Воскресенский скит один из важнейших на Валааме, именно на этом месте началась духовная жизнь острова и всей православной Карелии. По легенде, апостол Андрей Первозванный, принёсший на эти земли христианство, как раз в том месте, где сейчас находится скит, воздвиг каменный крест. С 1846 года здесь стояла деревянная часовня во имя святого Андрея, а на рубеже XVIII и XIX веков, в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон, в честь которого позднее получили название Большая и Малая Никоновские бухты.
В 1896 году известный благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10000 рублей. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме архитектор В. И. Баранкеев. В 1901 году на месте строительства с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место под нижний храм, заложили фундамент. 30 июля 1906 года главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). Так на вершине холма над Большой Никоновской бухтой появилась двухэтажная церковь, которая до сих пор является композиционным центром скита. Она хорошо видна с воды, поэтому суда, прибывающие на Валаам, используют её как ориентир. Вход выполнен в виде открытого крыльца с четырьмя колоннами, соединенными арками. Под крыльцом расположен вход в нижнюю церковь, которая носит имя Андрея Первозванного.
Интересно, что Воскресенский скит ещё называют Красным и Новоиерусалимским. Красным - потому что построен из красного кирпича, а Новоиерусалимским - в связи с идеей создать на Валааме свой Иерусалим. Идея эта пришла в голову и воплощалась в жизнь отцом Маврикием, который, побывав в Иерусалиме, захотел сделать его копию на Валааме. Нашлись на острове места, олицетворяющие горы Сион, Елеон и Фавор, реку Иордан, Мертвое море, Иосафатову долину, поток Кедрон, Гефсиманию. Восресенский скит расположился на горе Сион, что означает "место пребывания Бога" или "дом Бога".
В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русского стиля. Нижний храм во имя Святого Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием 29 октября 1906 года. Он устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведные Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет Притвор Ангела с пещерой Святого Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима. В верхнем храме, напротив, все напоминало о Светлом Христовом Воскресении: изобилие света из 10 высоких окон, двухъярусное паникадило о 23 свечах, резной, позолоченный по белому иконостас. Практически все иконы были написаны местными мастерами - валаамскими иноками, лишь образ Божией Матери Иерусалимской был подарен московскими гражданами в благодарность за устройство Валаамского подворья.
С момента обустройства скита в нем поселились первые 6 иноков. Сначала они жили в доме под горой, а затем построили деревянный дом рядом с церковью. С увеличением числа паломников решено было у Гроба Господня неусыпно читать Псалтирь. Иноки, сменяя друг друга, никогда не прекращали чтение. Число братии к 1910 году возросло до 50, были построены одноэтажные келейный и хозяйственный корпуса, а также двухэтажный корпус, с трапезной и кельями.
Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война, не миновала и Валаамскую обитель: 264 монастырских насельника были призваны на военную службу. Затем, после революции и перехода Валаамского архипелага в состав Финляндии, на территории скита действовала монастырская школа-приют для мальчиков, где учили церковному чтению, пению и иконописи, но как только в 1940 году архипелаг отошел СССР, начался период запустения. Из скита вынесли все ценные вещи , после чего там разместился дом инвалидов, в 60-е годы прошлого века там открыли летнюю туристическую базу. В верхнем храме устроили танцплощадку, а в нижнем прачечную. Всё внутреннее убранство храмов было утрачено.
Реставрация началась лишь в начале XXI века. 4 июня 2003 года по благословению игумена Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, архимандрита Иеремии, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного прибыл на Валаам. Первый молебен на острове был отслужен тогда именно в нижнем храме Воскресенского скита. Молебен служился с особыми прошениями о восстановлении находящегося в запустении храма. И буквально через несколько недель начались работы по полному восстановлению Воскресенского храма. Уже 13 декабря 2005 года, в праздник апостола Андрея Первозванного, игумен Спасо-Преображенского монастыря, епископ Троицкий Панкратий совершил первую Божественную литургию в восстановленном храме.
Сейчас скит открыт для свободного посещения, место это тихое, светлое и красивое. Находится он совсем недалеко от причала в Большой Никоновской бухте, поэтому его удобно посещать либо только что прибыв на остров, либо непосредственно перед отплытием, как сделали это мы. От скита начинается Царская тропа, которая выведет Вас на красивейший берег Ладоги, где можно понаблюдать за кораблями, искупаться, перекусить, или просто скоротать часок-другой.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: