Отдел истории расположен в здании бывшего музея Восточно-сибирского отдела Русского Географического общества, построенном в 1883 году по проекту инженера-архитектора Г.В. Розена в мавританском стиле. Само здание стало памятником знаменитым исследователям Азии, чьи имена высечены на его фризе - Беринг, Врангель, Георги, Гмелин, Гумбольдт, Крашенников, Ледебур, Мессершмидт, Миддендорф, Миллер, Паллас, Стеллер, Маак, Максимович, Норденшельд, Пржевальский, Турчанинов и Черский.
В отделе истории представлены постоянные экспозиции:
«Этнография народов Восточной Сибири. Буряты, эвенки, тофалары»
Потомками древнейшего населения Восточной Сибири из современных коренных народов являются эвенки. Другой народ, живущий в Иркутской области – тофалары. А крупнейший из коренных народов Сибири - буряты, который насчитывает почти полмиллиона человек, из них 80 тыс. – в Иркутской области. Про эвенков и бурятов многие знают. А вот про тофаларов расскажем поподробнее.
Народ с загадочным названием тофалары представляет собой немногочисленный российский этнос, сконцентрированный на востоке Сибири. Это коренное население Восточного Саяна. Родственным ему являются тюрки, саянские народы. В настоящий момент насчитывается всего около 800 тофаларов. Стабильность низкой численности этого народа представляет собой удивительный факт. Известно, что с конца 17 века до начала 20 века их число не увеличивалось и не уменьшалось. Оно оставалось на уровне примерно 500 человек. При этом нет никаких упоминаний о гибели или уничтожении этого этноса другими народами. Такое низкое количество представителей отдельной этнографической группы является загадкой для историков.
Тофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. Это горная система на юге Сибири. Поселения преимущественно располагаются вдоль рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Жители расселены по трем поселкам в центре Тофаларии: Алыгджер, Нерха, Верхняя Гутара.
Тофаларский язык принадлежит к саянской ветви восточнотюркских языков. На данный момент родным языком владеют всего 16% тофаларов. Это объясняется тем, что с приходом советской власти многие перешли на русский. Этому способствовали контакты с русскими поселенцами, которые жили на одной территории с тофаларами. Преподавание в советских школах велось на русском языке. Его знает 100% населения.
Первые свидетельства существования народа можно найти в летописях древних китайцев. Они рассказывают о племени туба, или дубо, живущем возле реки Енисей. Это было время господства азиатских империй. С 17 века Тофаларию присоединила к себе Российская империя. Это была пограничная с Китаем территория. Жители платили дань пушниной и дичью. До прихода большевиков тофалары избирали местные органы самоуправления. У них была структура родоплеменного деления, между родами делились лесные угодья для охоты. Советская власть способствовала стиранию национальных устоев малочисленного народа.
Уклад жизни тофаларов был кочевой или полукочевой. Они перемещались по территории Восточного Саяна, занимаясь охотой и отгонным оленеводством. Зимой несколько семейств переезжало на равнину, в летнее время поднимались повыше в горы. Отыскивали место, богатое ягелем (для выпаса оленей). Стоянка размещалась на одном месте 2-3 недели, пока не заканчивался корм. Потом искали новое место. Стада оленей паслись вблизи стоянки, пастухи за ними не присматривали. Привязывали оленей только во время отела, который происходил в начале мая. После того, как самки отелялись, их начинали доить. Молоко получали до октября. Летом оленеводы уводили стада подальше в горы, где был более благоприятный климат и больше корма, зимой спускались в долины рек. Оленей в основном использовали в качестве транспорта. Для перекочевки создавался караван: оленей связывали в длинную цепочку. Шатры, вещи складывали в тюки, сшитые из шкур животных, и привязывали к седлам. У одной семьи имелось стадо в несколько десятков особей. При переезде впереди ехала женщина, за ней везли детей, после них шли навьюченные олени-важенки. Муж и взрослые сыновья находились поблизости.
Большое значение в жизни тофаларов имела охота. Охотились на пушного зверя: белок, соболей, лисиц, выдр. Также стреляли тетеревов, глухарей, куропаток. Основным объектом охоты были крупные животные: медведи, лоси, косули, маралы.
На пушных зверей охота начиналась в сентябре и заканчивалась с образованием снега. Для этого образовывали небольшие группы (2-4 человека), каждый брал свою собаку. Верхом на оленях уезжали в поисках добычи. Когда собака брала след, шли по нему несколько часов или даже дней, пока не находили животное. На крупных животных охотились круглогодично. Их добывали с помощью ловчих ям, облавным способом. Помимо этих промыслов, занимались рыболовством, собирательством. Рыбу ловили с помощью ловушек, острог. Крупную могли бить из ружья. Женщины собирали сарану, черемшу, съедобные коренья. Их засушивали на зиму. Также занимались сбором грибов, ягод, кедровых орехов. Из ремесел существовали: Кузнечное дело, деревообработка, резьба по рогу, бересте, обработка кожи, вышивка, изготовление ювелирных изделий.
В древности народ разделялся на 8 родов, у каждого из которых имелся свой предок, давший начало роду. Каждый род заселял определенную территорию, у него были священные места поклонения богам. Несколько семей из одного рода образовывало союзы — аалы. Все члены аала кочевали, охотились совместно. Добыча делилась поровну между всеми охотниками. Существовал обычай взаимопомощи. Традиционно у тофаларов существовала многопоколенная семья с патриархальным укладом. О свадьбе договаривались родители, зачастую, еще когда дети были маленькие. Девушку выдавали замуж в 15-20 лет. Невеста имела хорошее приданое: летний и зимний шатры (со всеми составляющими), поголовье оленей, одежду, утварь. Жених платил родителям калым, который состоял из пушнины, оленей, шелка, предметов гардероба. Тофалары
«Археологические коллекции»
На месте Иркутска человеческие поселения существовали ещё в эпоху палеолита, около 25 тысяч лет назад. Это подтверждается многочисленными археологическими находками, находящимися в фондах музея и представленными в экспозиции.
«Присоединение и хозяйственное освоение Приангарья русскими»
В Восточную Сибирь русские пришли в 20-х годах XVII века. А 6 июля 1661 года боярский сын и казачий сотник Яков Похабов отписал енисейскому воеводе о строительстве острога на Верхоленской стороне при впадении реки Иркута. С этого момента ведется отсчет истории города Иркутска.
«Страницы истории XX века»
В этой экспозиции раскрывается вся история Иркутской области на протяжении более чем 100 лет. Начиная со строительства Транссибирской магистрали, советского периода и заканчивая последними событиями современности. Отдел истории
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: