачен декоративный кованый балкончик окна на втором этаже. Не сохранились хозяйственные постройки участка и его благоустройство. Дворец бракосочетания располагается в старинном особняке по сей день.
Кстати, внимательные любители прогулок по Пскову смогут разглядеть, что дата строительства особняка на Спасской улице помещена на аттике парадного входа здания.
К сожалению, имя автора архитектурного проекта история для нас не сохранила.
Участок, отведённый в начале прошлого столетия под строительство, расположился как раз на углу улицы Детской (бывшей Спасской) и Набережной реки Великой (Александровская набережная). Его западной границей стал воссозданный фрагмент стены Окольного города.
Спуск ул. Детской к набережной создает рельеф, способствующий созданию интересного ракурса в восприятии дома, поставленного главным фасадом по "красной" линии улицы. Ажурные кованые решетки ограды и парапетов крыши усиливают впечатление легкости, изящества и, одновременно, монументальности постройки.
Здание состоит из двух разноэтажных объёмов: парадная часть — двухэтажная, жилая часть — одноэтажная. В декоре сочетаются элементы ордерной архитектуры (пилястры – вертикальные выступы стены, условно изображающие колонны; аркада - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы) и модерна (окна в форме замочной скважины в парадной части здания).
Главный фасад образован сочетанием вертикали двухэтажного объема и горизонтали одноэтажного, уравновешенных ризалитом парадного входа. Проемы фасада с циркульным завершением подчеркивают его парадность.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: