От Пушкино до Маяковского [MS/25855]

Шаг 1
Шаг 1
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Пушкино р-н
Ближайший нас.пункт
г Пушкино
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
5.00Нашли: 8
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Шаг 2
Шаг 2
Шаг3
Шаг3
Шаг 4
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 5
Автор: Aleslav
Создан: 29.11.2020
Опубликован: 30.11.2020
(отредактирован: 01.12.2020)

Описание окружающей местности

А начинается наша прогулка от вокзала станции Пушкино. Вот не много истории станции из Википедии.

Станция III класса Пушкино была открыта вместе с открытием пути железной дороги Москва — Сергиев Посад в 1862 году, получив своё название по соседнему старинному селу. Сохранившийся до наших дней кирпичный вокзал был построен около 1897 года. Открытие станции послужило причиной возникновения дачного посёлка Пушкино в 1867 году[.

Электрифицирована в 1930 году. Первоначально работала контактная сеть напряжением постоянного тока 1500 В, временно демонтирована в 1941—42 годах; в 1956 году переведена на напряжение 3000 В.

Станция является конечным пунктом для электропоездов Москва — Пушкино, а также промежуточным остановочным пунктом для электропоездов сообщением Москва — Сергиев Посад, Москва — Александров, Москва — Софрино, Москва — Красноармейск, Москва — Балакирево. Поезда дальнего следования на станции не останавливаются.

В северной части за станцией расположено моторвагонное депо Пушкино, которое было открыто в 1992 году. С конца 2010 года является оборотным для ТЧ-10 МСК Москва-2 и ТЧ-12 МСК Александров.

На станции три пассажирских платформы — две островных, одна боковая, но 2-я платформа в настоящее время фактически используется как боковая. Для перехода пассажиров через железнодорожные пути и для выхода на 2-ю и 3-ю платформы функционирует подземный переход. С 2008 года оборудована турникетами.

В настоящее время станция является одной из самых загруженных на Ярославском направлении, пассажиропоток составляет 23 тысячи человек].

С марта по август 2008 года на станции Пушкино производилась реконструкция. В ходе реконструкции на всех платформах установлены турникеты, платформа № 3 на Москву перестроена полностью (в ходе реконструкции расширена практически вдвое), на платформах установлены заграждения. Подземный пешеходный переход также отремонтирован, на стенах и на полу уложена плитка. Станция выполнена в сине-сером цвете — фирменном цвете Ярославского направления.

У входа в вокзал вы видите памятную доску. На ней выгравировано: «Здесь, в гор. Пушкино, в суровые дни Великой Отечественной войны, в октябре 1943 года была сформирована 43-я бригада железнодорожных войск и направлена на Волховский и Ленинградский фронты». Прочитали и побежали на электричку. А если задержаться и задуматься, то за этой лаконичной фразой обнаружится малоизвестная горожанам страница истории Великой Отечественной войны, связывающая подмосковный Пушкино с прорывом блокады Ленинграда, 75-летие которой широко отмечалось в нынешнем году, со знаменитой Свирско-Петрозаводской операцией и не только с ними...


В октябре 1943-го

Благодаря памятной доске мы знаем, что 43-я железнодорожная бригада была направлена на фронт из подмосковного Пушкино в октябре 1943 года. Выходит, что до этого времени такой бригады не существовало? Ничего подобного. Она существовала и выполняла крайне важные в стратегическом плане работы.

На сайте «Военная история. Железнодорожные войска России» читаем: «В связи с колоссальными разрушениями железных дорог на их восстановлении в 1943 году из 30 железнодорожных бригад было занято 29. В резерве оставалась только 43-я бригада, которая выполняла задачу на строительстве Большого Московского железнодорожного кольца».

Казалось бы, после победы под Сталинградом требовалось срочно передислоцировать войска в район Курска, а ситуация на железных дорогах не позволяла сделать это быстро. Для решения этой задачи по поручению И.В. Сталина Л.М. Каганович провёл совещание в НКПС, на котором были приняты меры по ускорению перевозки войск к фронту. В частности, было решено отозвать железнодорожные бригады из тыловых районов. Тем не менее 43-ю бригаду оставили в резерве.

Чем же было так важно Большое Московское железнодорожное кольцо, в строительстве которого она участвовала?

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР № 20003-905-СС от 28 августа 1941 года, предполагалось в 1941–1942 годах построить Большую окружную железную дорогу протяжённостью в 534 км, в том числе нового пути предстояло проложить 290 км – от Александрова до Михнева и Жилёво на павелецкой линии. Строительство началось в сентябре 1941 года, но после введения в действие осадного положения в Москве и прилегающих районах с 20 октября 1941 года работы на новой линии были прекращены. Но уже 11 января 1942 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны № ГКО-1128с, которым предписывалось возобновление работ по строительству Большой Московской окружной железной дороги… Осенью 1942 года, в самый разгар битвы за Сталинград, началась обкатка проложенной трассы. А вскоре по дороге доставлялись грузы для фронта и тыла. К концу 1943 года БМО обеспечивало суточную пропускную способность в 24 пары поездов весом 1390 тонн.

Когда основные работы были завершены, 43-ю железнодорожную бригаду отправили на фронт. Шёл октябрь 1943 года...


Знакомимся: полковник Платонов

Подробных сведений о воинском пути бригады, к сожалению, найти не удалось. Упоминания – да, имеются, подробностей – никаких. Оно и понятно: 43-я бригада – одна из многих, что восстанавливали пострадавшие от боевых действий железные дороги. И к ней справедливо можно отнести всё, что известно о других. Но всё же…

В книге Н.В. Старостенкова и его соавторов «Задача – обеспечить наступление» читаем: «На новгородско-лужском и лужско-псковском направлениях с 1 февраля развернулись части 43-й железнодорожной бригады (командир полковник А.Ф. Платонов).»

Итак, теперь мы знаем фамилию командира 43-й железнодорожной бригады, которая отправилась на фронт со станции Пушкино. Информация о полковнике Платонове нашлась на сайте «Память народа» Министерства обороны РФ.

Александр Фёдорович Платонов родился в 1904 году, в Куйбышевской области, город Сызрань. Кадровый военный, в Красной Армии с августа 1922 года, член ВКП(б) с 1928 года. С декабря 1941-го по январь 1942-го командовал мостовым железнодорожным полком на Калининском фронте. В ноябре 1942 года награждён орденом «Знак Почёта».

Вот такой человек в октябре 1943-го возглавил 43-ю железнодорожную бригаду, отправившуюся сначала на Волховский, а затем на Ленинградский фронт, куда прибыла в феврале 1944 года. А в августе 1944 года полковник Платонов был награждён Орденом Отечественной войны I степени.

Из наградного листа: «Части 43 жел. дор. бригады под руководством полковника Платонова, находясь на восстановлении железных дорог первоначально Волховского, а затем Ленинградского и 3-го Прибалтийского фронтов, в исключительно тяжёлых условиях распутицы, бездорожья и лесисто-болотистой местности обеспечили восстановление железнодорожных коммуникаций в сроки, установленные Народным Комиссаром Путей сообщения Л.М. Кагановичем, и с хорошим качеством.»

Полковник Платонов, как руководитель и организатор, вложил много энергии и инициативы при восстановлении железнодорожных участков Ирса – Чудово, Чудово – Новгород, Батецкая – Дно. Там ему удалось по-боевому мобилизовать на выполнение задания командования не только личный состав частей бригады, но и оставшееся местное население в районах восстановления и все материальные ресурсы.

В октябре 1944 года Александра Фёдоровича награждают Орденом Красного Знамени. Из его наградного листа узнаем следующее: «43 железнодорожная бригада, прибыв в состав железнодорожных войск 3-го Прибалтийского фронта в начале августа 1944 года, была сразу же включена в работу по восстановлению железнодорожных участков Псков – Петсери и Псков – Остров – Абрене. Несмотря на большую разбросанность частей бригады, полковник тов. Платонов, находясь лично в войсках, правильно расставил части и чётко организовал работу. В последующем части бригады досрочно, в условиях полного отсутствия на месте запасов материалов верхнего строения, произвели восстановление железнодорожных участков Петсери – Тарту и Тарту – Валга, чем в значительной степени содействовали успеху наших войск на этом участке фронта. Частями бригады восстановлены такие крупные узлы, как Псков и Валга, обеспечивающие переработку всех грузов, следующих к фронту. Досрочно и с хорошим качеством выполнены работы частями бригады по восстановлению железнодорожного участка Ерики – Сигулда.»

В марте 1945 года 43-я железнодорожная бригада прибыла на 1-й Украинский фронт. И вновь её командира награждают Орденом Красного Знамени. За что – узнаём из наградного листа: «Благодаря чёткому и умелому руководству соединением все приказы командования по перешивке подъездных путей к шахтам, заводам и предприятиям, а также восстановительные работы в обходе окружённой Бреславской группировки были выполнены в срок, установленный командующим фронтом.

Успешное выполнение задач, возложенных на 43 железнодорожную бригаду, обеспечило своевременную эвакуацию в тыл оборудования, топлива и других материалов, необходимых для восстановления промышленных предприятий, железных дорог, что способствовало быстрейшему продвижению Красной Армии, и её снабжению.»

Ну а теперь двигаемся в сторону Акуловой горы

Акулова гора — в прошлом высокий косогор над рекой Уча близ Пушкино. Отсюда открывалась великолепная панорама извилистой реки Учи и заливных лугов. Сейчас от её былой красоты не осталось ничего. Пушкино, бывшее до революции популярным дачным местом, в 1925 году получило статус города, а в наши дни стремительно застраивается многоэтажками.

После того, как в 1862 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия из Москвы до Сергиева Посада, эти живописные места облюбовали московские дачники. К концу XIX — началу XX века на лето в Пушкино переселялось более 5.000 человек. Здесь присутствовали все необходимые атрибуты комфортной дачной жизни: железнодорожная станция и красивая природа. Местность стала застраиваться замысловатыми дачными домиками, появились разнообразные магазины и лавки, увеселительные заведения, почтовое отделение, телеграф.

Издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества — настольная и дорожная книга для русских людей» от 1899 года сообщало:

На 28-й версте Ярославского жел. пути находится станция Пушкино на р. Уче, окруженная еловым лесом и прекрасными дачами, которых около Пушкина и находящейся в 2 вер., не доезжая до него, Мамонтовской платформы, считается до 700. Местность около Пушкина очень привлекательна: здесь есть маленькое озеро, общественные парки и летний театр.

В пристанционном парке был построен Пушкинский летний театр, считавшийся одним из лучших. Самые именитые артисты московских театров играли здесь в летних антрепризных спектаклях. Часто выступал в нем и Федор Шаляпин, которого также нередко можно было услышать в пушкинских храмах.

Многие предпочитали снимать дачи в окрестностях Пушкино — в Листвянах, Мамонтовке, Акулове и других. Деревня Акулово, лежащая под Акуловой горой у реки Учи, получила свое название, вероятно, по фамилии землевладельцев Окуловых. Первое письменное упоминание о ней встречается в писцовой книге Московского государства 1573 года. К 1929 году в ней насчитывалось 95 дворов.

После революции эти места сохранили свою дачную ауру. Летом 1919 года сюда приехал поэт Владимир Маяковский и снял стоявший на вершине Акуловой горы дом, принадлежащий Сергею Филипповичу Румянцеву. Эту же дачу он снял и на следующее лето. В 1920 году этом доме он написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», прославившее Акулову гору:

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.

Описание этой дачи сохранилось и в воспоминаниях Лили Брик:

Летом сняли дачу в Пушкино, под Москвой. Адрес: «27 вёрст по Ярославской ж. д., Акулова гора, дача Румянцевой». Избушка на курьих ножках, почти без сада, но терраса выходила на большой луг, направо — полный грибов лес. Кругом ни дворов, ни людей… Каждый вечер садились на лавку перед домом смотреть закат.

Место так полюбилось Маяковскому, что он приезжал сюда на каждое лето вплоть до 1929 года, снимая дачу у разных хозяев. В одной из них, принадлежащей Василию Алексеевичу Вячеславову, позднее была открыта библиотека-музей. В 1990-х годах она дважды горела и была восстановлена на старом фундаменте в 2013 году. Сейчас в ней размещается музей В.В.Маяковского.

Наступили 1930-е годы. Река Уча была перекрыта земляной плотиной длиной 1850 метров и высотой 24 метра, в результате чего образовалось Учинское (Акуловское) водохранилище. В отличие от других водохранилищ канала имени Москвы, в Учинском водохранилище и 200-метровой водоохранной зоне вокруг него запрещены все виды хозяйственной деятельности и пребывание посторонних: здесь волжская вода отстаивается перед поступлением её на Восточную и Северную водопроводные станции.

Жители деревни Акулово, которая попадала в зону затопления, перенесли свои дома в Новую Деревню и поселок Клязьма. На месте существующего ныне поселка Акулово была создана рабочая зона, позднее здесь построили дома для проживания персонала, обслуживающего Акуловский гидротехнический узел (район Восточный, Пушкино, Москва).

Акулова гора сохранилась, хотя полностью потеряла свой величественный облик. В 1930-е годы здесь разрабатывали карьер, в котором добывали песок для строительства сооружений Акуловского гидроузла и домов. Позднее карьер залили водой и разводили в нем рыбу. Рядом с карьером построен гаражный кооператив «Акуловский». Гора превратилась, скорее, в яму.

Пронзительны строки писателя, журналиста Юрия Нагибина:

… Но мне что-то не ловилось. Взгляд невольно отвлекался от поплавка-пробочки, замершего стоймя посреди лунки, беспокойно-ищуще скользил вокруг. Странное чувство владело мною: я никогда не бывал на Учинском водоеме, и вместе с тем моя тайная душа знала, что я бывал тут, да и не просто бывал, а связан со здешними местами пуповиной, которую не перерезал скальпель времени. Но не с ледяным полем и спящей под ним большой водой, не с темными фигурками рыболовов, согнувшихся над крошечными прорубями, а с чем-то другим, что было раньше, а по окоему сохранилось и сейчас, ну, хотя бы с той горой, что рыжеет крутым склоном сквозь оползший, обтаявший снег. Я знал, знал эту гору, бывал на ее плоской вершине, оседланной деревушкой, сбегал и скатывался с песчаного обрыва, помнил кожей крупитчатый, сырой после дождя и праховый, легкий в засуху песок. Угол падения ее склона, обращенного к воде, навечно врезался в мое сердце.

Господи, да ведь это Акулова гора, возле которой прошло мое лучшее летнее детство! А слева от нее, в гордом одиночестве, на малом всхолмье стояла дача — всем дачам дача! — где мы из года в год снимали комнату, и тропинка от задней калитки сбегала через кочкастое, поросшее можжевельником болотце к извилистой, заросшей кувшинками и кубышками, омутистой Уче, к тому самому месту, где я сидел над лункой. Подо мной, в нескольких метрах, находилось мое затопленное детство: дача с башенками и флюгерами, эркерами, террасой, балкончиками, стеклянными шарами клумб, дровяным сараем, замшелым погребом, сторожкой, штакетниковым забором и всеми населявшими ее призраками. Возможно, полусгнившая, она до сих пор сохранилась там, в темной глубине, и полосатые окуни, зубастые щуки, серебристые плотвички, любопытные ерши заплывают в пустые окна, мечутся в плену комнат, коридоров, чуланов, кладовых и с облегчением выплывают через другое окно или брешь в изгнившей основе некогда прекрасного деревянного строения, сейчас оплетенного водорослями, обросшего мышастым водяным мохом, облепленного ракушками и пресноводными устрицами.

— Ю.Нагибин, сборник «Река Гераклита» (Душа-человек)

По пути к Акуловой горе вам встретятся памятники Владимиру Маяковскому и и Льву Толстому. Также обязательно посетите сквер Победы и Солнца.

https://gudok.ru/newspaper/?ID=1470734&archive=2019.07.19

https://anashina.com/akulova-gora-nad-rekoj-ucha/

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Solo (31.08.2021 21:30:11)
Прокатился сегодня. Микрик в порядке. Спасибо автору)
ЗЫ: На четвёртом шаге колесо не от танка, а от противотанкового орудия РаК-38. Там же другие "запчасти" орудия.
Vlad374 (25.05.2021 14:14:11)
Тайник взят 25.05.2021. Интересный памятник Льву Толстому.
У музея В.Маяковскому меня окликнул один молодой человек. Выяснилось, что мы с ним были в ПВД у А.Притченко, и он запомнил, как я его учил разгадывать японские кроссворды (я уже забыл;)).
Микрик, спрятанный Сергеем Б. было не так просто вынуть. Нужен крючок из проволоки. Пальцем вынуть не удалось. И была опасность его пропихнуть ещё дальше. Помог нож. Подцепив ножом, где магнит, и прижимая пальцем, удалось извлечь микрик. Обмотал его чёрной изолентой.
Автору спасибо за интересный маршрут.
Сергей Б. (11.04.2021 19:33:17)
Сергей Б. (28.03.2021 20:36:40)
Сергей Б. (28.02.2021 21:33:15)
-nz- (26.01.2021 10:34:07)
mmm1863 (05.01.2021 18:25:00)
GAB (05.01.2021 12:03:58)
gremling (12.12.2020 22:31:41)
Natic (07.12.2020 00:42:14)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.