Согласно историческим документам церковь в Ошевенске впервые упоминается в 1648 году. По всей вероятности, первый храм Ошевенска был клетским, то есть представлял собой простой четырёхугольный сруб (клеть) с прирубленной к нему алтарной частью. Это наиболее древний - и одновременно наиболее простой - тип деревянных церквей на Руси.
В 1717 году церковь сгорает и возводится заново. Собственно, сей "послепожарный" храм был уже не просто храм, а трёхчастный ансамбль, включавший в себя холодную церковь Иоанна Богослова, тёплую Богоявленскую церковь с трапезной и колокольню. Строения окружала рубленая деревянная ограда с глухими башнями, отчего погост имел в своём облике нечто монастырское, стилистически соответствуя Александро-Ошевенскому монастырю, видневшемуся за рекой.
Строительство церквей на Каргополье велось, как правило, странствующей артелью ("дружиной"), состоявшей из нескольких мастеров и примерно десяти "другов" - подсобных рабочих. Нанимал её "мир", заручившись благословением правящего архирея. Все сношения с плотниками лежали на плечах церковного старосты (выборного лица). Во время работ мастера жили на иждивении "мира" и получали от него не только денежную плату, но и "паёк", причём экономить заказчикам здесь не приходилось, дабы не раздражать строителей. Лес на сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволяет легко вывезти брёвна к месту постройки. Собственно строительство начиналось с "оклада", то есть с первого венца, задававшего форму будущего здания. Сложно переоценить значение этого этапа в условиях отсутствия каких бы то ни было чертежей, и потому им руководил наиболее опытный мастер, а по окончании "окладывания" "мир" выставлял плотникам угощение. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - "мощение" потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы. Основным плотницким инструментом являлся топор. Строительство большого храма длилось "два лета", и участие в нём принимали не только плотники. Крестьяне со своей стороны обязывались предоставлять артели посильную помощь и "полуфабрикаты" - например, заготовки для лемеха, которыми покрывали главы.
Храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году - надо полагать, после очередного пожара. Вместо двух отдельно стоящих церквей "мир" на сей раз решил возвести "две в одной", в восьмерике разместился холодный храм Иоанна Богослова, в трапезной части - тёплый Богоявленский, из чего впоследствии произошла путаница в названиях: иные называют ошевенскую церковь Богоявленской, иные - Богословской. И то, и другое, в сущности, верно, но по традиции "двойной" храм всё же называют по имени холодного (главного) престола.
Исследователи отмечают, что Богоявленская церковь Ошевенска уникальна для своего времени: она как бы "запоздала" появиться на свет. В конце ХVIII века всюду уже строились храмы типа "восьмерик на четверике", а ошевенцы, верные старине, поставили настоящий "восьмерик от пошвы" (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объёмами трапезной и алтарного прируба. И, возможно, из-за этого обстоятельства в ряде научных работ Богоявленская церковь ошибочно отнесена к типу "восьмерик на четверике". Трапезная всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни села. Тут было и богомолье, и контора, и "клуб". В трапезной происходили мирские советы, суды: здесь взимались подати, заключались сделки, хранился деревенский архив. По праздникам здесь устраивали "братчины" - пиршества с питьем пива. Трапезную всегда строили просторную, хотя и с довольно низким потолком (чтобы легче было натопить).
Внутри храма находится родной четырехярусный иконостас, сохранивший подлинные иконы только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись. Гораздо интереснее - восемнадцатигранное "небо", пребывающее в хорошей сохранности. В центральном кольце изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба.
При создании тайника использованы материалы из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №29, ООО "Де Агостини", 2012-2013, текст Ксении Толоконниковой, ISSN 2304-0068