Музей парка культуры и отдыха им. Горького [VI/24528]

Арка главного входа
Арка главного входа
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Музей/экскурсия
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Якиманка р-н р-н
Ближайший нас.пункт
Москва, Якиманка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.50Нашли: 21
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Площадь Ленина
Площадь Ленина
Вид на Крымский мост
Вид на Крымский мост
Парашютная вышка
Парашютная вышка
Колоннада
Колоннада
Автор: DenSol
Создан: 08.03.2020
Опубликован: 09.03.2020
(отредактирован: 09.03.2020)

Описание окружающей местности

«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.

А когда весело живётся, работа спорится»

И.В. Сталин

Музей располагается в главном входе в Центральный парк культуры и отдыха, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г.Щуко и А.Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном помещения использовались для технических нужд парка и не были доступны для посетителей.

10 июня 2015 года в пилонах Арки Главного входа открыт Музей истории парка, а на крыше - смотровая площадка на высоте птичьего полёта. 

Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы.

Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.

Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.  

На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Храм Христа Спасителя, Сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

 

Из истории ЦПКиО им. Горького.

Парк культуры и отдыха был открыт 12 августа 1928 г. на территории Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, действовавшей здесь с 1923 г.

История Центрального Парка культуры и отдыха начинается с 1923 года, когда вся «городская пустопорожняя земля» вошла в состав огромной территории 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

Для размещения выставочной экспозиции на обширной территории, выделенной под Выставку, был проведен новый землеотвод. Выставочная территория заняла все пойменные прибрежные земли Москвы-реки от Крымского моста до Нескучного сада, включая зону Титовского проезда, сформировав, в целом, границы будущего ЦПКиО им. М. Горького.

Журналисты в своих публикациях о предстоящей Выставке в Москве писали: «Территория Выставки, расположенная на правом берегу Москвы-реки и Крымского моста, почти что в центральной части города, представляет собой настолько живописный уголок, совершенно необработанный и запущенный, что при помощи строительства в короткий срок он превратиться в одно из живописнейших и культурных мест Москвы».

Главному Выставочному Комитету под Выставку была передана территория и здания Нескучного сада, кроме той части, на котором располагалось оранжерейное хозяйство с примыкающими к нему постройками. При передаче территории Главный выставочный комитет обязался перед «Москомхозом» Моссовета сохранить парк Нескучного сада в неприкосновенности, не нарушая его внешнего вида и значения, как место отдыха широких масс московского населения.

Основная часть площади Выставки, ориентированная на Крымский вал, располагалась на бывшем Орловском лугу. В 1923 году здесь после рекультивации земли на месте свалок, началось формирование единой зеленой зоны общественного значения.

Был организован Всероссийский конкурс по решению ситуационного плана Выставки и рассмотрено 27 проектов. Победил на конкурсе и был принят к исполнению проект И.В. Жолтовского, соединивший преимущества регулярной организации центральной территории со свободной планировкой в зонах павильонов и мест отдыха.

Были определены основные планировочные зоны и элементы, вошедшие впоследствии в состав территории ЦПКиО (с 1928 г.) и в целом сохранившиеся до нашего времени: головная часть, включающая огромную Площадь народов с большим двухуровневым партером, зоны павильонов, размещенные по обе стороны от партера, зеленая зона около Голицынского пруда, участок за Титовским проездом, а также входы на Выставку, организованные с Крымского вала и у Титовского проезда.

Экспозиционные строения, выполненные по проектам выдающихся архитекторов того времени, группировались в крупные тематические разделы: Союзных Республик, Новой и Старой деревни, Животноводства, Живых посевов, Машиностроения, Кооперации, Переработки, Путей сообщения и др.

Большую художественную роль в решении ансамбля Выставки играли сами павильоны, в основном деревянные, возведенные в различных архитектурных стилях и направлениях — от эклектики до конструктивизма (с преобладанием последнего). На их фасадах активно применялись росписи, рельефы, надписи, выполненные по эскизам выдающихся художников того времени.

В марте 1928 года Президиум Моссовета принял решение об устройстве на территории бывшей ВСХВ в Москве Парка культуры и отдыха.

Была создана комиссия по строительству парка, в которую поступило множество предложений от трудящихся.

Одни выражали пожелание, чтобы парк был хорошо оборудован для отдыха, другие требовали "Больше музыки", третьи - "Даешь физкультуру!" Ход подготовки к открытию парка широко освещался в печати, особенно в московских газетах. Жители Москвы не только горячо обсуждали, каким будет парк, они сами его и создавали. На субботниках и воскресниках разбивали дорожки, утрамбовывали площадки, разбирали ненужные здания, выкорчевывали пни...

«Смотри —

для нас

расчищаются парки,

И с флагов

сияет

«Культура и отдых», — писал В. Маяковский.

Главным архитектором будущего парка стал московский конструктивист Константин Мельников. Он создал планировку партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И.В. Жолтовский.

В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды». Фонтан по проекту Мельникова осуществлён не был, но в середине 1930-х годов на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора А.В. Власова.

В парке появились: Ленинская площадь, ясли, аттракцион "Спиральный спуск", Детский городок, малый и большой театры и т.д. В Нескучном саду расположились: Военный городок, Симфоническая эстрада, в парке усадьбы Голицыных - "Уголок тишины" с аллеей гамаков; Ванный и Охотничий домики приспособили под размещение чайных-закусочных - "Поплавок" и "Самоварник". Южная часть Нескучного за Андреевским оврагом, была отведена под Городок однодневного отдыха, который помимо жилого корпуса, включал собственный парк с развитой системой дорожек, газонов и клумб, физкультурные и танцевальные площадки, кино-музыкальную эстраду, читальню и аттракционы.

Открытие парка.

Парк открылся 12 августа 1928 года. Под заголовком "Открывается вход в парк культуры и отдыха" газета "Рабочая Москва" 11 августа 1928 года приглашала всех в парк: "Зав. парком тов. Лебедев сообщил нашему сотруднику, что парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник со дня сезона".

В день открытия парк посетили более 100 тысяч человек со всего города. Газета "Московский день", вторник, 14 августа 1928 года писала: "Вас встречает человек с плакатом: "Пойдем со мной, весь парк тебе я покажу и про работу расскажу". Людские потоки идут по аллеям, павильонам, выставкам, площадкам, - бесконечное людское море...
Прекрасное впечатление оставляет культбаза: консультации, викторины, души, комнаты для отдыха, радиогостинные... В читальне - удобные плетеные кресла и книги. Небольшие книжки выдаются без документов. Пожалуй, слишком тесно друг к другу расположены многочисленные площадки. Все виды "болов" - баскетбол, волейбол, хандбол, гигантские шаги, теннис, гимнастика, трапеции, лестницы и... замысловатый "индербейэбол: массовая игра в мяч.... Ребят до 4 лет можно оставить в яслях. Здесь их накормят и уложат спать в маленькие кровати с белоснежным бельем. Десятки забав в детском городке, где улыбаются довольные личики детишек. Ребенок остается в яслях, а мать идет осматривать парк. Очереди у ресторана, чайной и закусочной. Телятина - 70 коп. Осетрина - 80 коп. Вечером - яркий электрический свет залил территорию парка. Толпы направились к театрам и кино. Билеты брались с бою. Желающие отдохнуть скрылись в прохладе вековых деревьев Нескучного сада, гуляли по набережной, откуда дивный вид на реку, с сотнями снующих лодок и лилипутов-пароходиков...

Мы получили место для отдыха, которое через год-два превратится в ценнейший культурный очаг. Надо научиться и вести себя культурно на его территории...".

В 1929 году директором парка становится Бетти Николаевна Глан. Она была директором Центрального парка культуры и отдыха в первые годы его создания — с 1929 по 1937 год. Это время называют «золотой эпохой» парка. Под ее руководством парк получил мировую известность и превратился в один из символов социалистического государства.

В 1929 году продолжалась реконструкция парка. Появился звуковой кинотеатр. Кинотеатр стал легендарным, и одним из самых популярных в Москве. Он проработал до войны, а в 1942 был разрушен бомбой.

В парке появилось много аттракционов. У Москва-реки появилась парашютная вышка высотой 35 метров со спиральным спуском, по которому посетители съезжали вниз на специальных ковриках. Основной «Город аттракционов» размещался между Пионерским прудом и «Шестигранником». Павильон «Шестигранник» стал рестораном со столиками во внутреннем дворике вокруг фонтана. В парке проводилось огромное количество мероприятий, его называли «культурным комбинатом», «школой выходного дня», «зеленым университетом», «клубом на открытом воздухе», «пропагандистом нового быта».

Вход в парк, построенный в 1929 году, был выполнен из дерева находился вплотную у Крымского вала. В его внутренних помещениях в 1930-е гг. проходили выставки, посвященные выполнению пятилетних планов, ударникам труда, индустриализации и красной армии. За входом простиралась Ленинская площадь. В.И. Ленин 19 октября 1923 года посетил ВСХВ и осмотрел павильон «Машиностроение». Это был последний приезд Владимира Ильича в Москву, в честь этого визита площадь за входом назвали Ленинской, о чем свидетельствует мемориальная доска на левом пилоне входа.

В 1932 к разработке нового генерального проекта парка подключается архитектор А.В. Власов. Он к тому времени был известен как опытный проектировщик и талантливый мастер. Он проработал над проектом до 1941 года, и главный акцент был сделан на создании Пушкинской набережной. В 1937 году на международной выставке в Париже за работу по проектированию ЦПКиО им. М. Горького А.В. Власов был удостоен «Гран при».

Также в 1932 году открывается Зеленый театр. На месте террас ботанического сада П.А. Демидова строится Зеленый театр, который продолжил традиции Воздушного театра, работавшего в Нескучном саду.

В 1933 году парк награждается Красным знаменем ВЦСПС, парку присваивается имя Максима Горького, в связи с 40-летием его общественной и литературной деятельности.

В 1931 году парку передано оранжерейное хозяйство, находившееся в Нескучном саду. С этого периода началась активная посадка многолетних цветов и древесно-кустарниковых пород, а также растений-интродуцентов: кленов, белой акации, пестролистного ясеня, туи, голубой ели и др. Стало развиваться цветочно-ковровое искусство, которым и ныне славится парк.

1936 год - начало строительства нового Крымского моста и начало реконструкции парка по проекту архитектора Власова.

Ширина старого Никольского моста составляла всего 17 метров, к 30-м годам прошлого века стало ясно, что нужен новый, более современный мост. Было принято решение передвинуть действующий Крымский мост вниз по течению Москвы - реки на 50 метров, а на его месте построить новый, более современный Крымский мост.

«И вот, весенним майским утром 1936 года прежний Крымский мост отправляется в путешествие. Двадцать домкратов аккуратно подняли пролетное строение с „насиженного места“, стальные лебедки плавно сняли его с гранитных опор, и сооружение, под которое были подведены железные каретки на круглых катках, по трем деревянным эстакадам с проложенными на них рельсами, медленно заскользило к пункту назначения. Чтобы контролировать процесс посередине моста был устроен диспетчерский пункт. Связь между диспетчером и эстакадами осуществлялась с помощью телефонов и цветных светофоров. Эпопея по передвижке моста была недолгой — пролетное строение встало на новые опоры уже к вечеру „дня икс“. Впоследствии, когда новый Крымский мост был построен, старый погрузили на баржи и отправили вниз по течению реки, в Заозерье (60 км от Москвы). Здесь он, вместе с пролетным сооружением прежнего Краснохолмского моста, был использован для возведения большого 270 м. моста».

Новый, знаменитый Крымский мост, был построен в 1938 году.

Парк начинает перестраиваться по проекту архитектора Власова. Сносились все временные постройки, за исключением «Шестигранника», на бывшей Пятилетки устраивался большой фонтан со смотровыми площадками. Первая его очередь — пять больших водоемов, — была построена в середине 30-х годов на центральной площади парка у скульптуры И. Шадра «Девушка с веслом», которая стояла в центре среднего водоема.

В военные годы парк продолжал работать. Только мероприятия изменили тематику: состязания по метанию гранат, финал первенства Москвы по штыковому бою, обучение противовоздушной обороне и тушение зажигательных бомб... От воздушных налетов пострадали здания, аттракционы, зеленые насаждения, система большого фонтана. Годы войны унесли большую часть скульптурного оформления парка, в том числе знаменитую скульптуру Ивана Шадра «Девушка с веслом».

В послевоенные годы парк занимается восстановлением пострадавших от бомбежек павильонов и цветников.

В 1955 г. на территории была произведена реконструкция. Так как головной участок примыкал к Крымскому валу, именно здесь был выстроен центральный вход в виде величественных Триумфальных ворот по проекту архитектора Ю. Щуко, А. Спасова и инженеров Л. Шойхет и Б. Новикова. Ворота спроектированы в виде торжественно-монументальной колоннады, украшенной по бокам рельефами с изображением герба СССР и года постройки ворот. Аттик ворот украшен композицией из флагов и изображением ордена Ленина. По обеим сторонам ворот, по примеру античных аналогов, спроектированы симметричные пропилеи и полукруглые циркумференции, в колоннаде которых были размещены кассы ЦПКиО.

Вскоре начала работать народная обсерватория. Первый астрономический павильон был установлен на территории Парка культуры и отдыха ещё в 1929 году. А в 1957 году построили здание Обсерватории, она была оснащена была оснащена пятидюймовым телескопом-рефрактором Цейсса. Придя в обсерваторию, можно было посмотреть на звезды, загадать желание и подарить любимой девушке звездочку-мечту. Здание обсерватории входило в целый комплекс построек, включающий в себя солнечные часы, глобус Земли, армиллярную сферу, эстраду, читальню и стенды наглядной агитации.

В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия в московских парках было открыто несколько астрономических павильонов, которые работали в летнее время. Дежурили там сотрудники планетария и учащиеся астрономических кружков. Под открытым небом устанавливались небольшие любительские телескопы, все желающие могли приобщиться к наблюдениям за небесными светилами и получить консультацию дежурного астронома. Позднее на базе некоторых астрономических павильонов были построены небольшие обсерватории, в которых установили стационарные телескопы. Эти обсерватории стали называть народными, поскольку доступ туда был открыт всем желающим. В хорошую погоду при ясном небе тут проводились астрономические наблюдения для любознательной публики.

В 1958 году в парке устанавливается знаменитое колесо обозрения. Его высота достигала 52 метров. Колесо демонтировали в 2008 году, когда оно выработало ресурс эксплуатации.

В 1979 году в парке появляется светомузыкальный фонтан.

1990 год. На Пушкинской набережной возводятся гигантские аттракционы. Большая часть парка отдается под развлекательный комплекс «Чудо-града». В этот период большая часть архитектурного и скульптурного наследия парка приходит в упадок.

В 1993 году, сразу после закрытия космической программы «Энергия – Буран» в парке появился корабль Буран. На самом деле это второй макет корабля, который носит название БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01), он использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. До июня 2014 года макет стоял на Пушкинской набережной Парка Горького, затем был перевезён на ВДНХ.

Летом 2011 года в Парке Горького начинается реконструкция, в ходе которой были демонтированы около 100 аттракционов и незаконных объектов. На месте демонтированных объектов уложено более 2 тыс.кв.м. нового асфальтового полотна, разбито 1,9 га новых газонов и цветников. Началась кропотливая работа по восстановлению памятников, очистке прудов, завозу грунта и настилу газонов. Буквально за несколько месяцев Парк Горького преобразился, став первым парком мирового уровня в России.

Зимой, начиная с 2011 года, в парке открывается один из самых больших катков с охлаждаемым льдом. Благодаря самым современным технологиям каток может работать с середины октября до середины марта.

В настоящее время особое внимание в парке уделяется восстановлению утраченного наследия. Полную реконструкцию и реставрацию прошли многие здания парка. Воссоздаются знаменитые ландшафтные композиции ЦПКиО, возвращаются на место утраченные скульптуры.

Ежегодно на площади около главного входа в парк, архитектура которого построена в стиле «авангард», происходят встречи ветеранов Великой Отечественной войны.

Сегодня Центральный парк культуры и отдыха слился с зеленым массивом Воробьевых гор. Парк можно поделить на несколько зон: празднично-массовую, историческую и прогулочно-видовую. Он по-прежнему остается излюбленным местом гуляния, культурного и спортивного досуга москвичей и гостей столицы.

Адрес музея: ЦПКиО им. Горького, левый пилон арки главного входа.

Сайт музея: https://park-gorkogo.com/places/170

Время работы: с 11:00 до 22:00 (кассы работают до 21:00) каждый день кроме понедельника.

Стоимость посещения: 300 руб. (стандартный билет) и 150 руб. (льготный билет). В третью неделю каждого месяца (четверг) – вход в музей бесплатный.

 

Список литературы:

1. РИА ЦПКиО им. Горького

2. Музей парка Горького

3. Узнай Москву. Музей парка Горького

4. Узнай Москву. Арка главного входа

5. Узнай Москву ЦПКиО им. Горького

6. Парк Горького

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Julia voyager (30.10.2023 22:53:48)
Посетила музей 11 октября.
Девушки-сотрудницы, сбившиеся стайкой возле касс, были очень удивлены моему желанию осмотреть экспозицию. И даже, как мне показалось, пытались меня отговорить от визита. "На крышу сейчас нет выхода!" - первым делом предупредили они меня, видимо, думая, что я разу же развернусь и уйду прочь. Но я горестно всплеснула руками: "Ах, какая жалость... А так хотелось! Ну что делать, придется без крыши знакомиться с музеем..."
Они предприняли ещё одну попытку меня остановить: "Аааа, у нас ещё и экскурсии сейчас не проводятся!"
Я была непреклонна: "Ничего, я сама всё посмотрю, информацию на стендах почитаю, а если чего не пойму, потом у вас спрошу".
И тут - козырная карта: "А вообще у нас завтра - бесплатное посещение!.."
Но я уже достала Тинькова, чтобы оплатить входной билет.
Их удивление буквально вошло за мной в лифт)))
Надо ли говорить, что кроме меня никого на всех этажах не было.

Да, конечно, музей нашего Центрального парка мог бы и поприличнее быть - в смысле, побольше. Собственно, экспонатов-то - на несколько витрин. Ну и макет ещё. Зато огроооомная, во весь длинный коридор технического этажа выставка картин неизвестной художницы. Некоторые картины вполне неплохи, но при чём она вообще тут?.. Выставка как раз там, где за стёклами тело спряталось, геометрическое (кстати, вопрос про это самое тело обогатил мои познания - в геометрии, естественно!)

На крышу выход закрыт. Ну да и ладно, ответ на 1-ый вопрос и из-за двери виден.
3-4 вопросы находятся без проблем.
5 вопрос - такое впечатление, что окно с книгами исчезло. Во всяком случае, я его не видела. Видела самое обычное окно, без книг. И справа, и слева от этого окна - витрины с экспонатами. Витрины тоже, кстати, без книг! Причём и в одной, и в другой имеются парные спортивные "инструменты". Записала в ответ те, которые из левой витрины. Но если что - у меня ещё одна пара на всякий случай имеется))

А вот полотнища с лозунгами - это песня! "Лучше отдыхать, чтобы лучше работать!"
Хотя нет! Настоящая песня - это, конечно же, Марш парка культуры. Его слова, написанные на большом плакате, встречают нас на входе в один из залов.

... В парке культуры, в рабочем парке
Найдёшь боевую зарядку.
Здесь физкультура, и песня, и смех
В битве с врагами метки.
Парк - пролетарский культурных цех,
Парк - это цех пятилетки.
За уголь, за транспорт, за паровозы
Ударник, иди борьбой!
За хлопок, за трактор, за рожь, за колхозы
Ударник, вставай на бой!
В битве последней, упорной и жаркой
Помни врага ухватку.

О как! Культура культурой, а враг не дремлет. И ударнику надо быть начеку. Эх, вся жизнь - борьба...
Попыталась я найти в интернете исполнение Марша - не удалось.
Спросила потом, уже на выходе, у тех самых девушек - а слышали ли они этот Марш? Так они удивились ещё больше, чем вначале! - как будто я задаю вопрос не об экспонате их музея, а о диковине из Кунсткамеры))
"Какой-какой марш? Неееа, не слышали..."

В общем, галочка поставлена - ещё один московский музей осмотрен, +1 тайник в копилочке. Спасибо большое автору!

А на крышу арки всё-таки хочется....
Steelrat🐭 (18.06.2023 15:08:38)
Респект девушке-кассиру, несмотря на то, что музей на реконструкции она бесплатно пустила, дала наводки и прониклась игрой. Зачёт получен.
Мэри Мэкси (15.06.2023 12:55:37)
delia и shimp (19.05.2023 09:32:49)
Байдерины (28.11.2022 22:32:06)
xandr (15.09.2022 21:11:17)
mrln (19.08.2022 17:56:53)
Jenny Yorholl (30.05.2022 20:15:13)
Feodor (18.02.2022 13:22:08)
Vlad374 (21.05.2021 21:09:07)
Синяя Птица (18.05.2021 08:26:40)
Kesha&Ko (17.05.2021 20:15:19)
BenTen12 (11.04.2021 22:15:09)
GAB (11.04.2021 22:11:40)
DidJ (09.04.2021 23:22:38)
НЕСЕЗОН (09.04.2021 23:16:48)
ЖЖ и Chuma (05.07.2020 22:06:34)
mmm1863 (23.06.2020 15:59:44)
Aleslav (18.06.2020 21:20:52)
Natic (12.03.2020 20:40:09)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.