Автор: deli kaplan
Создан: 15.10.2019
Опубликован: 16.10.2019
(отредактирован: 16.10.2019)
Компаньоны: Белый кешер
Описание окружающей местности
Обычный рейс. Таких рейсов уже было совершено более 140. Привычный маршрут Евпатория - Стамбул - Евпатория. Утром теплоход должен был пришвартоваться в порту. Но встречающие его так и не дождались...
25 января 2001 года на теплоход "Память Меркурия" - бывшее малое гидрографическое судно, переделанное для грузоперевозок, в порту Стамбула производилась погрузка товара, закупленного на местных оптовых рынках и предназначенного для последующей перепродажи в Крыму и Украине. Грузовая стрела опускала в трюм судна ящики, тюки и рулоны. Когда трюм заполнился, груз стали укладывать на верхней палубе. Старались заполнить каждый свободный квадратный метр. Ведь хорошо известно - чем больше перевезешь за один рейс, тем больше прибыль. Вот и грузили под завязку и даже больше, нарушая разрешенные нормы груза. Тогда это было в порядке вещей. Много раз суда - челноки возвращались из рейса нагруженными настолько, что иллюминаторами почти "черпали" море. А на их палубах высились такие огромные горы, упакованные в брезент и перемотанные веревками, что оставалось только удивляться, как они дотянули до порта. К вечеру погрузка "Памяти Меркурия" была завершена. Из-за лишнего груза, около 100-130 тонн, ватерлиния судна скрылась под водой примерно на 40 см. Около часа ночи 26 января 2001 года теплоход вышел в Черное море с 52 людьми на борту (27 членов экипажа и 25 пассажиров).
Ночь и день прошли как обычно. Команда занималась мелким ремонтом оборудования; пассажиры, состоявшие в основном из "челночников"- мелко-оптовых продавцов, кто чем. Кто-то занимался калькуляцией расходов и подсчитывал возможную прибыль, кто-то просто валялся на койке, радуясь возможности отдохнуть после беготни по рынкам. Студент-отличник, отправившийся на каникулы домой, представлял будущую встречу с родными. Всё шло своим чередом. Вот уже и ужин завершился. Море слегка штормило, но осталась всего одна ночь и уже утром судно пришвартуется в порту Евпатории. Чтобы быстрее прибыть туда, судно шло по кратчайшему пути. Радист передал на берег радиограмму от капитана: " 27 января, в 8.00 будем в порту".
Всё случилось сразу после ужина, 26 января 2001 года, около шести часов вечера. Все, кто был на борту теплохода, почувствовали сильный толчок и ощутили как судно заваливается на борт. Это гора груза на верхней палубе из-за волнения на море сдвинулась и начала кренить судно. Пассажиры и члены экипажа выбежали на верхнюю палубу, стремительно уходящую из-под ног. Команда боролась за живучесть, пытаясь освободить палубу от груза, но крен увеличивался и судно быстро уходило под воду. Автоматически выбросило спасательные плоты, рассчитанные каждый на десять человек. Но не удалось спустить на воду большую спасательную шлюпку. Люди прыгали в январское море кто в чём: кок прыгнул в ледяную воду в тонкой белой поварской курточке, надетой на голое тело; студент - в легкой рубашке; кто-то - в спортивном костюме. Одна женщина захватила с собой дублёнку, но когда та, намокнув, стала тянуть её ко дну, скинула её. Судно со всем грузом ушло под воду всего за 15-20 минут. Была ночь, температура воды около 7 градусов, воздух чуть теплее. Люди, спасаясь от холода, забирались на три маленьких спасательных плота, каждую секунду ожидая, что тонкая резиновая ткань не выдержит и отвалится дно. Девять человек, увидев плавающую вверх килем шлюпку, поплыли к ней в надежде перевернуть её. Это не удалось и им пришлось забраться на почти круглое дно и скрючившись, держаться изо всех сил за леер, тянущийся вдоль борта.
Люди стали умирать от переохлаждения. Из тех, кто держался за шлюпку выжило только три человека. Они с ужасом смотрели как их товарищи по несчастью, один за одним, впадали в ступор, их пальцы разжимались и они уходили под воду. Помочь им никак было нельзя. На одном из плотов от переохлаждения умерли восемь человек.
А на берегу их ждали... Когда судно не пришло в объявленное время первыми забили тревогу родственники пассажиров и команды, с нетерпением ожидавшие прихода судна. Но руководство компании их успокоило, не имея связи с судном, но предположив, что оно пережидает шторм в каком-либо турецком порту.
Первый плот, с шестью выжившими был обнаружен спустя двое суток после крушения совершенно случайно экипажем теплохода "Виктор Лебедев" 28 января в 18.40. И именно тогда от спасенных было получено сообщение о произошедшей трагедии. К предполагаемому месту крушения, примерно в 80 милях (это около 150 км) от крымского берега, на поиски выживших вышли суда. Этим же вечером, 28 января, около 23.00 экипаж теплохода "Герои Севастополя" обнаружил два связанных плота, на которых находилось 23 человека. А рано утром, 29 января теплоход "Омега" подобрал троих с перевернутой шлюпки. Всего спасено было 32 человека. 20 погибших. Из них четверо до сих пор числятся пропавшими без вести.
Был суд. И не один. Судили капитана теплохода "Память Меркурия". Его обвиняли в нарушении зоны плавания - судно должно было идти вдоль берега, в пределах 20-мильной прибрежной зоны, а оно держало курс прямо на Крым. И в нарушение нормативов о допустимом весе груза. И еще много в чём... Десять лет длилась судебная тяжба. Было три суда. Множество экспертиз, осложненных тем, что вся судовая документация ушла под воду вместе с судном на глубину около 1500 метров. В 2012 году капитану, по причине срока давности, невозможности определения точных причин трагедии и учитывая то, что все это время он находился под подпиской о не выезде, был вынесен оправдательный приговор, а родственникам погибших и пострадавших было отказано в возмещении материального и морального ущерба.
Сейчас о трагедии напоминает только небольшая плита, установленная у здания морпорта в Евпатории. На плите выбиты фамилии погибших членов экипажа и пассажиров, среди которых много крымчан. Это был обычный рейс...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: