Свято-Георгиевский мужской монастырь [VI/2442]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Старая часть монастырских построек
Старая часть монастырских построек
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Крым Авт. Респ.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
г. Севастополь, Балаклава
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
3.93Рекомендаций: 2Нашли: 75
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Скала, на которую, по преданию, высадился Святой Георгий.
Скала, на которую, по преданию, высадился Святой Георгий.
Мыс Фиолент
Мыс Фиолент
Свято-Георгиевский монастырь. Фото 19 века (с сайта www.our-crimea.narod.ru)
Свято-Георгиевский монастырь. Фото 19 века (с сайта www.our-crimea.narod.ru)
Храм Рождества Христова. Конец 19 века. (с сайта www.our-crimea.narod.ru)
Храм Рождества Христова. Конец 19 века. (с сайта www.our-crimea.narod.ru)
Автор: G-H
Создан: 09.05.2007
(отредактирован 13.02.2009)
Компаньоны: happyness

Описание окружающей местности

При использовании данного тайника в условиях диплома предварительное согласование с автором обязательно.

Трудно найти в Украине место, более богатое христианскими святынями, чем Крым. Это и развалины раннехристианских базилик, и уцелевшие фундаменты древних монастырей. Особая слава принадлежит Свято-Георгиевскому мужскому монастырю.
Тот, кто однажды побывал в Свято-Георгиевском мужском монастыре Балаклавы, уже не сможет забыть этот неповторимый уголок Крыма. Здесь у Севастополя в районе мыса Фиолент начинается Главная или Южная гряда Крымских гор. Удивительной красоты узкая полоса земли - "Русская ривьера" между морем и горным хребтом - приглянулась еще в древности татарам, грекам, генуэзцам... В море, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано чудесное предание о греках и их чудесном спасении во время бури в 890 году.
"Греки во время плавания были застигнуты страшной бурей и гонимы волнами к чудовищным камням. Видя свою неизбежную погибель, возопили они об избавлении к Великомученнику Георгию, и он, услышав вопль их сердечный, явился на большом камне, отстоящем от берега в 70 саженях, и буря тот час же утихла" (из книги С. В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"). Спасенные чудом греки, взойдя на тот камень, нашли на нем образ Георгия, который и перенесли на берег в близлежащую пещерную церковь, существовавшую на этом месте по преданию уже с первого века по Рождеству Христову. Позже при этой церкви основали монастырь во имя Святого Георгия.
А. Л. Бертье-Делагард - эрудированный, вдумчивый ученый и вольнодумный генерал, знаток Крыма - в своей работе "К истории христианства в Крыму" писал, что впервые эта легенда появилась в 1862 году и придумана настоятелем монастыря архимандритом Никоном 1. Думается, что это предание о спасении греческих купцов все же имело какую-то реальную основу. Вполне возможно, что здесь в период эмиграции в Крым преследуемых иконопочитателей обосновались монахи. На месте их келий и возник монастырь. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже. По мнению А. Л. Бертье-Делагарда, монастырь возник не ранее начала XV века.

Ряд современных историков пытаются связать появление монахов в районе Фиолента с захватом в 1475 году турками княжества Феодоро (со столицей на Мангупе и его морским форпостом - Каламиты), а также всех генуэзских крепостей, в том числе Чембало в Балаклаве. В Каламите, находящейся на территории современного Инкермана, турки разместили гарнизон по соседству с пещерными храмами. Поэтому монахи были вынуждены уйти из обжитого веками монастыря и нашли уединенное и довольно безопасное место в районе мыса Фиолент. Впрочем это только гипотеза, не подкрепленная ни скрупулезным анализом исследователей, ни археологическими раскопками. А они практически не велись. Лишь в 1896 году К. К. Косцюшко-Валюжинич обследовал окрестности монастыря на мысе Виноградном недалеко от Фиолента. Он обнаружил следы небольшой одноапсидной церкви и несколько помещений внутри монастыря.
Известны и другие находки, сделанные в районе Фиолента. Так, в 1803 году было найдено несколько колонн. По одним данным - "из открытого древнего храма", по другим - "закладенная в старой ограде". Одна из них была "с греческой надписью 1175 год", из белого мрамора, "длинною четыре аршина, в поперечнике пять вершков". "Одну мраморную колонну, менее испорченную, Агафангел сам выбрал для отправки на транспорте морем в Николаев". 12 сентября 1830 года комиссия, созданная для построения в городе Екатеринославе кафедрального собора, писала Агафангелу: "Его преосвященство Гавриил, епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический, кавалер, получив при почтеннейшем отношении Вашего Высокопреосвященства мраморную колонну, с особенным уважением ее древности и месту, откуда она взята, приказал комиссии сей принять ее и употребить при соборе где приличным и совместным покажется. О чем Вашему Высокопреосвященству оная почтеннейши докладывая, приносим вместе с архипастырем всеусерднейшую благодарность" (по материалам Севастопольского государственного архива).

Эти исторические реликвии, возможно, могли бы пролить некоторый свет на время возникновения монастыря. Но для этого необходимо отдельное исследование - скрупулезное, настойчивое. Впрочем, археологическая датировка может быть обоснованной только тогда, когда выявляются комплексы, непосредственно связанные с основными сооружениями, в том числе с пещерными церквями. А таковых, увы, нет.
До присоединения Крыма к России Георгиевский монастырь подчинялся Константинопольскому патриархату и был мало известен. Но после 1783 года он стал более посещаем, им заинтересовались офицеры Черноморского флота, среди которых было немало греков, а также приезжавшие в Крым военные и гражданские чиновники. В 1794 году обитель подчинили Святейшему Синоду и стали официально именовать Балаклавским Георгиевским монастырем. 23 марта 1806 года Святейший Синод доложил императору о необходимости сделать его базовым для флотских иеромонахов: "Георгиевский монастырь - самое удобное место для определения их непременного пребывания, ибо оный состоит в десяти верстах от Севастополя, в месте изобилующем источниками хороших вод, виноградниками и фруктовыми садами, и по этим отношениям весьма выгодным для монашества, в коем теперь находятся один начальник и четыре монаха".
В тот же день утвердили штат монастыря: настоятеля, четырех монахов и тринадцать иеромонахов для флота. Растущий Черноморский флот все больше и больше нуждался в священниках. Поэтому с 1 декабря 1813 года их число удвоили, а Георгиевский монастырь стали называть флотским. Священники обители и иеромонахи служили в госпитальной церкви в Севастополе, Балаклаве, Карани, Кады-Кое. Корабли Черноморской эскадры, отправляясь в крейсерство и проходя мимо монастыря, салютовали пушечными выстрелами, а монахи провожали их с образами, хоругвями и колокольным звоном и молились о благополучном плавании. Время от времени иеромонахи покидали обитель, чтобы на судах и в далеких гарнизонах доносить до служивых Слово Божие, помогая переносить им тяготы и лишения военных лет.

Несмотря на тесные связи с Черноморским флотом, монастырь продолжал влачить довольно жалкое существование: маленькая тесная церковь во имя Св. Георгия, полуразрушенные кельи, грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс, подпиравший склон горы, на террасе которой находились постройки обители. По свидетельству настоятеля игумена Анфима, в монастыре стало так тесно, что церковь и строения "едва способны вмещать живущих". Средств на возведение нового храма монастырь не имел. Тогда монахи обратились за помощью к пастве. Три тысячи рублей пожертвовал адмирал Ф. Ф. Ушаков, по сто рублей севастопольский купец Казн и великий князь Николай Павлович - будущий император Николай І. Грек Иоким Панаиоти в марте 1809 года взялся за строительство нового храма по плану архитектора Ивана Домашникова. Согласно контракту, заключенному с митрополитом Хрисанфом, И. Панаиоти должен был завершить работу в сентябре того же года. Но случилось непредвиденное: при подготовке места для храма и расчистке склона горы рабочие наткнулись на засыпанную пещеру - остатки древней пещерной церкви. Это обстоятельство, а также частая смена настоятелей (трое за три года) задержали возведение новой церкви. Только в 1814 году храм Св. Георгия принял верующих.

Помимо храма Св.Георгия, И. Панаиоти построил в монастыре братские кельи, фонтан и трапезную. Трапезная традиционно находилась рядом с храмом Св. Георгия на расстоянии одной сажени восточнее алтаря. Именно в ней в сентябре 1820 года митрополит Хрисанф и монахи потчевали свежей рыбой Александра Пушкина и его спутников. К сожалению, здание быстро обветшало, и в 1838 году на месте старой трапезной по проекту симферопольского архитектора Ивана Колодина подрядчик Василий Сибиров построил новую. В июне 1869 года ее обновили. Под зданием проходил источник, оформленный архитектором в виде арки (в этом виде трапезная сохранилась до наших дней; ныне ее отремонтировали, приспособив под кельи монахов).
Популярность монастыря росла. Редкий путешественник проезжал мимо обители. Кто здесь только не бывал: цари и художники, ученые и дипломаты, путешественники и авантюристы. Кажется, легче перечислить тех, кто не попал в этот священный уголок Тавриды. Его посещали и Екатерина II, которая в 1787 году для осмотра "драгоценной жемчужины своей короны" совершила длительное путешествие в Крым. Любимый же внук Екатерины II - Александр I - дважды побывал в обители. Прибыл он в Крым 20 октября 1825 года. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в монастырь. Дул холодный пронизывающий ветер. После беседы с настоятелем Агафангелом Александр Павлович продолжил путешествие: в Таганрог он приехал 5 ноября уже тяжело больной, а через две недели его не стало. Поездка в древнюю обитель оказалась для Александра I роковой. Неожиданная смерть императора, которому не исполнилось и 48 лет, некоторые его странности в последние годы жизни породили множество слухов (до недавнего времени в литературе еще обсуждалась легенда о "таинственном старце" Федоре Кузьмиче, под именем которого Александр I якобы скрывался в Сибири; проскальзывали намеки, что в Георгиевский монастырь император заезжал далеко не случайно).

С 1824 года монастырь возглавлял митрополит Агафангел Типальдо, просвещенный священнослужитель, много сделавший для развития Георгиевской обители. Родился он в Греции, в дворянской семье. Приняв российское гражданство, Агафангел Типальдо тридцать лет управлял обителью. При митрополите Агафангеле был сооружен новый храм - Воздвижения Честного Креста. Дело в том, что церковь Св. Георгия стала тесна и в большие праздники уже не вмещала богомольцев. Настоятель обратился за помощью в епархию и Святейший Синод. Отказа Агафангел не получил. Этому способствовало и то, что в 1848 году Херсоно-Таврическую епархию возглавил архиепископ Иннокентий. Увлеченный древней историей Тавриды, он задумал создать здесь "русский Афон" по образу и подобию греческого Афона - крупнейшего центра православия и места нахождения многих монастырей. Большая роль в создании русского Афона отводилась Георгиевскому монастырю. Освятили храм Воздвижения Честного Креста в 1850 году. Базиликальной формы, трехнефный с арочными проемами по контуру здания, его главный вход был оформлен портиком с расписным фронтоном и тремя арками, образующими нартекс (кровля двускатная). Завершала его композицию небольшая башенка со сферическим куполом, увенчанным крестом с четырьмя оконными проемами. Под храмом имелся склеп.

Многие монастырские постройки размещались на террасах, укрепленных подпорными стенами, которые, видимо, стали возводить со времени возникновения обители. Строили контрфорсы на глине из бутового камня, которые время от времени слегка латали. 12 февраля 1839 года во время сильного шторма обвалилось девять с половиной метров контрфорса. Около паперти появилась трещина. Создалась угроза разрушения храма Св. Георгия. Внемля настоятельным просьбам монастыря, генерал-губернатор и наместник Новороссийского края М. С. Воронцов приказал второму архитектору Южного берега Крыма С. Дево выполнить проект нового контрфорса. И в 1843 году подпорная стена надежно укрепила склон горы. В целом сохранившаяся и ныне, она построена на известковом растворе из крымбальского камня с карнизом, невысоким парапетом и решеткой чугунного литья.
Несколько позже в октябре 1846 года стараниями купца из Карасу-Базара Иакова Гущина облагородили источник Св. Георгия (в том же виде сохранился и поныне). Стена источника выложена серо-зеленым гранитом. Из этого же материала сделан бассейн, в который стекает монастырская водица, и небольшая памятная доска с надписью, напоминающей о благодеянии купца: "Помощею десницы Господней обновлен источник сей карасубазарским купцом Иаковом Гущиным и сыновьями его. Пожертвованием МСХХХ рублей 1846, октября". Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря - Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змия. В верхней части находился навес (ныне утрачен), а внизу справа - монастырская кружка для пожертвований. Несколько ниже источника Св. Георгия в 1912 году построили бассейн для сбора воды, который использовали для поливки фруктовых деревьев.
Во владении монастыря находились 904 десятины 440 сажен земли. Простирались они километров на восемь вдоль брега моря (от Караньских высот в сторону мыса Херсонес). Большую часть монастырской земли - 793 десятины 830 сажен - использовать было невозможно: это были кручи, утесы да каменистая степная часть Гераклей. Монастырь имел свой хутор - в одной версте восточнее обители, лесную дачу и подворье - в Екатеринодаре и Севастополе. Накануне Крымской войны морское ведомство отвело Балаклавской Георгиевской обители 200 квадратных сажен земли на Большой Морской улице для устройства подворья и храма. Денег на их сооружение монастырь не собрал, поэтому 17 марта 1892 года с участком земли в центре города пришлось распрощаться (место это облюбовало городское духовенство для строительства Покровского собора; воздвигли его в 1905 г. по проекту архитектора В. А. Фельдмана).
Огорчение монахов, связанное с потерей земли в Севастополе, несколько смягчило предложение баронессы Марии Фридерикс. Попав в затруднительное финансовое положение, еще в 1891 году она пожелала продать монастырю свое массандровское имение "Джалита". Баронесса хотела, чтобы монахи устроили в нем мужской скит.
Без мирской суеты, в исполнении традиционных ритуалов, в тиши уединения, нарушаемой лишь перезвоном колоколов, в определенном веками порядке протекала монашеская жизнь. Еще в 1850 году монастырь возвели в первый класс. Для посетителей этого прославленного места устроили гостиницу, а для офицеров Черноморского флота - флигеля. Лишь Крымская война и осада Севастополя, во время которой обитель оказалась плененной французами и англичанами, прервала мирную жизнь монахов. В монастырских постройках разместился ряд штабных офицеров союзников. По некоторым данным обитель приглянулась и Флоренс Найтингейл, прибывшей из Англии в Балаклаву в начале 1855 года. Ряд историков называли ее первой сестрой милосердия, которая стала оказывать помощь раненым на поле боя. После Крымской кампании "покои, в которых жила в монастыре... мисс Флоренс Найтингейл, охотно показываются привратником, потому что память об этой леди почтительно охраняется; их предоставляют для ночлега богомольцам и иностранцам", - утверждал путешественник Тельфер, побывавший в обители в 1874 году.
Весной 1855 года между Георгиевским монастырем и Варной союзники завершили укладку подводного кабеля. Это позволило им всего за несколько часов связываться с Лондоном и Парижем. Довольно часто территорию монастыря, названную союзниками "второй Италией", и его храмы посещали главнокомандующие союзных армий со своими офицерами.
Погост монастыря, где нашли свой последний приют не только служители обители, но и знатные вельможи, а также православные люди, о которых история сохранила весьма скудные сведения, находился наверху горы возле храма во имя Воздвижения Креста Господня. Кладбище образовалось, видимо, сразу после основания монастыря. Известны также захоронения, произведенные в храме Св. Георгия: графа И. О. Витте и князя А. Н. Голицына. Самое же раннее захоронение (из известных) датируется 1775 годом. Это могила иеромонаха и путешественника из монастыря Сумела близ Трапезунда - Гервасия Сумельского. Знакомясь с Крымом, он прибыл в Георгиевский монастырь, где и скончался. Здесь же были похоронены настоятели обители: архимандрит Евтихий и архимандрит Дионисий (оба скончались в 1808 году), монах-отшельник Калинник (1702 - 1818), проживший в монастыре почти век. Здесь же нашел свой последний приют и настоятель монастыря митрополит Хрисанф Новопарский. На его могиле в 1893 году на средства балаклавских греков была сооружена часовня, сохранившаяся до наших дней.
В конце XVIII века в монастыре похоронили жену правителя Таврической губернии графа Каховского (Коховского). По утверждению П. С. Палласа, граф приказал свезти в монастырь "большое количество громадных плит древних херсонесских сооружений, чтобы воздвигнуть из них часовню в память своей супруги". Что-то помешало графу осуществить свое намерение.
В некрополе монастыря нашли успокоение генерал Булацей, скончавшийся в январе 1854 года; генерал-майор Н. И. Тригони - дворянин Таврической губернии, участник Отечественной войны 1812 года; жена Н. И. Тригони - Ольга Михайловна, сестра писателя-мариниста К. М. Станюковича; их сын М. Н. Тригони - известный народоволец, участник покушения на Александра II (последние годы жизни провел в Балаклаве, где умер 5 июня 1917 года).
Здесь же были погребены граф В. А. Перовский (1857) - внебрачный сын А. К. Разумовского - племянника морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны - А. Г. Разумовского, друг А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, родственник народовольки Софьи Перовской; вице-адмирал Н. М. Соковник (1894) - участник обороны Севастополя, и его жена - Любовь Петровна, урожденная Папенгут; академик живописи А. Е. Карнеев, участвовавший в росписи храма Св. Николая на Братском кладбище в Севастополе; гречанки Екатерина Бамбука, Анастасия Чапони и многие другие - известные и не очень.
В ноябре 1890 года настоятелем монастыря стал игумен Никандр. Его назначение совпало с подготовкой обители к празднованию ее тысячелетнего юбилея. Новый настоятель энергично взялся за дело, сделав попытку с размахом отметить знаменательную дату и решить заодно многие социальные монастырские проблемы. В Святейший Синод, епископу Таврическому и Симферопольскому Мартиниану, многим частным лицам пошли письма с напоминанием о древности обители и просьбой о помощи. Вскоре из епархии пришел ответ: "За отсутствием научных обоснований относить начало Георгиевского Балаклавского к 891 г., мною не будет испрашиваться благословение Св. Синода на празднование тысячелетнего существования оного монастыря и поэтому не будет составлено особенной программы для этого торжества, а будет только совершено архиерейское служение с крестным вокруг алтаря обители ходом по случаю храмового праздника Воздвижения Креста Господня в верхней кладбищенской церкви". Более чем сдержанный ответ епископа не охладил пыла настоятеля отметить юбилей. Тем более, что стали поступать пожертвования. Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, находясь на отдыхе в Гурзуфе, передал Никандру две тысячи рублей. Готовясь к приезду гостей, отремонтировали гостиницу и кельи, замостили монастырский двор, к морю провели новую дорогу и лестницу, ставшую достопримечательностью монастыря. Она была едва ли не самая протяженная в Крыму - более 800 ступеней (одна из легенд утверждает, что их было 891). Романтический трап сохранился до наших дней, правда ступеней стало меньше на добрую сотню.
На скале Святого Явления, где согласно легенде спасшиеся греки обнаружили икону Георгия Победоносца, водрузили каменный крест с изображением святого, поражающего дракона, датами "891-1891" и памятной надписью. В скале вырубили ступени.

В дни празднования у монахов появилась мысль устроить в обители обширный соборный храм в память 1000-летия монастыря и в честь чудесного избавления цесаревича Николая Александровича от опасности в Японии. Получив разрешение в епархии, настоятель в сопровождении монаха Петра отправился собирать деньги на храм по губерниям Украины. В Россию ехать не посоветовали - там был голод. В 1892 году на постройку соборного храма во имя Вознесения Господня (по другим данным - в честь Вознесения Господня, Святого Николая Чудотворца и Святой царицы Александры) собрали 3231 рубль 92 копейки. В октябре 1898 года Николай II вместе с императрицей Александрой Федоровной заложили первые камни соборного храма. В каменное возвышение в виде престола положили золотые монеты и "серебряную доску с начертанными на ней словами о закладке храма". В том же году у Святых ворот соорудили небольшую часовню во имя Святого Великомученика Георгия. В 1899 году в монастырь провели телефон.
Жизнь монахов в начале века протекала довольно размеренно, хотя случались в обители и неприятности. В конце 1907 года группа "анархистов-экспроприаторов", а попросту говоря бандитов, совершила налет на монастырь. Экспроприация не удалась. Монахи с трудом, но отбились. Возвращаясь, анархисты встретили экипаж, в котором ехали балаклавский становой Гвоздевич и жандармский унтер-офицер Дзюба - оба приговоренные бандитами к смерти. Гвоздевич был убит, жандарму же повезло: он упал в канаву и притворился мертвым. После этого случая монахам пришлось приобрести для охраны несколько ружей. Надеясь на лучшие времена, монахи готовились к строительству соборного храма: собирали средства, в каменоломнях Инкермана уже стали резать для него блоки. Но первые камни, заложенные императорской четой, оказались и последними.
Грянул семнадцатый год.
После революционных событий отношения атеистического государства к церкви оказались сложными и подчас трагичными. Ликвидировались религиозные общины, закрывались храмы и монастыри, разрушались, стирались с лица земли ценнейшие исторические и архитектурные памятники русского культового зодчества. 29 ноября 1929 года Георгиевский монастырь был ликвидирован и передан курортному тресту.
Еще в мае закрыли все церкви. Пещерную отдали музейному объединению, остальные - санаторию Осоавиахима. Уникальный храм Св. Георгия просто снесли (от церкви остался фундамент, подвальная часть да ступени белого мрамора). Полностью уничтожили надгробия некрополя, часовню на могиле митрополита превратили в склад. "Облагораживая" территорию, установили типовые парковые скульптуры (не забыли и "Девушку с веслом"). Вскоре санаторий тоже закрыли. По некоторым данным с 1930 по 1933 год на территории монастыря находился лагерь для лиц, которые чем-то не угодили советской власти. Сидели целыми семьями: греки, татары, русские...
В июне 1936 года монастырские постройки вновь отдали Осоавиахиму под дом отдыха на 400 мест. Дом, который традиционно считается дачей адмирала М. П. Лазарева, избрал для летнего отдыха командующий Черноморским флотом И. К. Кожанов. С конца 1939 года до ноября 1941-го в бывшем монастыре находились Военно-политические курсы Черноморского флота.
Монастырская земля тоже не пустовала. "Три обширных совхоза расположились треугольником на полуострове. Один угол - совхоз "Безбожник". Здесь над глубоким обрывом у мыса Фиолент еще недавно жили трутнями представители мракобесия. Во втором углу раскинулась молочная база морзавода - Совхоз №2 (молферма). Под ферму отошли дачи князя Вяземского, Капылова и др. (Здесь все расширяется, переделывается и т.д.) Угол 3-й - Совхоз №1 Военпорта. Здесь выращивается мясо для рабочих-ударников. Дачи, занятые совхозом, в которых пьянствовали и развратничали, "отдыхали" городские головы, инженеры Максимовичи и прочая белая "знать", не знали электрической лампочки. Теперь здесь электрический свет для 2500 свиней...", - так образно рассказывала газета "Маяк Коммуны" о "новой жизни на Гераклее".
В годы второй мировой войны в помещениях монастыря организовали курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, там же находились несколько медсанбатов, в том числе 299-й (затем 272-й) инфекционный медсанбат. Западнее и восточнее обители появились небольшие кладбища, от которых сохранились лишь две могилы. В последние дни обороны Севастополя 1941-1942 годов на территории обители скопилось много раненых. Захватив монастырь, гитлеровцы сразу же расстреляли евреев, в том числе армейского хирурга Приморской армии, профессора, военврача 1-го ранга В. С. Кофмана.
Войны, время и трудно объяснимая страсть определенной части человечества не к созиданию, а к разрушению (подчас и глумлению) не пощадили монастырский комплекс. Уничтожен некрополь, в руинах братский корпус, гостиница, офицерские флигеля, кельи. Но и то, что сохранилось, находится в аварийном состоянии: колокольня, часовня на могиле митрополита Хрисанфа, склеп Иваненко... Пришел в негодность источник Св. Георгия, разрушается лестница, ведущая к морю, заброшен террасный парк и Митрополичьи сады.
И все же появились первые признаки, позволяющие надеяться на восстановление монастыря. 5 сентября 1983 года, отдавая дань уважения гениальному Поэту, воспевшему романтический уголок Тавриды, на территории, принадлежавшей ранее Георгиевскому монастырю (ныне - войсковая часть), установили памятник Александру Пушкину. Его перенесли из Севастополя с бывшей площади Пушкина (ныне - Суворова), где монумент был сооружен в 1952 году (авторы - скульптор В. Кузнецов, архитектор А. Шувалова).
В 1991 году для Георгиевской (Святого Явления) скалы изготовили семиметровый крест. Правда не каменный, а металлический. Освятили его в храме Святого Николая на севастопольском Братском кладбище, затем доставили вертолетом и установили на месте, где в 1891 году был сооружен каменный крест. Имеется и надпись: "Крест воздвигнут 14 сентября 1991 года в празднование 1100-летия основания Георгиевского монастыря. По благословению его преосвященства преосвященного епископа Симферопольского и Крымского Василия и милостивейшим участием Черноморского флота, молитвенным усердием духовенства Крымской епархии и благочинного Севастопольского округа священника Георгия Полякова. На благотворительные пожертвования Валерия Алексеевича Черненко". Усилия православных христиан не пропали даром. 22 июля 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины свидетельством №265 зарегистрировал устав религиозной организации - Свято-Георгиевского мужского монастыря Крымской Епархии Украинской православной церкви Московской патриархии.

Первым наместником монастыря был назначен архимандрит Августин (в миру Александр Половецкий) - художник и экономист, просвещенный пастырь, к которому тянулись и верующие, и представители севастопольской творческой интеллигенции, и многие из тех, кто волею судьбы оказывался на территории обители. Одухотворенность отца Августина, его энергия и целеустремленность привлекали и заражали всех, кто с ним имел счастье общаться. В сентябре 1996 года он трагически погиб в автомобильной катастрофе. Погребен он на кладбище Инкерманского мужского монастыря, в возрождение которого он также вложил немало усилий.
8 гектаров земли - такова сегодня территория Свято-Георгиевского мужского монастыря. К нему приписан храм Святых Равноапостольных царей Константина и Елены в селе Флотском, а храм Двенадцати Апостолов в Балаклаве, воссозданный тоже усердием архимандрита Августина (в то время - протоиерей Александр), стал монастырским подворьем. Появились монахи и послушники, отремонтирован пещерный храм во имя Рождества Христова, в бывшей трапезной построили кельи, расчистили территорию. Сделаны первые шаги к возрождению крымской святыни.

По материалам работы Владимира Георгиевича Шавшина (историка, заведующего отделом охраны памятников Управления культуры; соавтора нескольких книг по истории и топонимике Севастополя, автора путеводителей "Бастионы Севастополя", "Балаклава", книги "Балаклавский Георгиевский монастырь").
Источник:
Крымский альбом 1997. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. - Феодосия. Москва. Издательский дом "Коктебель", 1997. - С. 106-121.
Фотографии взяты с сайта www.our-crimea.narod.ru

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

С. Попов (30.04.2017 14:10:37)
TFTC 11 мая 1944. Севастополь освободили 9 мая 1944... а Рядовой Романов погиб [Правила надо читать: запрещено публиковать ответ на виртвопрос в блокноте тайника!]...
С. Попов (30.04.2017 14:06:49)
TFTC класс
nufskiy (05.10.2015 11:45:09)
Virsy (05.07.2015 09:50:15)
DisaV (23.07.2014 19:03:06)
Вера (25.05.2014 20:34:03)
Байдерины (29.01.2014 10:51:40)
faming (07.08.2013 02:12:35)
Юлишна (07.11.2012 14:54:49)
Volchki (29.09.2012 22:23:28)
PAXHO (26.09.2012 22:21:00)
Sergio79 (22.08.2012 21:49:50)
Язь (15.06.2012 09:01:34)
Странник-86 (24.04.2012 00:44:53)
usstas (21.02.2012 23:16:41)
Кельтика (31.01.2012 22:30:27)
NeposedЫ (28.09.2011 07:20:37)
Полтора землекопа (20.06.2011 08:17:20)
relicts (25.04.2011 17:23:37)
Scarabingo (24.02.2011 20:53:25)
Filantrop™ (29.10.2010 22:14:30)
NatIn (20.06.2010 02:42:06)
GavR&Runa (25.05.2010 21:05:24)
wind34 (05.05.2010 17:43:59)
wadim-bmw (04.05.2010 20:07:27)
v_i_y (10.01.2010 20:03:26)
Korzhov (30.12.2009 23:46:15)
Laris (11.11.2009 17:49:55)
Libra (25.10.2009 08:52:27)
Zulus (19.10.2009 00:43:15)
valka1000 (17.10.2009 23:21:48)
AA (19.09.2009 16:50:26)
Basilius (13.09.2009 22:21:22)
nob (01.09.2009 11:07:52)
SLA (01.09.2009 07:58:55)
Spiderkrim (31.08.2009 16:44:33)
Don_Rodriges (25.08.2009 10:20:22)
Faraon99 (24.08.2009 22:16:41)
Кристина(hkriss) (18.08.2009 21:53:38)
SV (09.06.2009 13:51:51)
eee (01.06.2009 14:09:19)
Сундук и Панда (31.05.2009 22:36:23)
Dfyj (14.04.2009 21:07:34)
Холмс (11.03.2009 12:05:14)
denise (27.02.2009 18:30:31)
Кривич (30.01.2009 00:00:35)
артековец (13.10.2008 11:00:59)
Susanina (14.09.2008 19:52:27)
Garpoon (24.08.2008 15:52:04)
ZeD (23.07.2008 22:46:01)
Стрелок (21.07.2008 14:40:14)
Moonbird (20.06.2008 21:38:00)
ЖЖ и Chuma (17.06.2008 10:51:30)
Семья Тумановых (22.05.2008 22:03:23)
navi (19.05.2008 23:23:50)
RIO1 (25.02.2008 11:07:01)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.