Чапаевск. Храм Преподобного Сергия Радонежского [VI/24209]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Самарская обл.
Новокуйбышевский р-н
Ближайший нас.пункт
Чапаевск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.90Рекомендаций: 2Нашли: 18
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: zavar
Создан: 23.12.2019
Опубликован: 27.12.2019
(отредактирован: 04.08.2020)

Описание окружающей местности

 В городе Чапаевске есть памятник архитектуры ХХ века - храм Сергия Радонежского. Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в центре города, недалеко от железнодорожной станции. К нему, сойдя с электрички, можно дойти пешком по улице Железнодорожной. На повороте на ул. Комсомольская храм открывается неожиданно - и захватывает дух от его величественной, яркой красоты. Снаружи это византийско-русский стиль, внутри - чисто византийский: колонны, купол на своде. Он стал единственным представителем неорусского стиля в Самарском крае. Еще 26 октября 1912 года на офицерском собрании Сергиевского завода прозвучало предложение начальника гарнизона генерал-майора В.П. Иващенко о возведении в поселке Иващенково (ныне г. Чапаевск) церкви.

Предложение единогласно признали необходимым, несмотря на то, что в окрестных селах, Титовке и Томылово, были свои храмы (Михаила Архангела и Казанско – Богородицкий), и при желании рабочие и служащие могли их посещать, а для военных чинов завода существовала молитвенная комнатка в здании офицерского собрания.

Храм посвятили Святому Сергию в связи с тем, что святой Сергий считался покровителем русского воинства: ведь в то время, когда строилась церковь, шла Первая мировая война, на фронте гибли люди, а на Руси всегда существовал обычай строить храмы в честь погибших защитников Отечества.

Проектировать и строить храм поручили бывшему главному архитектору Самары Дмитрию Александровичу Вернеру, который был принят по вольному найму в штат Сергиевского завода с 1 марта 1915 года.

Проект церкви стоимостью 50 тысяч рублей был утвержден 19 декабря 1915 года. Строительство предполагалось начать весной 1916 года, после того как будет подготовлена площадка для строительных работ.

Революционные события в стране и в городе на время прервали работы. Однако в 1918 году храм все–таки был достроен, правда, ценой удешевления проекта, а также благодаря обращению верующих к правительству с просьбой о разрешении завершить возведение храма.

Прихожане все-таки получили новую церковь. Это стало большим событием для всего поселка. Как будто бы парил над городом этот храм, - вспоминают старожилы. Стал храм гордостью жителей города. Но никто тогда и не догадывался о печальной судьбе российских храмов, которую уготовила им новая власть.

23 августа 1921 года в книге метрических выписей церкви Сергия Радонежского была сделана последняя запись, и функция записи актов гражданского состояния перешла к новой государственной структуре. Но церковь продолжала действовать. Службы в ней шли вплоть до 1926 года, когда последовало распоряжение местных властей о закрытии храма.

В 1929 году вслед за запретом колокольного звона горсовет решает совсем снять колокола, а металл использовать для отливки памятника В.И. Чапаеву, который предполагалось установить в нашем городе в ознаменование 12-й годовщины гибели красного командира.

Колокола пошли в дело увековечивания героев революции, а вот снести верх здания церкви не получилось - даже взрывчатка не помогла: строители храма работали на совесть. Скульптурную группу, символизирующую подвиг легендарной 25-й дивизии В.И. Чапаева, установили в областном центре (г. Самаре на театральной площади), а в Чапаевске памятник попроще.

Храм Сергия Радонежского становится «Домом обороны». В здании храма проводятся занятия военно-спортивных кружков, устроили тир. Но некоторым стрелкам хотелось пострелять в совсем другие мишени, и они пристреливали свои ружья в один из мозаичных крестов на южной стене храма. Там до сих пор видны повреждения от пуль.

С началом Великой Отечественной войны вокруг здания появились оборонительные дзоты, на звоннице были установлены зенитные пушки, а в подвале находились снаряды к ним. Кроме того, храм служил еще и овощехранилищем. Как объект оборонного значения здание охраняли солдаты местного гарнизона.

После Победы необходимость в Доме обороны как-то сама собой отпала. Здесь уже не проводилось никаких занятий, сняли охрану, увезли снаряды и пушки. На протяжении нескольких лет забытый храм стоял одиноким и пугающим своей заброшенностью. Здание, лишенное человеческой заботы и внимания, начало стремительно разрушаться

И тогда вновь случилось чудо. Летом 1948 года город был взбудоражен слухами о том, что за ночь обновились все иконы, сохранившиеся на здании бывшего храма Сергия Радонежского

Сотни людей побежали к церкви, чтобы увидеть чудо собственными глазами. Рассказывают, что одна пожилая женщина подошла к иконе, и прямо у нее на глазах икона начала обновляться. Слух о чапаевском чуде быстро разнесся по области. Началось паломничество к храму…

Однако во времена атеизма не принято было признавать чудеса. В школах срочно были проведены уроки, на которых преподаватели попытались развенчать миф о нерукотворном обновлении икон. Детям было объявлено, что священники сами всю ночь мазали иконы особым химическим составом, чтобы наутро они «якобы обновились». Даже отъявленные атеисты и скептики усомнились в справедливости слов учителей и впервые поняли, что не все события на свете можно объяснить с научной точки зрения…

В создавшейся ситуации местные власти решили здание храма переделать в Дом пионеров. Под сводами бывшей церкви появились строители – они сделали ремонт и перепланировку внутренних помещений здания. Так весной 1952 года здание после реконструкции стало гордо именоваться «Дворец пионеров». В бывшем храме зазвучали детские голоса. Но они пели не церковные псалмы, а пионерские песни.

Чтобы никто не сомневался в назначении здания, на уцелевший шпиль церкви водрузили красную звезду, на крыше появились скульптурные изображения пионера и пионерки, а лики святых, во избежание дальнейших чудес, закрыли панелями с пионерской же символикой. Панели крепились на штырях, которые безжалостно вбили прямо в центр икон.

Был у этого дворца один, и очень существенный, недостаток – много кружков, много желающих в них заниматься, а комнат в здании, казавшемся снаружи таким большим, всего пять! Каждый квадратный метр был на учете! Не помог и капитальный ремонт, который был произведен в 1984 году. После очередного прибавления кружков стало окончательно ясно, что детям нужно другое здание.

20 сентября 1990 года Чапаевский городской Совет народных депутатов тогда еще Куйбышевской области передает здание бывшей церкви верующим. Начались реставрационные работы.

Полгода в церкви шла непрерывная работа по очищению здания, по подготовке его к служению людям в первоначальном качестве. Каждый верующий хотел внести свою лепту, приобщиться к великому делу возрождения храма. Настоятелем прихода был назначен отец Сергий (в миру – Сергей Геннадиевич Куликов).

Под свое покровительство взял храм архиепископ Самарский и Сызранский отец Евсевий. Он же и освятил в апреле 1991 года церковь в честь святого преподобного Сергия Радонежского.

Над внутренней отделкой работала бригада сызранских художников во главе с мастером – Сергеем Саксоновым. Фундамент был укреплен уже настолько, что мог выдержать тяжесть церковных колоколов. Осталось возвести звонницу и купол над ней: строители из СМУ-30 взялись за эту работу. Над городом вновь зазвучал колокольный звон.

В июле 2001 года на храме были установлены иконы преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, защитника и покровителя нашего города. Иконописец Сергей Саксонов создал это чудесное панно, украсившее восточную стену храма. Святой Сергий благословляет горожан на добрые дела, на возрождение храма, который носит его имя, на возрождение Души народной, на оздоровление всего человеческого сообщества. И часто у этой иконы можно увидеть людей, пришедших помолиться святому.

Но тем, кто работал над восстановлением храма, хотелось сделать его таким, каким он виделся проектировщику Д.А. Вернеру и первым строителям, чтобы творение рук первых строителей жило в веках, в истории города, в памяти людей, а ореол святости, окружающий здание храма, делал их лучше, чище, благороднее.

Однако воплотить задумку реставраторов в жизнь, оказывается, не так-то просто. В 2003 году восстановлением храма занялись профессионалы – специалисты ФГУП «Самарареставрация». Как рассказывает руководитель предприятия Владимир Афанасьевич Фетисов, первая трудность, с которой они столкнулись, – это полное отсутствие чертежей здания. Без них невозможно восстановить облик церкви, каким он был в момент ее открытия.

Старые фотографии, сохранившиеся в архивах и альбомах горожан, также дают лишь смутное представление об облике церкви – здание почти всегда оставалось на заднем плане, и на черно–белых снимках невозможно разглядеть элементов декора, составляющих главную особенность и уникальность храма.

И все-таки есть один снимок, из архива В.Т. Стрельникова, журналиста и фотолетописца города. Виктор Тимофеевич переснял фотографию 30-х годов из семейного архива жителя Чапаевска А. Лобкова. Опираясь на этот снимок, где облик «летящего» храма просматривается более или менее четко, а также на результаты своих исследовательских работ, реставраторы разработали комплексный план по восстановлению здания, памятника истории и культуры федерального значения. Это дело не одного года.

Восстановленную звонницу также надо менять: она несколько великовата, что нарушает облик здания, к тому же сильно отличается от оригинала. Верхняя часть храма требует большой кропотливой работы: отсутствуют детали кровли, шесть кокошников, три шатра…

Все это реставраторы видят на старых фотографиях, а чертежи, по которым ведется восстановление, делают сами, опираясь на собственные знания, опыт и художественный вкус. Храма, подобного храму Сергия Радонежского, как считают специалисты предприятия «Самарареставрация», нет ни в одном городе Самарской области – здания с таким количеством элементов декора и красочными мозаичными панно - уровень Москвы и Санкт-Петербурга.

По всему периметру стен располагались мозаичные панно на библейские темы. Но это было в начале прошлого века, а сейчас не хватает 50% керамики – невосполнимая потеря! Реставраторы предполагают, что их делали в специальной мастерской: в Самаре таких не было.

Нижний пояс изразцов включал в себя и изображения герба семьи Романовых – гербы были сбиты, изразцы замазаны штукатуркой…

В настоящее время утрачены секреты технологий изготовления керамики и глазури, применяемых в начале прошлого века, поэтому реставраторы изучают в своей лаборатории, из чего сделаны те или иные элементы декора Сергиевского храма, и после проведенных анализов подбирают подходящие материалы для того, чтобы самим их изготовить.

Внутреннюю отделку церкви специалисты также намерены улучшить. В православном храме Марии Магдалины в немецком городе Дармштадте западная стена похожа на ту, которой, по мнению реставраторов, и была стена, противоположная иконостасу, в храме Сергия Радонежского. Церковь в Дармштадте построена в 1898 году, т.е. примерно в то же время, что и храм Сергия Радонежского в Чапаевске.

На реставрационные работы в храме выделяются средства из областного и городского бюджетов, оказывают поддержку епархия и жители Чапаевска.

По зову сердца, по велению души пришел восстанавливать храм Борис Александрович Степанов. Он помнит эту церковь с детства: жил рядом. «Мне хочется что-то сделать, чтобы она была красивой, и это осталось нашим потомкам», - так объяснил Борис Александрович свое желание батюшке.

Б.А. Степанов добровольно взял на себя самую трудоемкую, кропотливую работу: отчистку замазанных цементом ликов святых. Благодаря терпению и старательности самодеятельного реставратора горожанам открылись лики святых евангелистов Луки, Матфея, Марка, Иоанна, святых - Николая Угодника и Иоанна Предтечи. «Открыл миру» Борис Александрович и панно с картинами на библейские сюжеты…

Б.А. Степанов считает, что уникальность церкви Сергия Радонежского в том, что она, может быть, последняя из церквей, построенных в дореволюционной России. Скорее всего, Борис Александрович прав: удивительно, как это культовое сооружение вообще разрешили достроить, в 1918-м-то году.

По материалам сайта http://www.chapayevsk.ru

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Stereometria (31.08.2023 15:30:49)
очень неожиданно попал в Чапаевск, с машины до электрички был еще час, поэтому взял тайник и пообедать успел)
церковь- ого-го!! впечатлила! состояние.. не удивило)
HunterLip (25.07.2023 07:34:50)
Взят. Автору спасибо!
MaxiLeo (19.05.2023 08:04:28)
Natic (05.10.2021 23:54:25)
Алексий (30.05.2021 07:06:37)
какырка (07.05.2021 22:40:07)
Инструктор (07.05.2021 07:30:05)
Звезда (05.05.2021 23:46:00)
Вера (05.05.2021 17:19:18)
redgreenblue (05.05.2021 17:06:19)
mr_bo (10.04.2021 07:15:44)
Andrey0577 (20.01.2021 13:15:20)
Бешеная табуретка (20.01.2021 13:09:34)
Байдерины (12.11.2020 15:51:10)
mlan (01.08.2020 16:35:03)
mamalena (24.04.2020 23:09:00)
tsepoff&anastasia (19.04.2020 14:35:38)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.