Еще в 1957 году правительство Москвы и Советского союза озаботилось стремительным ростом населения столицы и необходимостью бесперебойного водоснабжения. Единственной водной артерией остается Москва-река, которая нуждается в помощи. Столица, хоть и нерезиновая, запросто выпивает реку, особенно в жаркую погоду. В 60-70 годы потребление воды было гораздо больше чем, сейчас. Где-то 500 литров на человека в сутки. Сейчас и производство экономичнее и счетчики стоят.
Один из способов подпитки Москва-реки – это переброска воды из других речных бассейнов. В частности, один из наиболее удачных проектов – это перекачка из Вазуги, притока верхней Волги. Удачный потому, что почти на всем протяжении водной магистрали нет промышленных объектов и, вообще, территория экологически благополучна. В теории, подключение системы должно было дать прирост воды на 40 процентов, но в реальности только каждая пятая выпиваемая Москвой кружка из Вазуги.
Если говорить о Вазузской гидросистеме в целом, то она состоит из трех русловых водохранилищ на реках Вазуза, Гжать, Осуга, Яуза. И трех насосных станций для перекачки воды из одного водохранилища в другое. Помимо насосов, построены три ГЭС, дающие суммарно 0.35 мегаватт. Немного, но на сбросах водохранилища много и не получишь.
А начиналось все в пламенном 1971 году, когда в городе Зубцов высадился десант со строительной техникой. Там был головной гидроузел – перекрытие Вазузы. Строительство шло с энтузиазмом, параллельно на многих объектах. Стройка была объявлена всесоюзной комсомольской, что привлекло молодые кадры из других регионов СССР. Каналы рыли современнейшие, по тем временам, шагающие экскаваторы (вот бы посмотреть как они работают). Насосы и подъемные водозапоры были тоже новаторскими. Опыта их установки не было, тем не менее агрегаты работают до сих пор. Даже с учетом того, что партийные власти требовали результата опережающимим темпами, к 60-летию революции. Да, в те темные времена политика и пропаганда ставились выше целесообразности. От такой спешки больше пострадало местное население: зона подтопления была обширна и деревни в спешном порядке признавались «неперспективными» и расселялись. Сейчас по берегам сплошные урочища.
Сейчас вдоль канала уже есть инфраструктура – дороги, лэп, мосты. Не все мосты доступны даже для пешеходов – кругом заборы, сетка и видеонаблюдение. Но все же есть много мест, где узлы можно посмотреть, а вдоль канала прогуляться.