Уникальный природный объект возле станицы Тамань – мыс Железный Рог – феноменален всех отношениях, и по сложной, редкой географии, и благодаря широким возможностям отдыха и туризма. Он малоизвестен среди путешественников, что придает ему особое очарование.
Этот мыс – наибольший на юге Таманского полуострова. Он растянулся на 1,3 км вдоль кромки Черного моря, имеет высоту 65 м над уровнем воды, являет собой редкостное образование: здесь на поверхность выходит железная руда, благодаря чему его можно считать исключительным по геологическому строению. Тут видны целые пласты обнаженного бурого железняка – крепкой горной породы с тонкими жилками ракушечника. У мыса имеется два названия, одно из которых получило наибольшее распространение – Железный Рог, и другое, устаревшее и редко употребляемое – Кишла. Второе название перенесено на риф, отходящий от мыса в море. Своё название мыс получил благодаря залежам бурого железняка. Чтобы увидеть их, нужно спуститься вниз. На Кубани это единственное место выхода железной руды на поверхность земли. Пласт бурого железняка толщиной 3,5–4 метра под небольшим углом пересекает обрыв и уходит у южной точки мыса в море, где он образует рифы, заметные по бурунам. Пласты бурого железняка представляют собой крепкую ноздреватую породу с прослойками ракушняка. Лимонит (бурый железняк) Железного Рога содержит в среднем 32% железа.
В 1896 году акционерное общество Брянского завода арендовало Керченские рудные месторождения, в этом же году началась добыча руды и у мыса Железный Рог. Работы велись кустарно, на мелководье, так как большая часть доступной руды находилась в воде. Разработка месторождения с перерывами длилась до 1932 года.
Весной-летом 1943 года здесь разгорелись самые масштабные воздушные бои Великой отечественной – сражения за господство в воздухе над Кубанским плацдармом, впоследствии названные историками «Воздушными боями над Кубанью 1943 года». На сравнительно небольшом участке фронта было сосредоточено более 2000 самолетов с обеих сторон. Выход в Закавказье предоставил бы возможность немецким подразделениям установить связь с армией Турции, дивизии которой уже стояли наготове вдоль границы с Советским Союзом. Наступление на Кавказ немцы назвали красивым именем «Эдельвейс». В 1942 году немцы заняли Таманский полуостров и дошли до Новороссийска, где были остановлены. В 1943 году их погнали обратно.
На википедии опрометчиво сообщается, что на равнинной площадке мыса разбит виноградник, но на деле имеется только несколько чахлых деревьев. И совсем недалеко раскинулся один небольшой «оазис», где расположились пару ветхих сараев с ржавыми табличками, сообщающими, что сие находится во владениях Министерства Обороны, маяк и упомянутая выше вышка сотовой связи. В остальном же ландшафт здесь ровный как стол.
Порт «Тамань», который прекрасно видно с мыса, открыт для международного сообщения. Мощность порта скоро составит 30 млн тонн грузов в год — и это будет третье место в России. Виды деятельности — перевалка грузов на экспорт. Приоритетные грузы — нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно. Вы можете в деталях посмотреть панораму порта. Нельзя не сказать, что местные жители и "зеленые" всерьез обеспокоены тем, что у них под боком строят такой огромный и опасный объект. В сети пишут, что под чанами с аммиаком разлом, а при строительстве были уничтожены уникальные геологические объекты — стратотипические разрезы южнорусского неогена, что не были проведены и спасательные археологические раскопки, а при возможной утечке аммиака может пострадать весть курортный регион Тамани. О том, что когда только началась эпопея с аммиачным терминалом, властями Краснодарского края поселок Волна был внезапно лишен официального курортного статуса.
Мыс формируется под воздействием водной и ветровой эрозии, в результате наступления Чёрного моря на сушу. Из-за этого регулярно происходят оседания и обрушения склонов. Подходить к краю обрыва довольно рискованно. В курортный сезон, пишут, у Железного Рога ныряет много дайверов. Здесь можно увидеть останки военной техники времен Великой Отечественной войны – советский катер, мотобот, торпедные катера, расположенные севернее рифа Кишла, остатки деревянного парусного судна начала XIX века, а еще античные якоря, обломки амфор, окаменевшие остатки растений и животных.
В 1984 г. Железному рогу был присвоен статус памятника природы регионального значения. Площадь особо охраняемой территории – 19,3 га.
А еще, это замечательное место для велопокатушек. Отличные грунтовки по берегу от озера Соленое до Крымского моста. Конечно, порт Тамань, вклинившись в между Железным Рогом и Панагией, не позволяет катиться все время по берегу моря, но таковы реалии нашего мира. Всем советую посетить эти замечательные места.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: