Прообразом современных военных оркестров, существующих в армиях большинства современных государств, были оркестры армий турок-османов — так называемые мехтеры (тур. mehter), история которых прослеживается с XIII века. В прошлом военные музыкальные подразделения играли очень важную роль — помимо прочего, они обеспечивали связь и управление войсками. В наше время с этими задачами в армиях справляются другими способами, но и за военными музыкантами остался определённый круг специфических обязанностей.
Как правило, сегодня военные оркестры исполняют специальную военную музыку — в частности, военные марши. Кроме того, обязательной частью их репертуара являются национальные гимны и различные патриотические песни. В число функций военных оркестров входит музыкальное сопровождение парадов, строевых смотров и других военных церемоний и ритуалов, включая похоронные. Кроме того, военные музыканты вносят свой вклад в организацию культурных и досуговых мероприятий.
«В 1813 году русская музыка, которая всегда сохраняла печать оригинальности, дошла до такой степени совершенства, что привлекла внимание даже немецких музыкантов, возбуждая их похвалы. Русская гвардейская музыка располагала всеми инструментами, которые были в употреблении в ту эпоху, примерно теми же самыми, которые были в ходу в Германии и употребляла их при исполнении блестящих маршей»
Памятник решено было установить в Тамбове, потому как оба композитора в разное время проживали в этом городе.
Шатров Илья Алексеевич военный капельмейстер, отличавшийся музыкальной одарённостью. Участвовал в Русско-японской войне, во время боя в критический момент, по приказу командира вывел оркестр на край окопа и повёл за знаменем, это помогло поднять боевой дух полка и прорвать кольцо. За этот геройский поступок награждён Орденом Святого Станислава, музыканты оркестра георгиевскими крестами и серебряными трубами.. После окончания войны 1905 года в память о погибших товарищах написал марш « Мокшанский полк на сопках Манчьжурии». В дальнейшем название сократилось до На сопках Маньчжурии. После революции вступил в ряды красной армии, с 1935 года обосновался в Тамбове, откуда ушёл на фронт в 1941 году. Вернулся в Тамбов только в 1951 году, через год скончался, похоронен на Воздвиженском кладбище.
Агапкин Василий Иванович дирижёр, композитор. Оставшись полным сиротой в 10 лет, благодаря уникальному природному слуху зачислен в военный оркестр и к 14 годам стал лучшим солистом- корнетистом полка. В 1912 году написал марш «Прощание славянки» . На обложке нот надпись гласила: «„Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Музыковеды утверждают, что марш Прощание славянки Агапкин создал на основе сохранившейся с Русско-японской войны народной песни. Достоверной информации по месту и времени первого исполнения марша нет, но в 1912 году марш исполнили в Тамбове. Является гимном Тамбовской области. В 1915 году окончил Тамбовское музыкальное училище. 7 ноября 1941 года дирижировал сводным оркестром во время парада на Красной площади в Москве. Умер в 1964 году и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Памятник представляет собой композицию из фигур Агапкина и Шатрова, стоящих на постаментах из гранита, одетых в военную форму и разделяющую их гранитную стелу, олицетворяющую гранитный лист, с выгравированными на нем строками маршей Прощание славянки и На сопках Маньчжурии. В центральной части стелы расположен бронзовый тамбуршток — символ военного дирижёра. На отдельно стоящем постаменте, перед композицией, расположены барабан и духовые инструменты. Высота памятника 6.5 метров, масса — 7 тонн.
Родился в семье военного дирижёра в городе Термез, Узбекская ССР. Отец Михаил Николаевич Халилов в 1950 году окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; мать — Клавдия Васильевна Виноградова. В 1961 году семья переехала в Москву.
Первое место службы — дирижёр оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.
В 1980 году оркестр под управлением Валерия Халилова занял 1-е место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Валерий Халилов был назначен преподавателем кафедры дирижирования на военно-дирижёрский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 1984 году переведён в управление военно-оркестровой службы ВС СССР, где служил офицером военно-оркестровой службы, старшим офицером и заместителем начальника военно-оркестровой службы.
Валерий Халилов выступил организатором многих праздничных театрализованных мероприятий с участием духовых оркестров России и зарубежных коллективов — в том числе таких международных военно-музыкальных фестивалей, как «Кремлёвская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководителем фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» (Хабаровск) и «Марш столетия» (Тамбов), а также Международного военно-музыкального фестиваля в Южно-Сахалинске. Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.
Валерий Халилов — автор произведений для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», маршей: «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсов и песен.
Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе в Сочи самолёта Минобороны России, направлявшегося в Хмеймим (Сирия). Вместе с ним погибли 91 человек, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: