Сообщение об ошибке в тексте тайника


Стальные лазейки. Ленин на блюдечке [VI/23877]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Москва и Московская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Москва
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
Нашли: 8
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Steelrat🐭
Создан: 12.10.2019
(отредактирован 18.10.2019)
Компаньоны: firerat, mmm1863, Natiс, Вольная Птица

Описание окружающей местности

Предлагаю вам оригинальную серию тайников с общим названием «Стальные лазейки». Это интересные места Москвы, которые находятся в оживленных местах, но их никто не замечает. Это артефакты нашего города, которые буквально находятся у нас под ногами. Это интересная прогулка по знакомым местам.

В 2015 с фасада старого дома в Печатниковом переулке осыпался гипсовый барельеф с профилем вождя мирового пролетариата. Упал и разбился на 48 мелких кусочков. Для реставраторов совершенно не стоял вопрос: спасать ли вождя? Спасать, и немедленно! Немедленно, правда, не получилось, но спустя год это сделали.

Это был небольшой, нешумный и нестрашный Ленин. Не митинговал и не жестикулировал, просто смотрел в сторону Сретенки знакомым профилем. 

Дом и сам по себе занятен: громоздкая постройка 1912 года, украшенная плоским трёхколонным портиком. Нечётное число колонн – глумление над ордером, более характерное для постмодернизма, чем для неоклассики, но подобная несуразность вообще отличает застройку Сретенских окрестностей. Район центральный, но с особой славой, до революции изобиловавший дешевыми доходками, позже – рабочими жилтовариществами, ещё позже, в 1990-е – так называемыми домами пониженной элитности.

Судя по рассказам старожилов, жители одного из этих товариществ и установили скромный барельеф на фасаде 22-го дома. Причём сразу или вскоре после смерти Ленина, по собственной инициативе, от огромных чувств, а не ради отчётности. 1920-е – невероятно интересная историческая эпоха, как ты её ни оценивай, а этот барельеф всегда казался одним из самых живых её свидетельств на улицах Москвы.

Год назад барельеф разбился (может, помогли, а может, и сам – крепеж был совсем плохой). Житель дома, возвращаясь домой, увидел на тротуаре осколки, собрал их и попытался склеить. Не иначе, свойственная героям андеграунда чуткость к несправедливости подсказала, что времена поменялись и теперь сам Ильич нуждается в нашей поддержке.

Однако работа требовала профессионального участия, поэтому далее его отнёсли в мастерскую Государственного музея архитектуры, где трудовая династия мастеров Чижиковских склеила их и отчистила их от слоёв фасадной краски.

Проявившийся рельеф оказался неожиданно тонким. «Очень качественная работа», — сказал проходивший мимо скульптор Николай Аввакумов и взялся докомпоновать недостающие фрагменты. Затем скульптор Михаил Медведев помог изготовить форму для изготовления копии (подлиннику безопасней оставаться в музее), Стас Чижиковский восстановил угаданную по фрагментам бронзовую тонировку, а великолепная Наталья Тарнавская изготовила пояснительно-мемориальную табличку, на которой кратко изложено примерно следующее.

Качество барельефа, в сочетании с местночтимой легендой о самом раннем в Москве памятнике Ленину, позволило предполагать, что перед нами не простая типовая отливка более позднего времени.

Поиск аналогов указал на очень похожий барельеф, установленный в Кисловодске в 1926 году скульптором Андреевым. Тут мы, конечно, обрадовались, потому что всякий просвещённый москвич знает Николая Андреева как автора памятника тоскующему Гоголю на Никитском бульваре. Тем более что позже он, как мастер, лично знакомый с Лениным, стал одним из основоположников художественной ленинианы.

Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что пятигорский барельеф принадлежит руке его брата. Скульптор Вячеслав Андреев также видел Ленина при жизни и начал работу над его монументальным образом ещё в 1923 году (позже им будет разработан классический полупрофиль для партбилетов). Задача была серьёзная: «при высокой художественности, дать возможно близкое сходство и ясное представление внутренней душевной мощности Владимира Ильича».

Далее цитируем справку, подготовленную кандидатом искусствоведения Марией Силиной:

«Ленин тяжело болел с 1922 года, в мае 1923-го он окончательно переехал в Горки, тогда же было объявлено о сборе посвященных ему документов, фотографий и произведений искусства. Продолжительная болезнь дала возможность сразу после смерти Ленина начать серию коммеморативных мероприятий.

Уже 25 марта 1924 года созданная комиссия рассмотрела 55 скульптур и более 20 картин и рисунков. Из скульптур были признаны годными для тиражирования лишь 4 работы: барельеф и скульптурный бюст авторства Вячеслава Андреева, маска и барельеф Ивана Шадра.

А в июне 1924 года было опубликовано постановление, которое определило развитие ленинианы на весь период существования СССР: портреты вождя должны быть утверждены комиссией, в которую обязательно входил хотя бы один человек, лично видевший Ильича.

Уже в июле 1924 года скульптор Меркуров начал выпускать одобренные изображения авторизированными копиями для продажи. Позже, с 1930-х годов, производство портретов приобрело всесоюзные масштабы, тиражи стали исчисляться сотнями памятников и тысячами бюстов и рельефов.

Барельеф из Печатникова переулка ценен, во-первых, тем, что это пример ранней ленинианы — памятников 1924-1926 годов осталось крайне мало, особенно в Москве. Во-вторых, образец первых шагов зарождения индустрии скульптуры, в развитии которой стандартизация облика Ленина сыграла большую роль. И хотя сегодня его шаблонность воспринимается как само собой разумеющееся, в действительности это уникальная страница развития общественного искусства модернизма, которую еще только предстоит изучить и оценить».

http://www.archnadzor.ru

Описание тайника

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Leo-Scorpion (17.10.2019 13:43:54)
"Мечты, мечты...
Где ваша сладость?
Мечты ушли.
Осталась гадость."

Гуляли мы как-то с Дениской по Москве. Как водится в приличном обществе, пользовались путеводителем.

Нет, не Денискиным, это в дальнейших планах. Простенький такой путеводитель, стальной, слегка ржавенький.

А что ему не поржаветь-то? Это берестяные грамоты не гниют, да рукописи не горят. А стальные пластиночки быстро портятся на воздухе. Под воздействием атмосферного кислорода образуется тонкая плёночка бесцветного закисного железа. Потом она превращается в рыжую окись. Ржа и тлен съедают шедевр.

Пока время не съело выгравированные письмена, побывали мы и у Ленина, и церквуху жуденькую посмотрели, и ботинки поизучали.

Микропутешествие с кофейком было кратким: кому к суду готовиться, кому к визиту в ФСС.

Вначале я говорил про гадости. Они начались потом, уже после успешных взятий. Но это тема для отдельного отчёта. Читайте, как говорится, в следующих выпусках.
Вольная Птица (17.10.2019 09:21:33)
Тайник найден во время закладки. Спасибо Алексею и друзьям-геокэшерам за компанию!
DenSol (15.10.2019 21:12:44)
N-i-k-s-o-n (15.10.2019 20:02:46)
xandr (14.10.2019 10:10:03)
DenSol (13.10.2019 20:31:20)
mmm1863 (13.10.2019 00:05:52)
Natiс (12.10.2019 23:32:28)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.