Станция Дно [TR/25774]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Псковская обл.
Ближайший нас.пункт
Дно
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.40Нашли: 22
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: какырка
Создан: 03.10.2020
Опубликован: 12.11.2020
(отредактирован: 12.11.2020)

Описание окружающей местности

Дно - небольшой город Псковской области с большой железнодорожной станцией, вошедший в литературу и историю. Именно на этой станции обнаружилась потеря маленькой собачонки из известного стихотворения Маршака «Дама сдавала в багаж». По легенде, именно на этой станции царь Николай II в 1917 году отрёкся от престола (однако это неправда).

 Немного про город…

Город Дно - возник от существовавших тут прежде в середине XVI века небольших деревень Дно Большое и Донце Меньшое, которые относились к Шелонской пятине Новгородской земли.

Впервые эти 2 деревни - были упомянуты в писцовых книгах начала XV века. Примерно в середине XVI века, эти 2 деревни объединились, и стали называться село Дно (или Донщина). Это село, не особо развиваясь просуществовало здесь до конца XIX века. Но в 1897 году, через село Дно - прошла железная дорога Бологое-Псков, и в нем появилось паровозное депо и одноименная железнодорожная станция Дно. Так 1897 год -стал поворотным годом в истории села Дно, которое стало развиваться как пристанционный поселок (и именно с железной дорогой, так, или иначе и связана жизнь города Дно до настоящего времени), пока в 1925 году, село Дно - не получило долгожданный статус города.

 …про императора…

На станции Дно 13 марта 2007 года  был установлен поклонный крест в память об произошедшем здесь значимом историческом событии. По непонятно с чего возникшей легенде, якобы последний российский император Николай II, именно на этой жд-станции Дно, отрёкся от престола, но на самом деле поезд с российским императором Николаем II - проследовал 01 марта 1917 года через станцию Дно, в Псков, где на следующий день император Николай II, и подписал свое отречение от Российского престола...

А было так: 1-го марта 1917 на вокзале станции Дно был прегражден путь выезда царского поезда на революционный Петроград. После неудавшейся попытки устроить крушение царскому поезду на станции Полонка, поезд был направлен в Псков, где 2 марта царь Николай II отрекся от престола.
На вокзале сохранен и поныне железнодорожный тупик, история которого следующая. Зубрилин получил от Петроградского Совета телеграмму "На станцию Дно следует поезд с императором Николаем II. Примите меры устойству крушения царскому поезду. Этого требует от вас революция". Выполняя требования Петроградского Совета РС и КД, начальник станции И.И.Зубрилин единственный паровоз, который должен был везти царский поезд в Петроград, направил в тупик, где паровоз был разбит. Вагоны царского поезда были задержаны в ожидании другого паровоза. Зубрилин был арестован. От смертной казни его освободила победившая февральская революция. В память о революционере этот ж.д. тупик и нынче называется "Зубрилинским".

 …про станцию…

В конце XIX столетия  в России царил промышленный подъем: развивалась металлургия, топливная промышленность, железнодорожное строительство. В числе прочих возникло акционерное общество Московско—Виндаво—Рыбинской железной дороги. Оно и построило в 1895—1897 годах линию Бологое—Псков с целью связать порт Рыбинск на Волге с морским портом Рига на Балтике для экспорта грузов из центра России за границу.

Строительство паровозного депо (на 12 стойл для промывочного ремонта паровозов и вагонов и 2 стойла для подъемочного ремонта паровозов) на станции Дно было начато в 1895 году. И чтобы хорошо понять все значение новой железнодорожной станции, одной из 16 на участке Бологое—Псков Московско—Виндавской железной дороги, необходимо вспомнить о масштабах того строительства. Здесь можно было производить капитальный ремонт паровозов. При депо были построены малые железнодорожные мастерские, большой поворотный круг, который приводился в движение при помощи обыкновенного рычага всей паровозной бригадой. Вместе с ростом производства и развитием станции увеличивалось и число жителей, грузопассажирский поток требовал коренных изменений во всем станционном хозяйстве. Тогда же был построен и первый вокзальчик—маленький, деревянный, но необыкновенно привлекательный по внешнему виду. Недаром даже в Петербурге продавались серийные фотооткрытки с надписью:  «Вокзал станции Дно».

Вот как описывает ситуацию тех лет автор документальной книги о здешних краях С. Е. Мельников: "Рядом с деревнями, которые поднакопили много лишних работников из числа обнищавших крестьян, появилась железнодорожная станция, где многое можно было увидеть и услышать, а также — хоть немного подработать. Она влекла к себе круглосуточным шумом, обещанием неведомого. И вскоре по утрам на призывный голос деповского гудка стали приходить не только приезжие рабочие, но и местные — из Чертен, Суков, Лядин... Одни учились слесарному делу, другие становились стрелочниками, третьи — путейцами. Многие переселились поближе к Дно - в деревню, за которой с этой поры в округе для различия со станцией сохранили старинное название Донщина".

В ноябре 1897 года с небольшими недоделками государственной комиссией был принят участок железной дороги от станции Бологое до станции Псков. Об этом важном событии министр путей сообщения лично доложил царю Николаю II, который одобрил деятельность акционеров.

А что же представляло из себя паровозное депо в то время? Рассказ железнодорожника Петра Васильевич Сухарев, работающего слесарем в депо до революции: "В нашем депо ремонтировали паровозы и вагоны. Труд был не из легких, делалось все вручную. Основными инструментами мастеровых стали молоток, кувалда, лом да лопата. Охраны труда и техники безопасности—никакой. Помещения были грязными, отапливались круглыми печками-стояками. Освещение—керосиновая лампа и факел из мазута. Механическое оборудование старое, изношенное, да к тому же не русского производства—и станки, и паровые машины, и домкраты для подъемки паровозов. Керосин—и тот от Нобиля. Русскими были только рабочие руки... А наш город (или рабочий поселок железнодорожников) был не просто провинциальным, каких много, а бедным и неблагоустроенным. Вокруг лишь нагромождение немощеных и неосвещенных улиц с деревянными домишками, казармами и бараками. Рабочий люд ютился с семьями за дощатыми переборками. И ни одного клуба, ни кинотеатра, ни каких-либо других просветительских учреждений..."

Интересные воспоминания о прибытии на станцию Дно первого официального поезда оставил старейший железнодорожник бывший комендант паровозного депо Иван Григорьевич Григорьев. "Это было 11 ноября 1897 года в 10 часов утра. Весть о том, что в Дно прибудет первый поезд быстро облетела поселок. Пришли встречать все, кто только мог ходить.

В первую очередь к вокзалу подъехал местный помещик Петр Адамович Ноинский с супругой. С ними вместе прибыли и два сына-офицера. Вдоль линии от вокзала, в сторону Порхова, расположился народ, ожидающий прибытия поезда. Мужики шутили, что это чугунное "чудище" даже бросается на баб. А некоторые рассуждали меж собой: вот только дойдет поезд до Никитина ручья, тут ему и крышка, обязательно утонет, ведь даже летом через ручей не перебраться и вплавь...

Наконец, вдали из-за леса появился дымок, а затем—и сам поезд. Подъезжая к входному семафору, машинист дал продолжительный оповестительный сигнал. Многие женщины, впервые увидевшие паровоз с вагонами, от страха разбежались в разные стороны. Зато мужики, ранее уже видевшие "чугунку", вдоволь над ними посмеялись.

Поезд приблизился к Никитину ручью и благополучно миновал мост. И мужики резонно рассудили: знать, нечистая сила его пронесла. Тем временем пассажирский состав подошел к вокзалу и остановился. Помещик Ноинский в полной генеральской форме и при всех наградах преподнес на полотенце хлеб-соль строителям дороги, а управляющий имением преподнес хлеб-соль паровозной бригаде..."

Если в канун начала строительства железной дороги и станции в Дно насчитывалось около 500 жителей, то в последующие годы их количество неизмеримо возросло. Вместе с мужчинами на заработки стали приходить и женщины. Уже к 1920 году на железнодорожной станции трудились целыми семьями. И хотя к этому моменту по деревням на каждую душу определили наделы земли (весной 1921 года была отменена продразверстка), тот, кто влился в ряды рабочего класса, уже не помышлял о крестьянском труде.

 …про вокзал…

За всю обозримую историю вокзалов станции Дно  было несколько. Самый  первый вокзальчик был чисто «декоративным»,  символическим, хотя и очень привлекательным. Практических функций он не нес ни для служащих-железнодорожников, ни для пассажиров. Даже начальник станции и его помощник жили по соседству. А находились здесь только дежурные с флажками и телеграфист. На смену этому вокзальчику пришел новый—более внушительный и комфортабельный.  Настоящий монолит из красного кирпича с тремя башенками и вокзальными часами. Закончили его строительство к началу 1916 года. В сооружении участвовали не только квалифицированные рабочие, крестьяне близлежащих деревень, но и пленные солдаты-австрийцы. Были здесь залы ожидания первого и второго классов, ресторан и буфет, а отправлялись пассажирские поезда по сигналу большого медного колокола. В годы Великой Отечественной войны вокзал был полностью разрушен, а новый, который поднимает свой шпиль к небу, и такой знакомый каждому дновцу, появился уже в 50-х годах. Большой и красивый, он стал не только символом, но и визитной карточкой города.

 …и про паровоз-памятник.

В День железнодорожника, 5 августа 1990 года, в 11 часов утра на перроне вокзала станции Дно состоялся торжественный митинг, посвященный открытию мемориального паровоза ЭМ-728-23, установленного здесь на вечную стоянку. В назначенный день и час вышел из деповского ремонта обновленный и ухоженный ЭМ-728-23, которому отныне предстояла вечная стоянка на пьедестале. И сегодня, и через много лет он напомнит людям о славных делах дновских железнодорожников.

Мощный подъемный кран бригады восстановительного поезда раздельно, по частям установил на железнодорожное полотно сначала угольный тендер, а затем и ведущую часть паровоза ЭМ-728-23. Вся технологическая операция заняла немногим более часа. А предшествовала ей большая подготовительная работа по реконструкции машины, решению организационных и других вопросов.

С идеей и инициативой воздать должную память ветеранам-железнодорожникам, участникам первых пятилеток и Великой Отечественной войны, как и с многими другими хорошими инициативами выступил трудовой коллектив локомотивного депо. Его горячо поддержали работники вагонного депо, дистанции пути, восстановительного поезда и других служб. Все они в той или иной мере внесли свой посильный вклад в решение непосредственной технической задачи, ведь чтобы и привести в порядок, и установить стотонную машину на специально оборудованное стальное полотно, потребовалось немало сил и энергии многих людей.

На торжественном митинге в тот памятный день от имени железнодорожников и жителей города выражена благодарность за участие и оказанную помощь в установке паровоза на пьедестал председателю районного сонета ветеранов В. И. Петропавловскому, председателю координационного совета железнодорожного узла В. С. Васильеву, работникам дистанции пути Л. С. Савчикову А. И. Трофимову, начальнику станции Дно Е. А. Ефимову и его заместителю В. Г. Иванову, начальнику дистанции сигнализации и связи Г. П. Швецу, начальнику районных электрических сетей В. Т. Коенену и другим организаторам.

http://www.pskovrail.ru/novosti/marschrut_dlinoi_v_100_let_1.html

pskovgrad.ru/pskovskaja_oblast/dnovskijj_rn/41915-zdani...

https://one-in.livejournal.com/139802.html

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Leshiy&Yolochka (08.09.2024 12:58:06)
Паровоз посетили, микрик нашли. Пластины сейчас не красного, а чёрного цвета. Спасибо автору.
Vampirella (29.02.2024 23:12:20)
Взят. Спасибо автору.
КоТтабыч (29.02.2024 22:17:12)
Stunner (17.09.2023 15:43:29)
Trankvill (16.03.2023 12:25:52)
dArtagnan (22.03.2022 21:38:09)
ЖЖ и Chuma (20.02.2022 21:02:42)
Rogneda (23.10.2021 14:04:23)
Stereometria (07.10.2021 15:42:40)
IVasi (22.06.2021 18:44:48)
Santa (21.06.2021 12:00:33)
jamget (16.05.2021 23:07:23)
pupanoid (10.05.2021 21:11:27)
-nz- (08.05.2021 09:44:51)
Алоль (16.03.2021 19:59:48)
olegas (02.01.2021 22:38:17)
redgreenblue (13.11.2020 09:08:52)
Вера (12.11.2020 22:58:57)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.