Сталинский (Курортный) проспект [MV/24256]

Курортный проспект, Пролетарский спуск 1980
Курортный проспект, Пролетарский спуск 1980
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Краснодарский край
Сочи, Центральный район р-н
Ближайший нас.пункт
Сочи
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
3.88Нашли: 23
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Сталинский проспект, Пролетарский спуск, 1930
Сталинский проспект, Пролетарский спуск, 1930
Сталинский проспект, Пролетарский спуск, 1937
Сталинский проспект, Пролетарский спуск, 1937
Сталинский проспект, Пролетарский спуск, 1960
Сталинский проспект, Пролетарский спуск, 1960
Платановая аллея
Платановая аллея
Автор: DenSol
Создан: 08.01.2020
Опубликован: 08.01.2020
(отредактирован: 08.01.2020)

Описание окружающей местности

Каждый человек, приезжающий в Сочи на отдых, неизменно восторгается ласковым морем, удивительными растениями, собранными из разных концов света. А проезжая по Курортному проспекту, невольно обращает внимание на величественные, строгие здания санаториев и учреждений культуры, расположенные по обе стороны главной улицы города – Сталинского (ныне – Курортного) проспекта.

В разные уголки России увозят многочисленные гости Сочи памятные фотографии, сделанные у Зимнего театра или Художественного музея. Ни одна обзорная экскурсия не обходится без обстоятельного рассказа или хотя бы упоминания об этих и других объектах, по праву ставших визитной карточкой города.

«Сочи — город дворцов», — так говорили о городе-курорте, начиная с конца 30-х годов ХХ века, но дворцов не для вельмож и богатеев, а для рабочего класса. Таким хотел видеть Сочинское взморье Иосиф Виссарионович Сталин. Именно с его легкой руки в Сочи на короткое время стала господствовать классическая архитектура, черпающая основы стиля из античности.

Курорт всесоюзного значения: почему именно Сочи?

Сейчас как-то не принято особо акцентировать внимание на том, что своим бурным развитием в 30-е годы ХХ столетия Сочи весьма обязан товарищу Сталину. Сложно сказать, как сложилась бы история Сочи как курорта, если бы не следующее обстоятельство. У Сталина, как известно, были проблемы с рукой. И обычно он ездил лечить свой недуг на Кавказсике Минеральные воды. Но однажды Микоян уговорил Сталина приехать в Сочи, чтобы попробовать полечить руку сероводородной водой на Мацесте.

И.В. Сталин соглашается и приезжает на Мацесту. Первые же процедуры с применением мацестинской воды приносят заметное облегчение. Но, как говорят вождю врачи, для закрепления хорошего результата нужно проходить курс лечения регулярно. И Сталин становится частым гостем на Мацесте. А останавливался он несколько лет в особняке, который принадлежал до революции знаменитому российскому промышленнику и предпринимателю Михаилу Зензинову.  В конце 90-х годов XIX века М.М. Зензинов, увлеченный рассказами приехавшего с Кавказа знакомого, купил дешево земли в Сочи, где выстроил большой каменный дом.

По иронии судьбы, именно благодаря М.М. Зензинову началось активное освоение Мацесты как лечебного курорта. В 1909 году Главное Управление землеустройства и земледелия, в лице главноуправляющего Кривошеина, изъявило согласие на отдачу Московскому капиталисту г. М.М. Зензинову в долгосрочную аренду Мацестинских минеральных источников. И как бы получилось так, что Сталин, унаследовал этот «проект» вместе с полюбившимся ему особняком Зензинова.

Но с годами авторитет Сталина растёт и вождю огромной страны становится негоже жить в даче какого-то там дореволюционного капиталиста. Поэтому на этом же холме, на высоте 160 метров над морем, начинается строительство собственной дачи Сталина. Но об этом отдельный тайник.

И в целом в город Сочи приходит Большая Стройка.

К 1933 году был закончен план генеральной реконструкции Сочи как курорта, и центральное место в нём занимало сооружение современной лечебной инфраструктуры именно на Мацесте. На строительство идеального курорта для советских трудящихся выделяются огромные по тем временам суммы — 1 миллиард 400 миллионов рублей!

Наибольший объем работ и соответственно затрат приходился в первые годы на строительство дорог. Это и прокладка новой автомагистрали Сочи — Мацеста — Хоста, и шоссе от Новой Мацесты до Старой, шоссе на гору Ахун и «Пешеходная тропа» протяжением 5 км, идущая по приморским склонам берега (да-да, тот самый терренкур «Тропа здоровья»)

Конечно, огромное градостроительное значение в довоенный период становления Сочи как всероссийского курорта имела постройка великолепной автострады. Ее значение оказалось чрезвычайно важным вследствие самой конфигурации района. Простираясь полосой по побережью, район всегда имел наиболее населенную часть в виде цепи отдельных участков, состоящих из небольших прижавшихся к морю поселков, а также из территории освоенной между ними земли в виде еще более узких полос, расширяющихся около устьев рек и несколько внедряющихся в глубь района по долинам этих рек (Сочи, Верещагинка, Бзугу, Мацеста). Объединялась эта цепь поселков и земельных участков только старым шоссе, идущим от Туапсе до Сухуми, построенным в 1891-1892гг. Шоссе извивалось бесчисленными изгибами, имело разбитое, обветшалое полотно недостаточной ширины, но все же служило основной жизненной артерией района.

Реконструкция дороги в корне преобразила шоссе, превратив его в первоклассную автомагистраль. От Новых Сочи до Агуры старое шоссе было протрассировано заново, технически реконструировано, благоустроено и продолжено дальше до Верещагинской стороны при помощи строительства Верещагинского виадука (1935 г.).

На магистрали построены гигантские мосты: как виадук через долину р. Мацеста длиной в 411 м, (по нему и сейчас проходит часть Курортного проспекта), виадук через Верещагинскую балку длиной в 216 м, новый мост через реку Сочи и около двух десятков менее значительных мостов.

Узкое (3,5—4,5 м ширины), полуразрушенное шоссе сменилось широкой, двенадцатиметровой автострадой, покрытой асфальтом, обрамленной бортовым камнем и лентами тротуаров по сторонам. На участке, где прежнее шоссе делало 128 крутых поворотов, новое имеет всего 28 (на 100 поворотов меньше!). Их плавность характеризуется тем, что раньше радиус кривых колебался от 10 до 150 м, а новые радиусы колеблются от 50 до 300 м. Общая длина пути сократилась па 20 процентов.

При строительстве проспекта впервые в Сочи применили асфальтирование, которым руководил французский инженер Пьер Лассер.

Струя битума, нагретого до 180 градусов, шлангом направлялась на дорогу, застывая, битум крепко связывал щебень и гравий. Технологию соблюдали очень строго. На некоторых насыпях катку пришлось пройти до 280 раз, чтобы потом не было никакой осадки. 1 июля 1934 года на Бзугу состоялся пуск первого в СССР асфальтобетонного завода, целиком изготовленного на предприятиях отечественной промышленности. Завод сконструирован инженером М.Л. Бондарь. Полученный асфальтобетон в горячем виде на автомобилях развозился, раскладывался и укатывался катками.

По образцу зарубежных автодорог на проспекте стали рисовать белую разделительную линию. Правда, краска оказалась неважного качества.

Об огромном значении автострады для Сочи-Мацестинского курорта можно судить по тому, что прежде из-за сплошных пробок на дороге местный автотранспорт не справлялся с перевозками, располагая большим количеством машин. В 1935 году, после ввода автострады в эксплуатацию, автобусы Союзтранса стали проходить за рабочий день вдвое больше километров, чем в 1934 году. Повысилась скорость передвижения, уменьшилось число аварий, неизмеримо улучшилось обслуживание больных автотранспортом.

Регулярные поездки в Мацесту для принятия ванн превратились в приятные, не вызывающие утомления прогулки по красивой местности. Такое качество дороги должно быть отнесено уже не только к ее техническим достоинствам, но и к архитектурным.

С большим вниманием (по специальным проектам) выполнены архитектурные детали на всем протяжении автомагистрали: указатели, дорожные знаки, павильоны-остановки, скамьи, беседки-грибки и т. д. Установлены многочисленные трехрожковые фонари на чугунных опорах, не уступающие по световым и художественным качествам фонарям на магистралях Москвы. Изгородь вечнозеленых кустарников, кипарисы, лавры, эвкалипты и ряды больших древовидных пальм специально высажены вдоль значительных отрезков дороги. Они создают ее зеленое обрамление, сливающееся с зеленью участков, с партерами и цветочными клумбами санаториев, с зеленью склонов, большими деревьями парков, садов и лесных участков. Магистраль без уменьшения ширины проложена вместе с тротуарами через громадные мосты, представляющие значительные произведения архитектуры. Они имеют своеобразно прорисованные опоры, перила, тумбы и фонари.

Все это делает автостраду весьма нарядной. Пронизывая весь курортный район, она составляет его архитектурно-композиционный стержень. В зависимости от того, как расположены по отношению к автостраде сооружения и их группы, они получают то или иное значение в ансамбле курорта. Зеленые склоны и комплексы зданий, расположенные по сторонам автомагистрали, как бы подчеркиваются ее светлым чистым штрихом. Проходя четкой полосой по местности, лента дороги своей ровной линией, слегка изгибающейся в некоторых местах, вносит в пейзаж организованность и порядок.

Автострада производит неизгладимое впечатление как единый комплекс, в который входят склоны гор и морская даль, речные долины и субтропическая растительность, прекрасные здания санаториев и изящные виадуки, нарядные павильоны, подпорные стенки и многие другие составные части.

Изначально, проспект носил имя Сталина. В апреле 1953 года на пересечении проспекта им. Сталина и Пушкинского сквера ведутся работы по строительству памятника Сталину. Высота памятника – 9 с половиной метров. Великий вождь изображён во весь рост в форме генералиссимуса Советского Союза.

Но 1 июня 1957 года решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся переименован в Курортный проспект.

В начале проспекта можно выделить два знаковых места: Платановую аллею и бывший Мамонтовский спуск, после прокладки проспекта, получивший название Пролетарский подъем.

Платановая аллея была посажена 2 марта 1913 года сочинскими гимназистами в ознаменование 300-летия царствовании Дома Романовых.

Мамонтовский спуск был значительно круче. Чтобы разогнать подъем до нормативного уклона, пришлось перерезать ул. Пластунскую (ныне ул. Войкова).

Получив свое новое название Пролетарский подъем становится не менее знаковым местом, чем Платановая аллея, благодаря украшавшим его скульптурам, которые были демонтированы во время реконструкции подъема в 1974 году.

 

Список использованной литературы:

1. Сочифорния

2. АрхСочи

3. Школа жизни

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Pachita & two (20.08.2021 16:30:32)
С удовольствием прогулялись по проспекту в очередной раз, взглянули на знакомые объекты под другим углом. Спасибо за историю и тайник!
delia и shimp (10.08.2021 12:34:17)
По прилету в Сочи, нам ничего не оставалось делать, как коротать время на набережной до первой электрички в Туапсе. Посидели на лавке, немного поспали. По пути к вокзалу ответили на первые два вопроса. К Ильичу сходили перед отлетом домой, хотя можно было и не ходить.
Автору спасибо! Всем успехов!
Romeo (08.07.2021 14:14:03)
congai (22.06.2021 17:40:19)
lega4 (08.05.2021 23:05:43)
Нострадамус (30.04.2021 09:46:36)
klex (21.04.2021 22:23:25)
DKorovin (16.04.2021 17:03:07)
Helen/G/G (31.03.2021 20:44:13)
АнТАнОл (31.03.2021 20:23:43)
Stereometria (20.03.2021 09:52:14)
Angel_A (09.03.2021 18:38:23)
-nz- (04.03.2021 14:32:20)
Lana82 (16.01.2021 12:52:52)
Семья Тумановых (08.01.2021 20:21:00)
avi86 (04.11.2020 23:42:47)
Leshiy&Yolochka (03.10.2020 21:40:52)
pupanoid (02.10.2020 06:52:31)
Волжанка (09.09.2020 16:12:47)
Lenshik (17.01.2020 10:37:05)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.