Трёхсвятское [TR/24969]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Прогулка
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Дмитровский р-н
Ближайший нас.пункт
Трёхсвятское
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 3
Рейтинг
Нашли: 8
Награды
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Виртуальный вопрос
Виртуальный вопрос
Автор: delia и shimp
Создан: 07.06.2020
Опубликован: 19.06.2020
(отредактирован: 06.03.2023)

Описание окружающей местности

 Еще недавно можно было смело сказать, что село Трехсвятское – глушь Московской области. Расположено оно на севере Дмитровского района, на границе с Тверской областью. Из Дмитрова сюда можно добраться на автобусе, но лучше прокатиться на машине или велосипеде, благо качество дорожного полотна в последние годы значительно улучшилось. Да, что говорить, дорога – отличная. Приятно в погожий денек прокатиться, практически по пустынной дороге, осматривая красоты Подмосковья. Тут и небольшие деревеньки, и большие поля, и глухие леса. Можно остановиться на одном из многочисленных поворотов реки Яхромы, которая в этом районе впадает в Сестру, можно забуриться в лес по грибы-ягоды.

 Село Трехсвятское довольно велико даже в наши дни, хотя официально в нем числятся всего 25 жителей. Дома растянулись почти на километр, а если посмотреть на карту, то можно увидеть, что они расположены строго с востока на запад, на самом берегу реки Сестры.

 Говорят, что раньше, примерно на рубеже XVI-XVII, люди уже жили на этом месте. Пользовались дарами судоходной Сестры, полями и лесами, занимались ремеслами. Только село называлось не Трехсвятское, а Барское. Почему - история умалчивает. То ли барин сам тут жил, то ли частенько заезжал к своему приказчику - проверить, как у того идут дела.

 Но, как гласит местная легенда, однажды случилось чудо. По реке приплыла деревянная икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Крестьяне достали ее из воды и отнесли в небольшую деревянную церковь, которая была построена ранее. Откуда взялась икона - никто не знал. Выше по течению ничего необычного не происходило, и на поиски пропавшей иконы никто не приходил. Тогда люди решили, что явление иконы - действительно чудо, и решили переименовать свое село - теперь оно называлось в честь трех святителей - Трехсвятским.  До наших дней сохранилась запись, датированная 1624 годом: "А на Богданове две трети в селе церковь трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, деревяна, вверх, стоит без пения».

 Село процветало и разрасталось, а местные ремесла славились на много верст вокруг. Особенно у трехсвятских мастеров хорошо получалось валять валенки - легкие, очень теплые и прочные, а также изготавливать разнообразные щетки - для обуви и одежды. Последние делались из конского волоса и поросячьей щетины.

 Прошло много лет, село стало совсем большим, а старый деревянный храм обветшал. Решено было построить новую кирпичную церковь, за что и взялись всем миром в 1802 году. Новую церковь освятили в честь иконы Казанской Божией матери, а затем пристроили к ней высокую колокольню, трапезную и холодный летний храм. Внутри церковной ограды было кладбище, где даже сейчас между современных могил можно увидеть старые белокаменные надгробия.

 После войны в храме располагался амбар колхоза «Рогачевский», а вся церковная утварь и иконы бесследно исчезли. Еще позднее в храме случился пожар, из-за которого с главного купола упал большой позолоченный крест. Сегодня храм реставрируется, но очень медленно.

 Несмотря на свою удаленность  во время Великой отечественной войны за освобождение этого села погибло почти 400 воинов 1229-го стрелкового полка, 371-й  стрелковой дивизии.  В отличие от многих наших частей, в полку позаботились о том, чтобы сохранить для потомков его историю показывающую, насколько трудно давались нашим войскам первые успехи в 1941 г.

 Немецкие войска появились в окрестностях Трехсвятского 26.11.1941 г., а вошли в село на следующий день не располагая  крупными силами. Накануне нашего наступления в ночь с 3 на 4 декабря разведывательная рота  провела поиск в этом районе. Она установила, в частности, что противник покинул Трехсвятское.  В действительности немцы в селе были, но в настолько малом количестве, что разведчики их не заметили.

 Не имея данных о конкретном количестве врага в деревни, командование 30-й армии планировало добиться успеха за счет внезапной атаки, проведенной без артподготовки под покровом темноты. Наступление началось в 6.00 утра. К тому моменту, когда 1229-й стрелковый полк вышел на исходные позиции, слева и справа от него сражение длилось уже несколько часов. Поэтому немцы были на стороже и имели время ввести в Трехсвятское какое-то количество войск. Их не могло быть слишком много, но главное, что наше нападение не стало внезапным.

 «… Особенно прочно держался враг, засевший в каменной церкви этой деревни, из которой он вел ураганный обстрел по нашим боевым порядкам. Нужна была артиллерия, но ее в нужный момент не оказалось».

 Полковая батарея 76 мм пушек была еще в пути и подошла к огневому рубежу уже в разгаре боя. И сразу возникли проблемы из-за отсутствия боеприпасов, которых просто не получили. Артиллеристы вооруженные противотанковыми ружьями, карабинами и гранатами и наступали вместе со стрелками.

 Организационная неразбериха принесла в этот день много неприятностей, за которые пришлось поплатиться излишними жертвами.

 С одной стороны церковь представляла для наших бойцов труднопреодолимый рубеж, с другой стороны, именно в церкви прятались многие жители деревни.  Вот что вспоминает жительница с. Трехсвятское В. В. Ашиткова, которая вместе с родителями находилась в этой церкви.

 «В одно утро декабря немцы забегали. Денщики и переводчик стали пугать нас предстоящим боем, сказали, что у нас есть часа два, чтобы укрыться. Единственным крепким кирпичным домом был храм, куда и поспешили односельчане.

 До оккупации в церкви был колхозный склад. Укрывшись в пустом храме, мы были в полном неведении относительно происходившего. Вскоре откуда-то сверху застрочил пулемет, он стрелял быстро. В возникавших паузах были слышны глухие взрывы от мин…».

 В первый день, сходу, отбить Трехвятское не удалось. Сказалось, как неопытность младших командиров, неразбериха с подвозом снарядов, необстрелянность самих солдат, которые впервые участвовали в боевых действиях. К тому же в середине дня на наступающие позиции Красной Армии совершила налет вражеская авиация, что тоже помогло задержаться немцам в деревне. В связи с таким положением командир полка приказал отвести два батальона в ближайшую деревню, чтобы дать возможность их личному составу подкрепить свои силы пищей и отдыхом. На месте сражения было оставлено боевое охранение в лице прибывшего, но еще не участвовавшего в бою 3-го батальона. Так закончился первый день наших боевых операций.

 Командование дивизии осталось недовольно результатами дневного боя нашего полка, указав на то, что «недостаточность успеха полка объясняется слабым и совершенно недопустимым отсутствием маневра при атаке». В боевом распоряжении от 6.12.41 г. командование дивизии приказало «с вечера с 6 на 7 декабря произвести тщательную разведку флангов и подходов с тыла дер. Трехсвятское, при этом установить, не произвел ли противник перегруппировку сил. В 4.00 7.12.41 г. после минометного, пулеметного и артиллерийского налета атаковать Трехсвятское с флангов и тыла, сковав противника с фронта.

 Возобновившийся бой за деревню был непродолжительный, но крайне напряженный. Наши стрелковые подразделения трижды выбрасывали немцев из населенного пункта и последние до трех раз ходили в контратаку, хотя и безрезультатную. В некоторых домах населенного пункта немецкие пулеметчики и автоматчики оборонялись настолько упорно, что пришлось прибегнуть к сожжению самих строений вместе с засевшими там фашистами. К 4.00 7.12.41 г. деревня Трехсвятское была отбита, противник начал постепенно отступать в направлении деревни Починок, но закрепиться ему здесь не удалось. Преследуемый нашими подразделениями, он вынужден был оставить и этот населенный пункт

 В дневной сводке 24-й кавалерийской дивизии отдельным пунктом приведены сведения о положении соседей: «Справка по докладу делегата связи: части 25 ТБР к утру 7.12.41 овладели ТРЕХСВЯТСКОЕ».

 Собравшиеся в церкви вынуждены были укрываться там до окончания боя. Когда он окончился, жители села наряду с радостью от освобождения испытали и горькие чувства от представшей перед ними картины. «Стрельба продолжалась долго, в темноте почему-то стало светлее. Как потом оказалось, немцы зажгли четыре строения, и среди них — наш родной дом. Ближе к рассвету стал затихать и бой, а вот пожар все больше и больше пожирал ближайшие строения. Сгорели магазин и баня, многие колхозные постройки. Когда все стихло, мы боялись выбраться наружу. Оказалось, что из Трехсвятского немцы улизнули, как только советские войска возобновили новую атаку. Всего враги потеряли пятерых убитыми. Наша семья, выбравшись из убежища, оказалась на пепелище...» — вспоминает А. А. Ашиткова. Как мы видели, ответственность за пожары в Трехсвятском лежит и на наших бойцах, которые пытались таким способом выкурить немцев с их позиций.

 Но из воспоминаний В. В. Ашитковой становится понятным, что почти все солдаты, захороненные в Трехсвятском, погибли в течение одних суток при освобождении села. Свидетельнице довелось самой участвовать в скорбных мероприятиях, которые власти выполняли в первую очередь в населенных пунктах, освобожденных нашими войсками. Из-за опасности эпидемий и мародерства необходимо было собрать и захоронить погибших бойцов Красной Армии.

 «Мои родители были вызваны на работу. Мне тоже не сиделось, и я увязалась за ними. Но тогда мы и не догадывались, что за работа нас ожидает», — вспоминает Валентина Васильевна. Перед глазами ребенка предстало ужасное поле бойни, воспоминание о котором осталось навсегда. «Убитых было так много, что взором всех не окинешь. И лежали они в чистом поле полукругом, если за центр взять наш храм. Больше всего погибших было у реки. Здесь, возможно, они пытались укрыться у берегов, поросших лесом. Собирали колхозники Трехсвятского погибших почти неделю. Среди работающих были и дети».

 В заключение надо сказать следующее. В Дмитровском районе существуют захоронения, где покоится еще большее количество воинов, чем в Трехсвятском. Но в тех местах (Белый Раст, Степаново, Языково) бои продолжались несколько дней. Бои же за Трехсвятское уложились менее чем в сутки. Поэтому Трехсвятское это, возможно, то место, где произошли самые трагические военные события в пределах Дмитровского района.

 http://zima1941.ru/articles/osvobozhdenie_trekhsvyatskogo.pdf

 https://mosregtoday.ru/neizvedannoe-podmoskov-e/staraya-cerkov-sela-trehsvyatskoe/

 В.С. Карасев, С.С. Рыбаков «Рогачевский узел». 2011

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Сусанинъ (21.11.2022 14:13:08)
Посетил 20 октября 2022 г. Коробочка на месте. Спасибо авторам за интересную историю.
mmm1863 (12.06.2022 13:18:51)
Коробочка на месте. Авторам спасибо.
Сергей Б. (12.07.2021 02:52:28)
Кабан и Фишка (09.05.2021 21:34:59)
Aleslav (24.10.2020 20:22:24)
Мартиша Адмс (05.10.2020 06:38:22)
gremling (04.10.2020 23:35:06)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.