Сообщение об ошибке в тексте тайника


Театр Алишера Навои [VI/23732]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Узбекистан
Ташкентский вилоят
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Ташкент
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
парадный вход
парадный вход
люстра зрительного зала
люстра зрительного зала
одно из фойе
одно из фойе
оперы идут с субтитрами)
оперы идут с субтитрами)
Автор: Лиса-Алиса
Создан: 10.07.2019
(отредактирован 09.09.2019)

Описание окружающей местности

Ну, очередной скучный вирт у театра, для галки - наверняка подумают многие. Поверьте, в данном случае это не так! Государственный Академический Большой Театр им. Алишера Навои – одно из самых интересных мест Ташкента, must-see узбекской столицы.
Во-первых, театр строился по проекту и под руководством великого архитектора, академика Алексея Щусева.
Во-вторых, театр строился в военные и послевоенные годы, когда у страны не было ни человеческих, ни материальных, ни финансовых ресурсов. Совсем. Этот театр возведен на голом энтузиазме конкретных людей, народных умельцев, резчиков по дереву и мрамору, художников, каменщиков, отделочников - мастеров от Бога.
Я бы сказала так - это полностью театр «ручной работы»!

В этом тайнике я хочу рассказать не о театре как творческом коллективе (я не большой знаток театра), а о потрясающей красоты здании, в котором он находится.

Театр имени Алишера Навои построен более 70 лет назад, в 1947 году. Но начнём с предыстории. Место, которое нынче занимает театр и площадь со знаменитым фонтаном, было ранее известно как Воскресенский базар. Крупнейший рынок европейской части Ташкента, появившийся ещё в 70-х годах XIX века, был также популярным местом досуга — благодаря расположенным на его территории многочисленным кабакам и весьма сомнительной репутации в народе это место прозвали Пьяным базаром. Советская власть решила проблему радикально. Базар был полностью уничтожен, а на его месте было решено построить здание для академического театра Узбекистана.

Был объявлен государственный конкурс, предлагаемые проекты публиковались в прессе и широко обсуждались. В итоге был выбран вариант, разработанный академиком Алексеем Щусевым. Ташкенту повезло, что проектом занялся автор таких культовых сооружений, как мавзолей Ленина, Казанский вокзал, станция метро «Комсомольская-кольцевая», гостиница «Москва».

Строительство здания театра началось в 1939 году, в 1942 было прервано ввиду трудностей, связанных с военным временем. Однако, уже в 1943-44 годах стройка была возобновлена.

В ту весну 1943 г. возобновление строительства стало для людей предзнаменованием скорой победы и не было другого места в Ташкенте, куда так стремились бы попасть хоть на какую-нибудь работу. Театр притягивал мастеров и здесь быстро сложился отличный коллектив. Пришла старая гвардия высокопрофессиональных мастеров – отделочников: Василий Калякин, Михаил Колпаков, Василий Якушин, Василий Кудрявцев, Степан Тагарин, представившихся так: «Мы — питерские. Прибыли сюда мальцами с отцами и дедами строить дворец сосланному в Ташкент князю. Прижились тут, да и ремесло свое сохранили».

А однажды на стройке появился древний благообразный старец, вошел в кабинет, извлек из заплечного мешка гору всяких инструментов и стал объяснять: «Я – Никифоров Федор, золотых дел мастер. Украшал золотом иконы во Владимире и Новгороде. Здесь, видимо, тоже понадоблюсь. Вот и инструмент налицо». Именно он первым покрывал позолотой театральные люстры морданским лаком, который изготовил сам.

А хозяином лицевой кирпичной кладки был каменных дел мастер Камил Салимов, человек, сочетавший в себе высокое мастерство, неумолимые требования к качеству и подлинно народный юмор, обращаясь к начальнику, весело приговаривал: Ну-ка, сощурь один глаз, посмотри по шву на всю длину – до самой Москвы видно!» Его кирпичная кладка с вдавленным швом 10х10 мм и сегодня уникальна.

А двое других мастеров, наоборот, были молчаливы. Это Михаил Карабанов и Василий Шацкий, который на примитивных станках собственного изготовления организовали переработку нескольких тысяч кв.м дубовой заготовки на паркетную пленку и много часов колдовали над варкой асфальтовой мастики для паркетных работ.

Не было на стройке корыстных или равнодушных людей. Если такие и попадали, то вскоре увольнялись, т.к. здесь работало много прекрасных мастеров, вложивших в это здание вдохновенный труд и глубокую мудрость профессионального опыта.

Время было тяжелое, военное, не хватало материалов, а строить надо. Настал момент покрывать, но нет ни мела, ни красителей. Прослышав про это в дело вмешался резчик по мрамору Болта Джураев. На следующее утро, на строй площадке закурилась напольная печь, сложенная из обломков мрамора. Болта колдовал над нею до ночи, а потом обожженным мрамором заполняли бочки, залили водой и плотно закрыли. Через 3 дня Болта вошел в кабинет начальника и поставил на стол косу со «сметаной», хитро приговаривая: «Это не кушать! Этим стены покрывать будем. Не то что клеевой, масляной краске не уступит!» Он выжег мраморную известь, о которой сейчас может никто и не знает. В другой раз тот же Болта Джураев ухитрился разрешить проблему с нехваткой мрамора. Мрамор возили из Газгана и запасы его уже истощались. При очередной поездке за камнем, Болта встретил старика, который рассказал ему о заброшенной каменоломне черного мрамора. Так, в Ташкент доставили 3 блока, немало удивив Щусева таким подарком. После обработки мрамор заиграл. Был он черный с белыми прожилками и золотыми вкраплениями. Этот мрамор пустили на верхний поручень парадных лестниц.

Все участники этой стройки были как одно сердце и одна душа. Каждый вносил свой вклад в общее дело, ставшее для каждого дорогим и близким. Начальником строительства был назначен молодой 25-летний Леонид Пикман, оставивший для нас свои воспоминания, благодаря которым мы можем заглянуть в прошлое. Его сын Евгений, спустя почти 30 лет нес эстафету отца, руководя реконструкцией театра в 1971-75 гг., когда здание одевалось в привычный для нас наряд. Облицовывали мрамором колоннады и пилоны, гранитом цоколь и стилобат. Тогда было завершено осуществление мечты Щусева, которому здание театра рисовалось в его творческой фантазии, как огромный мраморный ларец, вроде сказочных дворцов, что описаны в поэмах Навои.

К тому же, здание стало настоящим музеем национального орнаментального искусства. Эти стены и потолки хранят в себе прикосновение удивительных рук усто, которые своим высочайшим мастерством воспроизвели во внутренней отделке помещений подлинные шедевры древней национальной резьбы по ганчу. Недаром гости, посещающие театр, единодушно восклицают: «Вот это работа! Это же на века сделано. Какая красота!»

Большая часть архитектурного декора была выполнена всеобщим любимцем, добрым, мудрым усто Ташпулатом Арсланкуловым, который даже японских рабочих (военнопленных Квантунской армии) обучил резьбе по ганчу и сделал своими учениками.

Зав.музея ГАБТ им.А.Навои Юлия Серякова

Прекрасен театр снаружи, но повезет тем, кто сможет попасть внутрь! Этот ларец хранит много драгоценностей!

Согласно плану архитекторов, каждый из шести залов-кулуаров имеет свой стиль, который отражает особенности архитектуры исторических регионов Узбекистана. В Бухарском зале ажурные орнаменты ганча наложены на зеркальные пилястры (выполнены усто Ширином Мурадовым). В отделке Самаркандского зала использован газганский мрамор и применена двухслойная резьба — «ислими» (Кули Джалилов). Хорезмский зал украшен панно, которые повторяют резьбу по дереву хорезмских мастеров-резчиков (мастер Абдуллаев).

Для Термезского зала характерно оформление, украшавшее дворец правителя Термеза (мастер Нигматов). Ташкентский зал выполнен мастером Ташпулатом Асланкуловым, ферганский — мастером Наркузиевым. Фойе театра украшает живопись Чингиза Ахмарова. Кремовые бархатные занавеси сцены и лож расшиты узором, выполненным бухарскими золотошвеями по рисункам Щусева.

Театр Навои прекрасен не только архитектурой самого здания, но и всем ансамблем Театральной площади, обрамлённой пешеходными бульварами, украшенной помпезным фонтаном в центре и окончательно завершённой построенным через десять лет после театра зданием гостиницы «Ташкент». Этот архитектурный ансамбль сегодня является одним из символов Ташкента.


Адрес театра: г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел.: (+99871) 233-35-28

https://mytashkent.uz/2017/12/27/iz-istorii-teatra-imeni-navoi/
https://kommersant.uz/istoriya-zdaniya-teatr-navoi/

Описание тайника

Интернет-блокнот

RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.