История Собора, посвященного Воскресению Христа, начинается с 10 октября 1865 года. День, когда он был освящен Преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. Постройка нового Собора целиком легла на старосту Новохоперского купца Василия Михайловича Степанова и стоило ему, по свидетельству Воронежских Епархиальных Ведомостей, 20.000 рублей. Сумма большая, по тому времени. Конечно, строил его он не один, так как возглавлял купеческое общество в городе Новохоперске, объединял усилия многих богатых людей. Им же была построена еще одна церквушка, в честь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище, что на выезде из города. На данный момент эта церковь полностью разрушена. Кpoме того, он основал в Новохоперске довольно стройный хорь церковных певчих, с участием любителей из господ местных торговцев. Скончался строитель 18 октября 1870 года. Численность горожан в то время была 7000 человек.
Храм в русском стиле, построен по проекту архитектора К. Тона. Форма основания храма - крест. 5 куполов. Трехярусная колокольня. Дом священника построен в 1958 году.
Старый Собор – Крестовоздвиженский, построен в 1774 году. И на момент постройки нового, не вмещал всех молящихся. В 1863 году с Афона была привезена икона «Скоропослушница», от которой молящиеся получали исцеления и просимое. После освящения она заняла свое место в Воскресенском соборе. Первоначально в храме были приделы: Воскресенский, Рождества, Петропавловский. Видимо, видя особое почитание иконы, привезенной с Афона, один из приделов был освящен в честь нее, уже после открытия храма. Находящаяся на сегодняшний день икона «Скоропослушницы» является той самой привезенной в 63 году с Афона, по одной версии. По другой, она написана Агнией (Стародубцевой), но, думаю, есть третья версия: Агния могла ее реставрировать за ветхостью изображения. Другое святое изображение «Николая Чудотворца», еще более древнее – привезена из «Русского Пантелеймонова монастыря» на Афоне, в 1841 году. Это подворье принадлежит России с 1169 года и до 1913 года она было изобильно.
«Феодоровская» икона также, вероятно, имеет давние глубокие корни в храме.
Храм закрывался только на 5 лет: 1936-41 гг. В нем располагался склад. До революции служило 2 причта, т.е. 2 священника, 2 диакона, 2 псаломщика. После революции один. Из знаменательных лиц имеющих отношение к собору: достойна примера служба священников после революции; диакон Захарий Поворинский прослужил в соборе более 50 лет - только диаконом, с 1919 года при соборе подвизается монахиня, в дальнейшем схимонахиня, Агния (Стародубцева), чей монашеский подвиг был тайный, но люди чувствуя благодать ее молитвы, искали возле нее поддержки и понимания в эти непростые годы. В Новохоперске она провела с 1919 по 1952 гг. Она была художником иконописцем «от Бога». Подробнее о матушке Агнии можно узнать из моей работы «Православие на Новохоперской земле. Персоналии», у вас она будет в октябре. Что именно в храме было расписано ею – неизвестно. То, что она проводила реставрационные и художественные работы это определенно. В 1956 году был осуществлен ремонт храма (уехала Агния в 1952 году) и частично расписан внутри «реставрация икон над дверями храма западной, северной и южной, икона в главном куполе – «Господь Саваоф»», колонны, частично стены.
В Новохоперске, в соборе, располагалась кафедра викарного архиерея – епископа Павла (Крылова). Он упоминается с начала 20-х гг. до 1927 года. В 1927 году этот человек пропадает из всех документов. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было принято решение о разукрупнении епархий. В ведение викариев предавалась часть епархиальной территории вокруг титульных городов, где они должны были пребывать и управлять своими викариатствами на правах самостоятельных правящих епископов. За викариями сохранялся круг обязанностей, определяемый правящим архиереем, и было высказано пожелание, чтобы они были, по возможности, настоятелями монастырей.
Судьба собора после революции прискорбна, но не смертельна. Многие другие храмы были закрыты, переоборудованы в складские помещения, а потом и вовсе взорваны, разобраны. Длительное время было запрещено делать ремонт, даже мелкий. В 1961 году храм был отрезан от электроснабжения – освещали свечами, керосином. В 1964 году покупается дизель-генератор. Для ремонта в 1956-60 гг. закупались материалы, но стоимость их была «аховая», до десяти раз дороже, чем на рынке, тоже про стоимость работ.
"В 1865 году на главной городской площади, на средства купца В.М.Степанова, был построен собор Воскресения Христова. Пожалуй, нет в Воронежской области второго такого храма, столь удачно вписанного в городскую среду и окружающий ландшафт. Его пятиглавие доминирует во всех дальних и ближних перспективах и панорамах, причём старые подъезды к городу с востока ("казацкий тракт", мост через реки Хопёр и Старый Хопёр) имели его своим замыкающим ориентиром. Пятиглавый крестово-купольный храм выполнен по типу проектов церквей архитектора К.Тона. Компактное здание собора было выстроено с расчётом на его круговое обозрение, в декоре фасадов использованы крупномасштабные элементы, заимствованные из русского стиля. Огромные килевидные кокошники завершают боковые ветви креста. Средокрестие увенчано цилиндрическим световым барабаном с гигантским луковичным куполом. По углам поставлены луковичные главы на высоких восьмигранных барабанах. В 20 метрах к западу от собора в это же время была выстроена стройная трёхъярусная надвратная колокольня, к которой примыкает одноэтажное здание караулки. Декор колокольни повторяет декор храма. Венчает её также крупная луковичная глава.
Святыни храма: икона Божией Матери «Скоропослушница» (написанная матушкой Агнией (в миру Александрой Васильевной Стародубцевой, почившей в 1976 году), икона святителя Николая Чудотворца (принесенная со Святой Горы Афон из Русского Пантелеимонова монастыря, написанная в 1841 году), Феодоровская икона Божией Матери.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: