Вокзальные истории. "Хлебная дорожка" [VI/23647]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ставропольский край
Ближайший нас.пункт
Ставрополь
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
4.71Нашли: 28
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Katerin-ka
Создан: 18.08.2019
Опубликован: 24.08.2019
(отредактирован: 15.09.2019)
Компаньоны: Busink@, Pachita & two

Описание окружающей местности

1 января 1897 года к перрону еще совсем новенького ставропольского вокзала впервые прибыл поезд. Это были годы «российского железнодорожного чуда», когда на смену вековым гужевым трактам приходили рельсовые пути. Нешуточные дискуссии разгорелись и в Ставрополе в конце 18 века: завершалось строительство долгожданной железнодорожной ветви от станции Кавказской, а горожане и правление Владикавказской железной дороги никак не могли прийти к единому мнению, где же возвести здание вокзала. Жители города считали, что всем будет спокойнее, если поезда будут проходить подальше от центра губернской столицы, поэтому предлагали вокзал поставить в верхней, еще необжитой пригородной зоне. Но умудренное опытом руководство железнодорожного общества настаивало на нижней части города, где с момента основания крепости традиционно проводились ярмарки и никогда не прекращалась торговая деятельность. Наконец, в марте 1894 года в местной газете опубликовали окончательное решение: «Спор из-за выбора места для вокзала, обострившийся между представителями Холодного родника и Ярмарочной площади до степени чуть не площадной брани, разрешился в пользу благоразумного меньшинства, стоящего за Ярмарочную площадь, как наиболее целесообразного места для вокзала».

С этого момента жизнь на огромном пустыре (ныне район цирка) стала бить ключом. Крестьяне со всей губернии привозили сюда на подводах зерно и пригоняли скот на продажу, здесь были построены ссыпные ямы и мукомольные мельницы, скотобойни и склады, хранилища для угля и чугунно-литейный завод («Красный металлист»). Вдоль железнодорожного полотна выросли жилые дома и служебные постройки. Центром всего пристанционного торгово-агропромышленного комплекса стал вокзал. Строили его при участии ставропольских архитекторов М. Бржезицкого и С. Лазарева. Элементы декора вокзала перекликались с внешним видом находящейся недалеко Триумфальной арки. Оба сооружения символизировали собой врата города.

В самом начале своей истории Ставропольский железнодорожный вокзал выглядел иначе, чем сейчас. Это было длинное здание из красного кирпича, с возвышающимися двухэтажными зубчатыми башнями, и отчасти напоминало средневековый замок. «Вокзал был устроен так, что на платформу нужно было проходить через зал 3-его класса. В зале лежал, толпился народ, около кассы стоял жандарм с завязанной щекой; в противоположно - открытые окна тянуло сквозняком. Тут же на десятичных весах, передвигая гирьку, вешали багаж и через оцинкованный прилавок перебрасывали хрустящие корзины, перевязанные веревками, и угловатые сундуки...

Асфальт платформы был смешан с голышниками; солнце выделяло их на черном фоне, и они блестели, как лакированные. Между рельс стояли черные масляные лужицы; невдалеке тянулись низкие пакгаузы с меловыми надписями на дверях». Таким предстает ставропольский вокзал в повести Ильи Сургучева «Губернатор». Писатель часто бывал Москве и Петербурге, где печатались его произведения, и в театрах с успехом шли постановки по его пьесам. Добирался известный драматург до столиц поездом. Он был поклонником этого самого скоростного по тем временам вида транспорта и даже возглавил в 1910 году железнодорожную комиссию, которая отстаивала идею строительства новой линии Армавир - Ставрополь - Петровское (Светлоград). Вот его впечатления от прибытия поезда на наш вокзал: «Раздался свисток... Скоро послышалось тяжелое, отрывистое, утомленное дыхание. С остервенением, как очень голодный зверь к мясу, вылетел из-за поворота паровоз, мелькнули цветные вагоны, еще слитые в одну полосу; что-то зашипело, обдало всех белым теплым паром; перед глазами уже тихо проплывали, разделившись, синие, желтые и зеленые пятна». Очевидно, цвет вагона определял его класс: более состоятельные пассажиры путешествовали в вагонах первого и второго классов, а народ попроще, соответственно, - третьего. Поехать можно было как в плацкартном, так и в специальном спальном вагоне, как говориться, по деньгам. Внутри пассажирский вагон был разделен на отделения (купе), на дверцах отделений полагалось устанавливать трафареты с указателем «1 кл.» и «2 кл.». В отделениях первого класса продавались места только на нижних полках. Кстати, незнакомых мужчин и женщин в одно отделение не размещали, правда, при нехватке мест это правило нарушалось. В сохранившемся в музее «Расписании пассажирских поездов Владикавказской железной дороги» за 1912 год в разделе «Дамские отделения в спальных вагонах» говорится: «Если в вагоне имеется свободное отделение, которое пожелает занять пассажирка, то отделение это с помещением туда дамы обращается в дамское. Дамское отделение считается таковым, пока в нем находится хотя бы одна дама». В поездах уже в то время было электрическое освещение и постельное белье.

Билеты, как и сейчас, можно было купить предварительно, за 45 дней. В те стародавние времена, оказывается, из Ставрополя были прямые рейсы в Ростов - на - Дону и в Екатеринодар (нынешний Краснодар). Между прочим, что примечательно, и сто лет назад до Кавказской из Ставрополя поезд шел тоже пять часов - столько же, сколько и в наше время! А ведь тащил пассажирский состав всего-навсего паровоз, в топку которого кочегар вручную подбрасывал уголь. На старой черно-белой музейной фотографии начала 20 века около перрона нашего вокзала запечатлен пятиосный паровоз -«компаунд» (с системой двойного расширения пара), разработанный по американскому образцу специально для Владикавказской железной дороги. Этот тип паровоза предназначался для тяжелых пассажирско-курьерских поездов при продвижении по дороге со многими подъемами и крутыми поворотами, чем и отличался рельеф местности на Кавказе.

Почти полвека вокзал Ставрополя исправно выполнял свои функции, встречая и провожая пассажирские, товарные, курьерские и почтовые поезда. Прочное здание простояло бы еще не один десяток лет, но было разрушено гитлеровцами в период временной оккупации.

Сразу же после освобождения Ставрополя, уже в начале 1943 года городские власти приняли решение восстановить здание вокзала. Буквально через четыре года на месте руин выросло новое строение, возведенное по проекту талантливого архитектора Н. Чекмотаева. Стены вокзала украсила оригинальная лепнина, в том числе и нa железнодорожную тематику с изображением паровозов. Пассажиры опять приобретали билеты в кассах, до прихода своего поезда коротали время в просторном зале ожидания, где был буфет, или отдыхали в популярном ресторане «Юг».

Вокзал Ставрополя некоторые склонны считать конечным пунктом железнодорожного пути, но это - с какой стороны посмотреть. Скорее, для многих ставропольцев он стал отправной точкой не только в путешествиях, но и в жизненных начинаниях...

Источник

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Носок150 (25.07.2023 00:45:41)
Колёсную пару огородили полосатой ленточкой по периметру, но это не помешало нам пробраться внутрь.
Байдерины (28.06.2023 22:34:20)
Финальная точка вечерне-ночной прогулки по приветливому городу Ставрополю. Вокзал круглосуточный, но пустой, одна лишь охрана, удивлённо проводившая ночного путника на перрон. Ближайший поезд утром, поэтому "слиться с толпой" как-то не вышло. Подходят невзначай вчетвером:
- Транспортная полиция, документики.
- А по поводу? (паспорт же с вещами в гостинице, в 2 часа ночи-то)
- Ну, ходите тут, колёсные пары фотографируете (а потом они, видимо, пропадают)
- А что, памятник секретный у вас?
- Да нет, фотографируйте. Но паспортные скажите, мы по базе проверим (по базе чего, зачем?...)
- ...
- Ой, у нас база не работает (тихо ругаются по рации)
- Ну, я пошёл? Мне с утра работать ещё...
- Погодите, вдруг база заработает. А нет, никак (
Тут очень вовремя пришло такси. Смешные человечки в форме ) Ни одна колёсная пара не пострадала.
Serg&El (03.01.2023 21:56:56)
Паяльник (15.10.2022 09:18:44)
avi86 (25.04.2022 09:58:04)
Alena_89 (24.04.2022 21:36:16)
HunterLip (24.02.2022 22:14:08)
IVasi (25.01.2022 09:49:20)
Волжанка (07.01.2022 08:55:33)
Santa (06.01.2022 20:00:58)
Лиса и Алиса (06.09.2021 21:19:01)
Stereometria (22.03.2021 11:56:19)
Вера (01.03.2021 21:16:43)
redgreenblue (28.02.2021 21:37:04)
Звезда (12.02.2021 20:21:53)
Marazm (16.11.2020 21:07:44)
Poleva (30.09.2020 23:34:07)
delia и shimp (28.09.2020 08:46:03)
Oliferolli (16.08.2020 19:51:07)
Solo (23.03.2020 06:33:07)
STORMAN (22.03.2020 21:13:44)
zepr (01.01.2020 08:41:49)
Elin (14.11.2019 19:31:20)
Кургазак (04.11.2019 11:27:42)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.