Сообщение об ошибке в тексте тайника


ВДНХ-80 [MV/23540]

Фото из интернета
Фото из интернета
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Москва и Московская обл.
Остакинский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Москва, ВДНХ
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 5
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Главный (ныне Северный) вход на ВСХВ 1939 год и самый первый Главный вход. Фото из интернета
Главный (ныне Северный) вход на ВСХВ 1939 год и самый первый Главный вход. Фото из интернета
Современное кафе Московское небо и павильон Главкондитер (Дом приемов) 50-е годы.Фото из интнрнета
Современное кафе Московское небо и павильон Главкондитер (Дом приемов) 50-е годы.Фото из интнрнета
60-е годы. Монреальский павильон и его возведение на ВДНХ
60-е годы. Монреальский павильон и его возведение на ВДНХ
Современная постройка - Шахматный клуб
Современная постройка - Шахматный клуб
Автор: DenSol
Создан: 04.08.2019
(отредактирован 12.08.2019)
Компаньоны: Зажигалочка

Описание окружающей местности

Выставка достижений народного хозяйства много раз меняла свои названия. Изначально в 1939 году она создавалась как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ).

В послевоенное время было решено возродить выставку. Но тогда достижения народного хозяйства Советского Союза касались уже не только сельского хозяйства, но и машиностроения, промышленности. В связи с чем, в 1959 Выставка стала сменила название на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

В 1992 году Выставка стала именоваться Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), а в 2014 году название было изменено на привычное Советскому человеку и отражающему мощь Советской и Российской промышленности и сельского хозяйства ВДНХ.

Однако не только названия меняла выставка. ВДНХ также прошла через несколько эпох развития – создание в 1939, масштабная реконструкция 1954 года, реконструкция к 50-летнему юбилею Октябрьской революции (1967 год), упадок 90-х, и возрождение выставки, начавшееся в  2014 и длящееся по настоящее время.

В данном тайнике мы предлагаем Вам прогуляться по всем эпохам становления ВДНХ. Прогулка будет долгой, поэтому лучше это делать на велосипеде или электросамокате.

Итак, поехали!

История Выставки, по существу, начинается в 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение о коллективизации сельского хозяйства.

Коллективизация сельского хозяйства была направлена на «уничтожение кулачества как класса». Кулачество возникло в России в результате столыпинских реформ 1906 года. Ленин требовал «беспощадного подавления кулаков, этих кровопийц, вампиров, грабителей народа». Сталин сделал следующий шаг, заменив подавление на ликвидацию: «Чтобы вытеснить кулачество как класс, — писал он в 1930 году, — надо сломить в открытом бою сопротивление этого класса и лишить его производственных источников существования и развития (свободное пользование землей, орудия производства, аренда, право найма труда и т.д.). Это и есть поворот к политике ликвидации кулачества как класса».

«Путаница во взглядах у отдельных членов партии насчет бедноты и зажиточности, — сказал Сталин в 1934 году на XVII съезде ВКП(б), — есть отражение взглядов наших левацких головотяпов, идеализирующих бедноту как извечную опору большевизма при всех и всяких условиях и рассматривающих колхозы как арену ожесточенной классовой борьбы». Год спустя Сталин пояснил: «Характерная особенность нашей революции состоит в том, что она дала народу не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни. Вот почему жить стало у нас весело, и вот на какой почве выросло стахановское движение».

Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку было принято в 1935 году на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Выставку было решено открыть 1 августа 1937 года к 20-летию советской власти на 100 дней. Идея Выставки во многом носила символический характер. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на огороженной территории Останкинского парка. Идея перекликалась с «построением социализма в одной отдельно взятой стране».

Работы на ВСХВ начались со второй половины 1935 года. Павильоны делались из типовых деревянных деталей. Работа шла медленно, но к июлю 1937 года уже стояли павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон Закавказских республик, Татарии, Туркмении, Механизации, Главный павильон, павильон Свеклы, Овощей и др. Построить Выставку к сроку не удалось, был назначен новый срок — 1 августа 1938 года. Заодно решили увеличить срок службы павильонов до 5 лет.

Главным архитектором ВСХВ стал Вячеслав Олтаржевский, но в 1938 году он был арестован, на его место был назначен Сергей Чернышев, а позднее Анатолий Жуков.

Временные деревянные павильоны, рассчитанные на 100 дней, переделывались так, чтобы они смогли простоять 5 лет (позднее этот срок будет увеличен до бесконечности). Одновременно устранялись следы модернизма. Вход на Выставку, построенный Олтаржевским в стиле «мягкого» модернизма, показался недостаточно монументальным и был снесен. На его месте Леонид Поляков построил трехпролетную триумфальную арку, украшенную скульптурными рельефами Георгия Мотовилова. Аналогичная судьба постигла павильон Механизации (Космонавтика и авиация) Олтаржевского. Он был снесен, но парадоксальным образом заменен на конструктивистский эллинг архитекторов А.Г. Таранова, В.С. Андреева и Н.А. Быковой, несмотря на то что конструктивизм к этому времени был официально отвергнут.

Открыть Выставку к 1 августа 1938 года тоже оказалось невозможным, и открытие было отсрочено еще на год. Генеральный план Выставки, созданный Олтаржевским, хотя и подвергался критике за отсутствие «яркости и праздничности», тем не менее практически остался неизменным. Павильоны Белоруссии, Поволжья, Арктики и Закавказских республик были снесены и построены заново. Перед главным павильоном было решено поставить скульптуры Ленина и Сталина, сверху, на башне Главного павильона, — скульптуру «Тракторист и колхозница», а перед новым павильоном Механизации — 25-метровую железобетонную статую Сталина.

В июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» была перевезена из Парижа, где она пользовалась большим успехом на «Экспо-37», и смонтирована на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Из-за недостатка времени, к большому огорчению Мухиной, высота постамента для статуи составила всего десять метров (в отличие от 34 метров в Париже).

К 1 августа 1939 года в рекордно короткий срок (всего за 7 месяцев) было сделано вдвое больше работ по строительству, чем за 1936–1937 годы.

Героизм, проявленный строителями, архитекторами, художниками и скульпторами, которых вдохновлял неутомимый Николай Цицин, трудно переоценить.

Интересный факт.

Очень показателен случай, связанный с судьбой скульптуры «Тракторист и колхозница», которая венчала 50-метровую башню Главного павильона. Мало кто знает, что на деревянную башню было просто невозможно поднять бетонную скульптуру весом в 70 тонн. Чтобы сделать невозможное возможным, строителям пришлось в срочном порядке усиливать башню металлическим каркасом, составленным из металлических ферм на железобетонном фундаменте. Сама скульптура состояла из отдельных элементов: ног, туловища, рук, голов и снопа. Поднимать массивную скульптуру начали за 10 дней до открытия выставки. Но и тут всех ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что кран, имеющий максимальную грузоподъемность 6 тонн, просто не в состоянии поднять сноп, который весил все 9. Надо было что-то срочно придумать. И тогда инженер Выставки С.А. Алексеев решил перепроектировать сноп, изготовив его из дерева фактически за два дня! А директор Выставки Николай Цицин под свою личную ответственность дал указание поднимать блоки скульптуры кранами меньшей грузоподъемности…

Риск директора был велик. Но он оправдался: 1 августа, в день открытия Выставки, символ ВСХВ «Тракторист и колхозница» уже сиял на солнце своим бронзовым благородным блеском...

Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, усовершенствована, дополнена новыми архитектурными изысками. Выставочные павильоны стали отображать наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик. Забытый и неприметный пустырь северо-восточной границы Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений.

На одной территории здесь можно было увидеть лучшие достижения народного хозяйства, насладиться прогулкой по зеленым паркам, полюбоваться каскадом прудов.

1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была, наконец, торжественно открыта. На церемонии присутствовало 10 тысяч человек, включая видных деятелей партии и правительства Советского Союза.

С большой и пламенной речью перед первыми гостями ВСХВ выступил глава советского правительства, председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов.

В частности, он сказал: «Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки является всенародным торжеством… Она подводит итог десятилетию, за время которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного к крупному колхозному хозяйству… Выставка дает живые примеры роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни… Она показывает могучий расцвет всех республик, краев и областей нашей великой страны. Она освещает подъем всех отраслей нашего сельского хозяйства, различных видов животноводства, успехи машинно-тракторных станций, научных учреждений и отдельных выдающихся работников сельскохозяйственной науки, достижения передовиков и знатных людей нашей колхозной деревни…»

В первые 85 дней работы Выставки ее посетило свыше 3,5 млн человек!

Несмотря на все сложности, Выставка стала привычным местом отдыха и развлечений москвичей и туристов. Хотя многие посетители никогда не заходили в павильоны и не читали пропагандистских текстов, задача Выставки была во многом решена — она создавала у посетителей общее позитивное отношение к идее социалистического сельского хозяйства.

Выставка продолжала функционировать практически без изменений вплоть до немецкого вторжения в СССР.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в судьбу Главной выставки страны. 1 июля 1941 года согласно распоряжению Совета народных комиссаров СССР (№5975 от 26.06.1941) Выставка была закрыта. Весь скот, представленный колхозами и совхозами для показа на ВСХВ (кроме Московской области и граничащих с ней областей), был оперативно вывезен. Остальное — уникальное собрание библиотеки ВСХВ, фотолабораторию и архив — эвакуировали в Челябинск. Павильоны законсервировали. Значительно сократили и штат Выставки: из персонала ВСХВ остались лишь люди для охраны и обслуживания оставшихся на Выставке экспонатов. Другие сотрудники Выставки ушли на фронт. 123 человека погибли, защищая Родину.

По закону военного времени на базе производственно-технических мастерских ВСХВ   разместили цеха военно-ремонтного завода №20. За один день на его конвейерах собирали до 60 мотоциклов, доставляемых на фронт.

Почти весь жилой фонд ВСХВ во время ВОВ был занят рабочими и служащими военно-оборонных предприятий. Значительная часть выставочных общежитий, складов и других помещений отошла в годы войны в другие ведомства.

Однако был на Выставке времен войны и счастливый период, вошедший в историю ВСХВ отдельной яркой страницей. Именно здесь в 1941 году снимался культовый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Картина рассказывала о трогательной любви простой русской свинарки Глаши (М. Ладынина) и заслужившего всесоюзную славу дагестанского пастуха Мусаиба (В. Зельдин). Герои фильма встречаются на Выставке, влюбляются друг в друга и договариваются встретиться здесь ровно через год…

По закону военного времени территория Выставки усиленно охранялась. С мая 1942 по июль 1942 года на запрудной территории ВСХВ проводились летние сборы (подготовка к ведению боевых действий как в прифронтовой полосе, так и за линией фронта) Истребительного мотострелкового полка НКВД. В конце июля 1942 года подразделения полка были отправлены в действующие части армии. В результате активных боевых действий подразделений полка в тылу врага истреблено 4838 фашистов. За доблесть и отвагу, проявленную бойцами и командирами при выполнении специальных боевых заданий, награжден орденами и медалями 121 человек, 82 представлено к награде.

Послевоенное время.

25 октября 1948 года Совет министров принял решение возродить ВСХВ к 1950 году. Фактически реконструкция заняла не два года, как предполагалось, а шесть. Открытие состоялось только в 1954 году. По проекту в центре площади перед Главным павильоном предполагалось воздвигнуть бронзовый монумент Сталина высотой 30 метров, а пьедестал и прилегающая к нему трибуна должны были быть сделаны из красного полированного гранита. Этому проекту не суждено было осуществиться — после смерти Сталина в 1953 году многие проекты, связанные с его именем, были тихо и незаметно ликвидированы.

К 1954 году территория была увеличена до 207 га. Появилось несколько фонтанов: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Колос» (архитектор К.Т. Топуридзе). Была построена пятикилометровая магистраль с троллейбусным движением. Большинство павильонов были перестроены с большим количеством того, что скоро будет названо «архитектурными излишествами». Главный вход архитектора Полякова в виде трехпролетной триумфальной арки стал называться Северным входом, а в качестве нового Главного входа архитектор Иннокентий Мельчаков построил еще более монументальную пятипролетную триумфальную арку. Сверху на арку входа была поставлена еще одна скульптурная группа «Рабочий и колхозница», но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев.

Главный павильон архитекторов В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и А.В. Великанова, сохранявший к 1939 году некоторую связь с конструктивизмом, был полностью перестроен Г.В. Щуко и Е.А. Столяровым в виде мини-высотки со шпилем.

Множество павильонов были перестроены или построены заново, многие просто построены вновь.

Перед открытием Выставки 25 июля 1954 года руководители партии и правительства посетили ВСХВ и одобрили новое оформление. Три месяца спустя, 30 ноября, на Всесоюзном совещании строителей Хрущев уже громил «украшательство», «архитектурные излишества», требовал удешевления строительства и стандартизации. Многие архитекторы были лишены звания лауреатов Сталинских премий и вынуждены были публично каяться. Началась оттепель.

После антисталинской речи Хрущева на ХХ съезде партии события в стране начали разворачиваться еще стремительнее. В 1956 году, включив радиоточку, можно было вместо «не нужен мне берег турецкий» услышать Ива Монтана, поющего по-французски о парижских бульварах. В это же время в Москве открылась выставка Пикассо, очередь на которую растянулась на несколько кварталов. В 1957 году в Москве проходил шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Иностранцы, за общение с которыми еще недавно можно было поплатиться свободой, толпами бродили по городу, им можно было пожимать руки, с ними можно было танцевать, обниматься, обмениваться адресами и подарками. 4 октября был запущен первый советский спутник, а через месяц второй, с собакой Лайкой. На факультеты русского языка и литературы американских университетов начался рекордный наплыв студентов. СССР казался страной, далеко опередившей Запад в области технологий.

В 1958 году, окрыленный полученным Гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе, Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США. Норман Уинстон, консультант американской выставки, не мог скрыть радужных надежд: «Пусть русские захотят иметь то, что мы имеем. Пусть они требуют этого от своих руководителей. И пусть они требуют этого так громко, чтобы руководителям пришлось им ответить. Тогда, возможно, российские лидеры захотят сделать свой народ счастливее и перебросят часть ресурсов с производства оружия на производство мебели, миксеров и сборных домов».

Американская выставка в Москве должна была проходить в парке «Сокольники» в течение шести недель начиная с 25 июля 1959 года. Одновременно в нью-йоркском «Колизее» должна была проходить советская выставка. Обе стороны понимали, что «мирное сосуществование» означает переход конфронтации из военной области в область потребления. По сравнению с созданием военной индустрии производство потребительских товаров казалось советским начальникам делом несложным. Как писал в одном из романов официальный советский классик Всеволод Кочетов, «унитазов-то наштамповать несравнимо проще, чем сознание людей перестроить». Успехи в Брюсселе и космосе давали Хрущеву надежду, что советским людям будет чем утереть нос американцам.

Надо было срочно строить в Москве собственную выставку и показать там «наши» потребительские товары. В Москве, к счастью, уже существовала выставка, которую можно было за оставшиеся два года успеть превратить в идеологическое оружие — ВСХВ. 28 мая 1958 года Совет министров СССР принял постановление «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок (на Фрунзенской набережной) в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР». Промышленная выставка, созданная в июле 1956 года, тоже находилась на территории ВСХВ.

Сельскохозяйственная выставка, цель которой была убедить население СССР в успехах колхозов, стала выставкой потребительских товаров. Павильоны, организованные по географическому признаку, надо было срочно переделывать в отраслевые.

Географические павильоны были переименованы по производственному принципу. Поволжье стало «Радиоэлектроникой», Белоруссия - «Электротехникой», Литва — «Химией», Латвия — «Физикой», Молдавия — «Стандартами», Казахстан — «Металлургией», Армения — «Здоровьем», Украина — «Земледелием». Попутно некоторые павильоны облачались в модернистские одежды. Азербайджан, например, сначала стал «Вычислительной техникой», а потом был украшен штампованными алюминиевыми панелями.

В 1963 году Совет министров принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР». Выставка становилась круглогодичной, кроме того, предполагалось построить несколько новых павильонов. В 1966 году был построен павильон для Международной выставки сельскохозяйственных машин (архитектор Б. Виленский), позднее ставший «Химической промышленностью». Это было уже вполне современное архитектурное сооружение, хотя и не вполне оригинальное.

В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции был построен павильон «Товары народного потребления», «Газовая промышленность». Самым заметным прибавлением к модернистской части Выставки стал огромный павильон СССР, привезенный с Монреальской выставки 1967 года и смонтированный на добавленной к Выставке территории.

Ежегодные грандиозные планы ВДНХ потрясали воображение. С каждым годом экспозиции приобретали все более интересные и впечатляющие формы. Тысячи экспонатов заполняли новые павильоны, и было весьма странным, что такой уникальных комплекс, как Выставка достижений народного хозяйства СССР, до сих пор не был отмечен партией и правительством. Но торжественный день настал. В 1971 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ВДНХ орденом Красного Знамени. В тексте указа отмечалось, что награда вручается «За активную пропаганду новейших достижений науки, техники и передового опыта, способствовавших успешному выполнению заданий пятилетнего плана по развитию промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи…». Указ был подписал Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорным. Отныне на всех официальных документах значилось «Ордена Трудового Красного Знамени Выставка достижений народного хозяйства СССР». Это была единственная государственная награда, врученная за семьдесят пять лет существования Выставки.

В семидесятые годы методы пропаганды становились более утонченными. Именно в это время один из членов брежневского политбюро посетил Чехословакию. Как было принято, официальная часть визита плавно перетекла в «культурную программу». Высокопоставленного гостя привезли в один из фешенебельных ресторанов, где он увидел потрясшее его зрелище. На дюжину киноэкранов одновременно проецировались цветные изображения. Пальмы и бананы, подводный мир и виды Земли из космоса — все это феерическим калейдоскопом проносилось перед глазами, сопровождаемое музыкой и звуковыми эффектами.

Об увиденном было доложено Леониду Ильичу Брежневу. Всесильный генсек потребовал соорудить нечто подобное в Москве. Но только придав новому проекту, как он выразился, «яркое социалистическое начало».

Кто же мог осуществить задуманное и где? В качестве места появления первого советского полиэкранного зрелища был выбран павильон «Центральный» на ВДНХ. А осуществить проект должны были специалисты из Чехословакии. Даже в те далекие времена чешские товарищи достаточно хорошо ориентировались в бизнесе. Понимая, что заказ пришел к ним из заоблачных высот, они назвали такую цифру необходимых затрат, которая вполне могла обеспечить постановку кинофильма с батальными сценами. Партаппаратчики всполошились. Выполнить распоряжение Брежнева было необходимо. Но как обосновать колоссальные расходы? Выход из сложной ситуации нашли. Было объявлено, что к шестидесятилетию советской власти должно быть создано грандиозное полноэкранное зрелище под названием «Мы — советский народ».

Директору ВДНХ предложили подготовить методические указания о том, сколько лет и сколько раз в день будет демонстрироваться слайд-фильм. Должно было быть сформулировано и то, каким образом планируется ежегодно изменять содержание зрелища без существенных дополнительных затрат. Таким образом, вопросы оперативного обновления идеологического содержания и выделения денег на реализацию проекта были решены. Огромная сумма выделена и конвертирована. Но неожиданно из Чехословакии пришло категорическое требование: что чешские специалисты готовы подписать контракт только при условии сдачи всей работы под ключ. То есть они предлагали и написание сценария, и режиссуру, и монтаж компьютеров, и закупку необходимой американской техники поручить им.

Чиновники взволновались. Как это чехи будут создавать сценарий «Мы — советский народ»? Специальное разрешение пришлось получать в ЦК КПСС. И оно было получено. За достаточно короткий промежуток времени в круглом зале павильона «Центральный» были смонтированы несколько десятков автоматических диапроекторов и управляющий ими компьютер. При участии советских консультантов-идеологов лихо написали и утвердили сценарий с типовыми фразами и лозунгами дикторского текста, собрали тысячи негативов и слайдов в московских архивах, произвели досъемки и озвучили фильм.

На премьеру полноэкранного фильма «Мы — советский народ» прибыл сам Л.И. Брежнев.

Зарубежные выставки на ВДНХ привлекали огромное количество посетителей. И пусть это были в основном экспозиции социалистических стран, но и они представляли большой интерес для советских людей. На каждой из таких выставок посетителям раздавали дефицитные для того времени красочные полиэтиленовые пакеты с символикой той или иной страны и ВДНХ. В руках москвичей их можно было увидеть практически на всех улицах столицы. Значки и проспекты, рекламные этикетки различных фирм, шариковые авторучки, а иногда и дегустация национальных блюд и напитков — все это создавало немыслимый ажиотаж вокруг павильонов, где проходили выставки. Длинные очереди людей часто тянулись уже от Главного входа ВДНХ. Сам факт проведения таких мероприятий международного уровня идеологически подчеркивал единство социалистического лагеря и широко освещался в средствах массовой информации. Конечно, на выставках подписывались различные контракты.

Середина 1980-х годов — время перемен в политической и экономической жизни страны. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. Он возглавляет курс на реформирование тоталитарной системы. Перестройка и гласность начинают кардинально изменять существующий строй. Постепенно исчезает цензура средств массовой информации. Ощущение перемен и чувство радостной эйфории охватывают общество. Еще никто не предполагает, какие испытания ждут граждан СССР, а затем и новой России в ближайшие годы. Гласность начинает затрагивать многие сферы жизни советского общества, в том числе деятельность министерств, ведомств и их руководителей. Не оставили без внимания и ВДНХ СССР.

Экономическое положение страны ухудшалось. А пока — пока все шло своим чередом. Выпускались огромные грузовые автомобили, взлетали космические корабли «Союз» и «Салют». СССР осуществил запуск в космос орбитального комплекса «Мир».

ВДНХ продолжала удивлять посетителей уникальными экспонатами. По-прежнему были прекрасны ее аллеи и фонтаны. Теплая летняя ночь окутывала выставочный комплекс, не предвещая тех катаклизмов, через которые предстояло пройти Выставке вместе со всей страной.

Начало девяностых годов XX века — сложный период для России. Распад СССР, образование Российской Федерации и Содружества Независимых Государств, внутриполитическое противостояние и системный кризис. Вся страна — грандиозная «толкучка», а Выставка, как всегда, гипертрофированное отражение эпохи.

В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки.

Вот тогда руководством и было принято решение о сдаче павильонов и других полезных площадей в аренду. Диктат некоторых арендаторов подчас напоминал варварское истребление: получив в аренду павильоны с живыми экспозициями, они тут же освобождали от них полученную «полезную» площадь, превращая их в точки продажи ширпотреба и даже склады. Под уничтожение попали экспозиции павильона «Центральный», «Культура» (бывшего «Узбекская ССР»), другие выставочные экспозиции. Даже ресторан «Золотой колос», который когда-то легко готовил в день по 17 000 порций разнообразных блюд, и тот попал под раздачу — в нем было организовано складское помещение.

Новую эпоху, которую в народе затем окрестили «эпохой Всероссийской шашлычной», Выставке предстояло пережить сразу после ее очередного переименования.

3 августа 1991 года Президиум Кабинета министров СССР принял решение преобразовать ВДНХ СССР в акционерное общество «Межреспубликанский деловой выставочный центр». Решение поддержали руководители всех суверенных республик Союза.

Со стороны ВДНХ на имя Президента РСФСР Б.Н. Ельцина поступило встречное предложение: принять Выставку в ведение Совета министров РСФСР и преобразоваться в акционерное общество «Российский деловой выставочный центр».

Указом №663 от 23 июня 1992 года, подписанным Президентом РФ Б.Н. Ельциным, Выставка достижений народного хозяйства была преобразована в открытое акционерное общество «ГАО ВВЦ».

К 1994 году в павильонах ВВЦ были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства. Да и те к первой половине 2000-х были ликвидированы. Нетронутым местом на ВВЦ остался тогда лишь парк аттракционов, где можно было хоть как-то провести свой досуг. Остальные места Выставки превратились в вещевой рынок и дымные шашлычные.

Несмотря на варварское использование павильонов и прекращение полноценной выставочной работы, ВВЦ удалось сохранить большую часть своего уникального архитектурного комплекса.

Как это ни странно, отчасти этому способствовал пожар, случившийся весной 1993 года в павильоне «Профтехобразование» (на площади Дружбы Народов). Сразу после пожара на государственную охрану были поставлены 49 павильонов и сооружений, каскад искусственных прудов со всей прилегающей территорией, Мичуринский сад, Дубовая роща (Шереметьевская дубрава), Каштановая роща и даже цветочные партеры. А в 1994 году был составлен дополнительный список из 35 отдельных зданий, также рекомендуемых к постановке на государственную охрану.

Впрочем, некоторые павильоны сохранить так и не удалось. В связи с тем, что здания использовались как магазины и склады, в 2005 году пожар уничтожил павильон «Охота и звероводство» (памятник архитектуры), а в 2011 году сгорел и павильон с уникальными росписями В.А. Фаворского «Ветеринария».

Мы не будем долго рассказывать о поистине катастрофическом периоде, выпавшем на долю уникального выставочного комплекса. Приведем лишь фрагменты статей центральных газет и писем высокопоставленных государственных лиц. Они очень точно характеризуют события, в эпицентре которых оказалась Главная выставка страны.

6 сентября 1991 года. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин — Главе Правительства РСФСР И.С. Силаеву

«...Нельзя допустить, чтобы существующий комплекс был развален. Другое дело — надо решить форму и содержание его дальнейшей работы. Прошу оперативно внести предложения».

12 апреля 1995 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков — Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину

«...Практически потерян крупнейший национальный выставочный комплекс как национальное достояние России и любимейшее место отдыха москвичей. Всероссийский выставочный центр сегодня — это примитивный базар с неухоженной и загрязненной территорией и высокой степенью криминогенности. Правительство Москвы считает, что этот комплекс должен эффективно функционировать в интересах реформируемой российской экономики, приносить практическую пользу для столичной промышленности, науки и культуры».

«Российская газета». 1996 год

«…Наше время не прошло мимо такого лакомого куска, обладающего уникальными возможностями. Когда прекратилось финансирование ВВЦ, администрация Выставки пошла, видимо, по единственно возможному в то время пути. Для того чтобы сохранить выставочный комплекс, чтобы его со всем содержимым просто-напросто не растащили, администрация стала сдавать помещения коммерсантам в аренду. Сейчас там полторы тысячи торговых павильонов и всяческих палаток, в которых по большей части торгует приезжий люд, включая вьетнамцев, африканцев... Десятки, а может, и сотни офисов. И Выставка как коммерческая организация выжила. Комплекс себя окупает и даже дает прибыль. Но Выставка как выставка умерла».

23 апреля 1997 года. Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления В.В. Путин — Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину

«...Учитывая важность реализации государственной политики России по развитию выставочной деятельности, а также национальную значимость Всероссийского выставочного центра, предлагаем поручить Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Москвы принять согласованное решение в отношении государственного акционерного общества «Всероссийский выставочный центр».

«Российская газета». 1999 год

«…В одном из павильонов, отключенном от электроснабжения, сотрудники по вечерам жгли свечки, дышали на пальцы, чтобы не замерзнуть, но с работы не уходили».

Первому десятилетию 2000-х годов суждено было стать для ВВЦ периодом медленного обретения своей выставочной сути. В начале 2000-х руководство комплекса все-таки захотело изменений. Нет, об отказе от розницы речи и быть не могло, но вот придать деятельности более благообразные формы хотелось. Решено было развивать выставочное направление — страна поднялась с колен, уже было что рассказать и показать.

«Признаки выставочной жизни» ВВЦ проявил в юбилейном 2009 году, когда в дополнение к трем выставочным павильонам (№20, №57 и №69) открылся мультимедийный павильон №75 («МосЭкспо»), который отвечал всем современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. Павильон стал центром проведения международных мероприятий и собственных выставочно-конгрессных проектов, которые демонстрировали новейшие технологии в области здравоохранения, инноваций, энерго-и ресурсосбережений.

Параллельно стало развиваться международное сотрудничество — со странами-республиками бывшего Советского союза. В 2003 году в павильоне №68 («Угольная промышленность») был открыт Торгово-выставочный центр «Армения», представивший произведения известных армянских художников, ювелиров, виноделов. В 2004 году в павильоне №4 («Кыргызстан») начала работу первая выставочная экспозиция, представленная Кыргызской республикой. С 2008 году в павильоне №18 («Республика Беларусь») появились образцы белорусских текстильных товаров, мебели и национальных сувениров.

В 2010-2011 годах Правительство России предложило всем странам СНГ вернуться на просторы ВВЦ на особых условиях и приступило к заключению ряда Межправительственных соглашений об организации на территории комплекса торгово-выставочных павильонов республик, принявших приглашение к сотрудничеству. По Межправительственным соглашениям страны обязывались провести полную историческую реставрацию зданий за свой счет, а затем получали его в долгосрочную аренду на 50 лет на условиях платы по ставке 1 рубль в год.

Тем временем в Правительство Российской Федерации — основному владельцу акций ОАО «ГАО ВВЦ» — и в Правительство Москвы (обладателю 30% пакета акций) десятками в год поступали предложения и концепции от частных инвесторов о том, что следует сделать на территории Выставки. Восстановление комплекса было не в приоритете — а вот роскошные земли привлекали. Фантасмагорические проекты предполагали в том числе и строительство до 500 000 кв. м жилой недвижимости. По состоянию на ноябрь 2013 года около 30% земель и объектов ВВЦ уже находилось в частной собственности.

Возрождение ВДНХ

Возрождение ВДНХ началось в конце 2013 года, когда президент России Владимир Путин передал уникальный выставочный комплекс Правительству Москвы. Проект возрождения Главной выставки страны возглавил Мэр Москвы Сергей Собянин.

Уже весной 2014 на ВДНХ были проведены противоаварийные работы в павильонах, вывезены тонны мусора, ликвидированы незаконно возведенные постройки и палатки, запрещена незаконная торговля.

В 2015 году открылись новые пространства — центр океанографии и морской биологии «Москвариум», исторический парк «Россия — моя история», развлекательно-образовательный центр «Городская ферма» и другие.

В 2017 году на ВДНХ начался второй этап возрождения — масштабная реконструкция и благоустройство территории. Была завершена комплексная модернизация инженерных сетей ВДНХ — в общей сложности здесь обновили более 130 км подземных инженерных коммуникаций, проложили 20 км новых труб. В рамках программы «Чистое небо» под землю были спрятаны 26,9 км проводов.

В период с 2016 по 2018 год на ВДНХ было отреставрировано 11 объектов культурного наследия: арка Северного входа, центральная часть арки Главного входа, павильон №18 «Республика Беларусь», павильон №34 «Космос», павильон №58 «Земледелие», павильон №62 «Охрана природы», павильон №84 Дом культуры, павильон №13 «Здравоохранение», 14 фонтанов на Центральной аллее, фонтан «Золотой колос», а также восстановлены цветочные партеры ВДНХ.

Кроме того, было отреставрировано восемь исторических и других объектов ВДНХ: для посетителей открылись павильон №27 «Физкультура и спорт», павильон №28 «Пчеловодство», павильон №36 «Переработка продукции сельского хозяйства», павильон №47 «Свиноводство», строение №421 Дворец бракосочетания, строение №516 Павильон Книги, павильон №57,павильон №9 «Юные техники».

Летом 2018 завершились масштабные работы по благоустройству Центральной аллеи, здесь снова заработал отреставрированный комплекс 14 фонтанов в восьмигранных чашах, облицованных красным гранитом. Все работы проводились в строгом соответствии с проектом 1954 года.

После 30-летнего перерыва отреставрирован и запущен «Золотой колос» — самый зрелищный фонтан ВДНХ. Каменский пруд, над которым возвышается фонтан, впервые за все время привели в порядок — его почистили и обновили мостик для кормления рыб.

К открытию сезона фонтанов в 2019 году проведена первая за более чем 60 лет комплексная реставрация фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок».

ВДНХ сегодня – это 325 гектаров площади. Таким образом за 80 лет выставка подросла на 189 га (со 136 в 1939 году).

Согласно комплексной концепции развития ВДНХ, ее территория включит семь зон, каждая из которых имеет свою тему, образ и смысл. Это Централь­ная аллея с уникальным выставочным простран­ством «Музейный город», всесезонный тематиче­ский Парк аттракционов, образовательный кластер «Парк знаний», Ландшафтный парк, Парк ремесел, зона ЭКСПО и парк «Останкино».

За павильоном «Центральный», между фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок», расположился цветочный партер. Его узоры восстанавливались по чертежам 1950-х годов. Воссозданные цветочные партеры отмечены премией «Московская реставрация — 2017».

С возрождением ВДНХ вторую жизнь получили и национальные павильоны бывшего СССР. На основании соглашений, заключенных Правительством Российской Федерацией с Правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова и Республики Абхазия о создании выставочно-торговых центров на ВДНХ, в долгосрочную аренду переданы павильоны №4, 68, 18, 11, 4, 10 и 6.

В соответствии с межправительственными соглашениями в данных павильонах будут организованы постоянно действующие экспозиции, знакомящие посетителей с историей, культурой, экономикой, инновационным развитием и туристическим потенциалом указанных государств.

«Музыка на Крыше»

В 2018 году на ВДНХ начала работу уникальная площадка — крыша павильона «Рабочий и колхозница», где дважды в неделю на протяжении всего лета для гостей Выставки проходили живые концерты в рамках проекта «Музыка на крыше». Крыша «Рабочего и колхозницы» стала местом, которое объединило поклонников различных музыкальных стилей и направлений. Концептуально программа мероприятий совмещала два направления: по четвергам для любителей классических музыкальных жанров звучали джаз и инструментальная музыка, а воскресные концерты на крыше открывали гостям ВДНХ новых исполнителей, знакомили с модными трендами и музыкальными жанрами от инди-рока и электронной музыки до ритм-энд-блюза и нового фолка.

Парк ремесел

Парк ремесел — пространство общественных мастерских на ВДНХ, объединяющее на своей территории ремесленников, художников и промышленных дизайнеров, занимающихся переосмыслением традиций ручного труда. Открытие Парка ремесел состоялось в июне 2016 года.

Мастерские Парка ремесел располагают всем необходимым оборудованием для работы и инфраструктурой для общения и обучения. В настоящий момент к парку относятся пространства — «Дом ремесел», мануфактура «Дымов Керамика», косметическая лаборатория и образовательный центр Pure Love, мастерская елочных игрушек Christmas Art, Карамельная мануфактура, «Рыбацкая деревня», «Городская ферма», кафе «Свадьба соек» и другие. Интеллектуальным пространством Парка стала Библиотека ремесел — совместный проект ВДНХ и библиотек Северо-Восточного округа столицы.

«Городская ферма»

В августе 2015 года начал свою работу развлекательно-образовательный центр «Городская ферма». Расположился рядом с историческим павильоном №44 «Кролиководство» — на территории, прилегающей к пруду №5. Главная цель проекта «Городской фермы» — образовательная. На ферме обитают коровы зебу, козы, гуси, куры, кролики и другие животные, на территории разбиты настоящие сад и огород. Круглогодично здесь проводятся мастер-классы, лекции, тематические презентации растений и животных, а также развлекательные мероприятия различного формата.

Досугово-образовательный комплекс «Техноград»

Осенью 2018 года на ВДНХ открылся «Техноград» — один из крупнейших инновационных образовательных комплексов Москвы с многофункциональными зданиями для реализации современных образовательных, учебных и исследовательских программ. Это новый формат образования для людей практически всех возрастов. «Техноград» позволяет обучиться одной из выбранных специальностей, пройти профессиональную переподготовку, повысить квалификацию, а также получить базовые предпринимательские навыки. Основных направлений шесть: «Промышленность», «Цифровые технологии», «Услуги для населения», «Городская инфраструктура», «Креативные технологии» и «Креативные индустрии». «Техноград» реформирует образовательный досуг — все обучение в комплексе построено на непосредственном вовлечении в процесс, слушатели научатся работать на современном оборудовании.

Во все времена исторические павильоны ВДНХ служили площадками для разнообразных экспозиций, а музейно-выставочная деятельность была и остается одним из главных направлений работы.

Сегодня на глазах посетителей павильоны Главной выставки страны наполняются новым содержанием, сохранив прежний смысл. И уже сейчас ВДНХ занимает одну из лидирующих позиций в Москве в сфере музейно-выставочной деятельности.

Знаковым событием 2018 года стало открытие крупнейшего космического музея страны — центра «Космонавтика и авиация» в отреставрированном павильоне №34 «Космос». В экспозиции на площади свыше 15 тысяч квадратных метров представлено более 120 уникальных никогда ранее не выставлявшихся образцов летательной и космической техники. Более 50 объектов изготовлено специально для центра. Среди уникальных экспонатов — полноразмерный макет станции «Мир», макет первого искусственного спутника Земли и даже образец лунного грунта.

Весной 2018 года ВДНХ запустила собственный выставочный проект «Резидент», в рамках которого музеи Москвы, российских регионов, а также бывших республик Советского Союза представляют на Главной выставке страны лучшие экспонаты из своих коллекций.

ВДНХ ЭКСПО — одно из важных подразделений Главной выставки страны, курирующее конгрессно-выставочную деятельность. В своем новом качестве бренд начал формироваться в конце 2014 года.

ВДНХ находится в статусе действительного члена Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA). Выставки проходят при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Московской торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей.

ВДНХ ЭКСПО ежегодно проводит более 100 отраслевых выставок и 350 конгрессных мероприятий, в которых принимают участие свыше 25 000 экспонентов из 70 стран мира, организует проведение гостевых мероприятий, реализует собственные выставочно-конгрессные проекты, направленные на демонстрацию новейших технологий в области сельского хозяйства, здравоохранения, инноваций в городском ЖКХ, энерго- и ресурсосбережении.

Спорт на ВДНХ

Впервые в истории постсоветской России павильон №27 «Физкультура и спорт» открылся для посетителей — после завершения реставрации здесь начал работать многофункциональный спортивный зал.

Спортивная зона рядом с павильоном №27 «Физкультура и спорт» включает в себя несколько площадок под открытым небом для занятий футболом, волейболом и другими видами спорта.

В парке «Останкино» есть все необходимое для тренировок — площадки для воркаута, футбольное поле, различные тренажеры. Поклонники спортивного отдыха могут составить для себя оптимальную фитнес-программу в любой день недели. Для любителей поиграть в мяч в парке расположен стадион, на котором находится полноразмерное футбольное поле с натуральным газоном, а также трибуны для 600 зрителей. Вокруг футбольного поля расположены беговые дорожки с резиновым покрытием.

Итак, получив информацию об истории и основных эпохах, предлагаем непосредственно прогуляться по ВДНХ, так сказать, прикоснуться к этим самым эпохам.

Нашу прогулку мы начнём также, как и начинали её посетители выставки в 1939 году, с Арки Северного входа (N55 49.845, E37 38.260). Главного момент открытия выставки входа.

Арка Северного входа, обращенная в сторону улицы Сергея Эйзенштейна, когда-то служила главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Она была выстроена к первому открытию Выставки, состоявшемуся 1 августа 1939 года. Автор сооружения архитектор Л.М. Поляков, скульптор Г.И. Мотовилов. Это вторая постройка на этом месте, так как в 1937 году по проекту главного архитектора ВСХВ В.К. Олтаржевского здесь уже был выстроен главный вход. Но он, как и целый ряд уже готовых или строящихся павильонов, был сочтен слишком простым и не отвечающим духу Всесоюзной выставки.

Легкая трехпролетная арка отражает масштаб ВСХВ 1939 года, ее архитектура будто сохраняет «воспоминание» о геометричности простых форм конструктивизма, являясь одновременно монументальным и простым для восприятия сооружением. Арка Северного входа – единственное на сегодня сооружение 1939 года, дошедшее до нас без поздних переделок.

Выполненная в камне арка приятно поражает своей легкостью. Архивольта крупной центральной арки, высотой в 21,5 метров, вздымается, как бы повисая в воздухе.  Это законченная архитектурная форма прекрасно дополняется талантливо выполненным скульптором Мотовиловым позолоченным барельефом. Обрамляющий арку барельеф с плодами эффектно выделяется на фоне белого камня. Перекрытия боковых арок представляют собой нарядно декорированные барельефами купола с крупными воздушными просветами.

Арка 1939 года являлась начальной точкой осмотра ВСХВ: пройдя ее, посетитель попадал на Административную площадь, а оттуда через Главную аллею – к Главному павильону с 52-метровой башней. Венчавшая башню скульптура тракториста и колхозницы, бывшая эмблемой ВСХВ, хорошо просматривалась уже на подходе к арке.

В конце 1970-х годов граница ВДНХ расширилась, и Северный вход перестал нести функциональную нагрузку, а остался фактически как памятник архитектуры 1930-х годов, не потерявший своего очарования и сейчас. Однако некогда образ его был символом ВСХВ, и символом настолько всеобщим, что победивший на конкурсе проектов Главного входа на ВСХВ 1954 года архитектор И.Д. Мельчаков вольно или невольно включил в центральный пролет своего грандиозного шестиколонного портика сегодняшней арки главного входа ведущий элемент входа Л.М. Полякова — украшенную рельефом арку.

Еще недавно через Арку Северного входа по-прежнему можно было пройти к центральной части Выставки, но после постройки большого стеклянного павильона №75, эта возможность утрачена.

Осмотрите арку бывшего Главного входа ВСХВ-ВДНХ. Найдите на ней старый репер, последняя цифры с него – значение А.

Продолжаем двигаться дальше. Прикоснёмся к следующей эпохе – эпохе масштабной реконструкции 1954 года.

- Павильон № 51 «Мясная промышленность»  («Главмясо»). N55 50.232, E37 37.154.

Самый большой из торговых павильонов ВСХВ был построен для пищевого продукта, который в СССР ценился выше всего – мяса. Проектированием павильона занимался профильный институт Министерства мясной и молочной промышленности (архитекторы В. М. Лисицын и С. Г. Чернобай). Первоначально павильон назывался «Главмясо», в 1956 г. его изменили на «Мясную промышленность». С тех пор название павильона, размещенное на фасаде, остается неизменным.

Вводный зал павильона представляет собой единое помещение во всю высоту здания, не разделенное на этажи, освещенное вертикальными окнами главного фасада и стеклянным куполом. Две парадные мраморные лестницы сразу настраивают посетителей на торжественный лад, создавая обстановку небольшого дворца. Главную стену украшает живописное панно, изображающее пейзаж с мирно пасущимися коровами на косогоре. На стенах расположены керамические картины с видами крупнейших мясокомбинатов СССР. Также в залах второго этажа прекрасно сохранились фаянсовые панно с изображениями птиц, оленей, овец, свиней и быков, а также хрустальные люстры, зеркала, двери и мебель из орехового дерева. В одном из залов был даже установлен небольшой керамический фонтан, который также сохранился.

На первом этаже павильона за большими стеклами работали два демонстрационных зала с автоматами по производству котлет, сосисок и сарделек, а также пельменей и пирожков. На втором этаже находились закусочно-дегустационный зал и магазин готовой продукции.

Павильон «Мясная промышленность» знаменит своей скульптурной группой на крыше, напоминающей о мифологическом подвиге Геракла – укрощении критского быка. Работник мясокомбината в спецодежде, немного откинувшись назад, придерживает на цепи громадного быка. Тот спокойно и пристально смотрит вниз, одна его нога приподнята, как будто он собирается спрыгнуть с карниза (скульптор Н. А. Конгисер). Силуэт быка прекрасно читается из запрудной части выставки. Именно этот ракурс вдохновил известного художника-концептуалиста А. Монастырского на его программный текст «ВДНХ – столица мира».

С задней стороны к двухэтажному павильону пристроена трехэтажная подсобно-производственная часть. В постсоветское время тут располагались различные офисы.
В 1954 г. еще две скульптуры быков с огромными рогами стояли на невысоких постаментах по бокам от входа в павильон. Они украшали довоенный предшественник павильона, который тоже назывался «Главмясо» и стоял неподалеку. До наших дней от этих скульптур дошли лишь постаменты.

Осмотрим павильон со всех сторон и посчитаем количество ступеней пожарной лестницы, закрытых деревянным кожухом. Б.

- Прогуляемся до павильона № 47 «Свиноводство» («Дом ремёсел»).

В 1939–1941 гг. на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки располагался комплекс временных деревянных павильонов животноводческого городка, построенный по проекту архитектора А.О. Колесниченко, включающий в себя типовые коровники, телятники, cвинарники и многие другие постройки, характерные для любого села Советского Cоюза.

Так как постройки животноводческого комплекса были деревянными, то к открытию Выставки в 1954 г. было принято решение заново отстроить из кирпича новые, оснащенные по последнему слову техники здания по проекту архитектора А. О. Колесниченко и Г.Г. Cавинова.

К открытию выставки после реконструкции 1954 г. для животноводческих павильонов и вольеров со всей страны было привезено множество пород животных: крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы и др. На выставку привозили самых лучших животных — рекордсменов и гигантов.

В демонстрационных залах павильона «Свиноводство» было 300 животных, предоставленных лучшими хозяйствами из различных регионов Советского Союза. Значительное внимание в экспозиции уделялось методам выведения лучших отечественных пород и приемам работы свиноводов-передовиков, добившихся выдающихся показателей по плодовитости, скороспелости и откормочным качествам свиней. В павильонах было представлено такое разнообразие пород свиней, которые уже и не встретишь на постсоветском пространстве нашей огромной Родины.

Специалисты ВСХВ вели большую научную, образовательную и культурную работу. В павильонах проводились семинары, читались лекции, демонстрировались научно-популярные, документальные и художественные фильмы в специально оборудованных для этого помещениях и кинозалах. У входа в каждую из сельскохозяйственных построек стояли стенды, рассказывающие посетителям о хозяйствах, демонстрирующих свой скот, о передовых колхозных фермах, о лучших колхозных животноводах и др.

Интересно, что в каждом павильоне участники Выставки совершенно бесплатно консультировали посетителей по вопросам, связанным с методами своей работы в передовых колхозах и совхозах Советского Союза. Комплекс, посвященный свиноводству, включал в себя три здания: «Свиноводство-1», расположенного вдоль выводного круга (cейчас в этом здании находится «Дом ремесел»), а так же «Свиноводство-2» и «Свиноводство-3», расположенные за его пределами.

В первом павильоне посетители видели высокопродуктивных хряков и маток плановых пород. Второй павильон демонстрировал животных различных породных групп. Третий павильон — откормочных животных. К тому же посетители наблюдали специальную подвесную дорогу для транспортирования кормов. Во внутреннем дворике между павильонами располагался небольшой выводной круг для показа животных.

В 1990-е гг. знаменитых чемпионов ВСХВ, населяющих павильоны «Свиноводство», сменяют разного рода арендаторы, здание по своему прямому назначению не используется, задорного хрюканья свинок больше не слышно. Однако в 2016 г. в павильоне закипела работа. Открылся Парк ремесел — новое пространство общественных мастерских на ВДНХ, объединяющее на своей территории ремесленников, реставраторов, художников и промышленных дизайнеров, занимающихся переосмыслением традиций ручного труда.

Я имел честь здесь попрактиковать своё мастерство в работе с деревом - изготовлении домика для кошек, кормушки для белок, кормушки для птиц в находившейся до июля 2019 года столярной мастерской СМ-47.

Также в Доме ремёсел расположена совершенно потрясающая стекольная мастерская. Ребята из стекла изготавливают невообразимые яркие сувениры, игрушки, броши, значки. Могут даже провести мастер-класс, и Вы сможете изготовить подобную вещицу себе. Например, можете сделать свой значок Геокешинга. Уверен, многие хотели бы получить яркую красивую вещь в качестве подарка или сувенира.

Ещё в Доме ремёсел есть сыроварня, где также проводят мастер-классы и кофейня, где непосредственно происходит обжарка кофейных зёрен, и Вы сможете передохнуть перед продолжением прогулки, выпив стаканчик ароматного и свежеприготовленного кофе.

Чтобы наш поход в эту часть ВДНХ не был напрасным, хотя, зайдя в павильон Вы убедитесь, что он и так был не напрасен, предлагаю посчитать вентиляционные трубы невысокого роста, накрытые конусами. Это будет значение В. Число нечётное.

Передохнули, держим путь дальше.

- Павильон № 422. Кафе «Московское небо» («Главкондитер», Дом приёмов). N55 50.125 E37 37.548.

В 1954 году ВДНХ вновь открыли для посетителей после войны и начали возводить самые красивые павильоны, среди которых павильон № 422 «Главкондитер», построенный под руководством одного из лучших архитекторов СССР Александра Борецкого, в чьем послужном списке гостиница «Ленинградская» и вторая очередь гостиницы «Москва».

Ученики послевоенного поколения очень хотели делать современную архитектуру, и почти все стали заметными представителями модернизма 1950–1960-х годов. В павильоне «Главкондитер» видно, как модернизм рвется наружу из классики. Колонны высокие, тонкие, поставлены с большими промежутками, что создает впечатление воздушности беседки. Основание здания прорезано большими полуциркульными окнами, отчего оно тоже кажется легким. Павильон создан на самой границе между сталинским ампиром и хрущевским модернизмом, и до 1964 года был советским вариантом лучших европейских кафе, с садом и просторной верандой. Затем кафе закрыли, а в здании поселился Иностранный отдел ВДНХ СССР.

В 2016 году здесь открылся ресторан Московское небо. Очень стоящее место. Дорого, но вкусно и уютно. Ресторан «Московское небо» возвращает нас в советское время. Воздушный интерьер, ностальгическая музыка. Шеф-повар включил в меню все самые популярные блюда советской кухни, но в новом, оригинальном прочтении. Кроме отличной кухни, ресторан приятно удивляет дизайном с «самолетной» темой.

Очень уж мне понравилась беседка этого кафе. Количество ласточек в Московском небе даст значение Г.

Продолжаем прогулку по эпохе масштабной реконструкции ВДНХ 1954 года.

- Павильон № 16 «Гидрометеорология» («Гидрометслужба»). N55 49.835 E37 37.368.

В рамках реконструкции ВСХВ начала 1950-х был возведен павильон «Гидрометеослужба». Павильон возведен в 1954 году по проектам С. Матвеева и Г. Семенова. Это здание и сегодня привлекает внимание посетителей Выставки необычной эмблемой, на которой покрытый изобарами земной шар окружают символы погоды.

Расположенная за павильоном метеостанция имеет более давнюю историю. Она открылась в 1939 году, иллюстрируя прочную зависимость успехов сельского хозяйства от точности прогнозирования погодных условий. Закрытая в связи с началом Великой Отечественной войны, станция возобновила свою работу в 1948 году и с тех пор действует по своему прямому назначению.

Гидрометеорологический комплекс на современной Выставке представлен действующей метеостанцией. Ее данные используются для определения фактической погоды и температурных рекордов в столице. В обязанности метеостанции ВДНХ также входит передача штормовых предупреждений в Гидрометцентр РФ и Главное управление МЧС России по городу Москве.

Агрометеорологическая станция на ВСХВ занимала три площадки, на которых были установлены различные приборы для специальных исследований. Оборудование, представленное на метеостанции современной Выставки, фиксирует температуру воздуха и почвы, влажность, направление и скорость ветра. Данные позволяют рассчитывать, например, нормы осадков и атмосферного давления, высоту снежного покрова в Москве.

В павильоне №16 долгие годы работал уникальный музей, в котором можно было узнать о том, чем занимаются метеорологи, как составляются прогнозы погоды, как атмосферные явления влияют на развитие сельского хозяйства и как бороться с их неблагоприятными последствиями. К сожалению, время не пощадило экспозиции. До наших дней из нее сохранилась лишь небольшая пушка для разгона дождевых туч.

В сентябре 2016 года начался капитальный ремонт павильона с приспособлением под сменную экспозицию, завершившийся в конце апреля 2017 года. Некогда известный на весь Союз уникальными музейными экспонатами, а в 90-е годы приспособленный под торговлю, павильон распахнул двери для любителей современного искусства и всех гостей ВДНХ. 

Башня павильона была восстановлена в первозданном виде, включая частично утраченный медальон в виде глобуса на фасаде. Были усилены фундаменты, произведена полная замена кровли, установлен новый световой фонарь со шпилем, восстановленный по архивным чертежам. Полностью заменено остекление башни и витражные стекла первого этажа. Также была полностью воссоздана гранитная лестница на второй этаж.

Помимо выставочного пространства, в павильоне №16 появился современный инфоцентр. Инфоцентр — это современное информационно-коммуникационное пространство, оперативно предоставляющее посетителям актуальную информацию о возможностях времяпрепровождения на территории Выставки. Также здесь можно приобрести сувенирную продукцию ВДНХ, карты и путеводители, подзарядить мобильные устройства. Инфоцентр работает ежедневно с 11:00 до 21:00.

Посчитаем количество лучей на звезде над главным входом. Получим значение Д.

Движемся дальше, благо здесь недалеко.

- Павильон № 516 «Книги». N55 49.808, E37 37.140.

Торговый павильон «Дом книги» был построен в 1952–1954 годах по проекту В.М. Бочкарёвой. Своим обликом павильон рождает ассоциации с Античностью, что было характерно для архитектуры послевоенной эпохи.

Главное украшение торгового павильона — дорический четырехколонный портик, завершенный треугольным фронтоном. В тимпане фронтона — рельеф изображения оплетенной дубовыми ветками книги в окружении серпа и молота с развевающимися по сторонам лентами. Важной деталью, которая подчеркивает основные направления литературы, в основном представленной в ассортименте магазина, являются медальоны на тему образования с тремя повторяющимися композициями на фризе портика: циркуль, транспортир и лист.

В павильоне два этажа: на первом располагался торговый зал, на втором — отдел «Книга — почтой», где любой посетитель выставки мог подать заявку на доставку интересующего его издания. Только за первые три месяца работы послевоенной Выставки было выполнено 4 тысячи заказов на общую сумму свыше 140 тысяч рублей. В том же зале проводились лекции, семинары и литературно-музыкальные вечера.

Наибольшим спросом у гостей всегда пользовались путеводители и планы Выставки, сельскохозяйственная и научно-техническая литература, труды выдающихся отечественных ученых, художественная литература, книги по строительству и изобразительному искусству.

Весь период своего существования павильон работал по первоначальному назначению, как книжный магазин, вплоть до 2009 года. Необыкновенная чистота классических форм и высокая степень сохранности делают павильон «Дом книги» исключительным в ряду построек ВСХВ, сохранившихся до наших дней.

Интересно, что Дом книги расположен на самой высокой географической отметке ВДНХ, что подчеркивает значимость наличия книжного магазина для послевоенной Выставки и роли печатного слова в культуре послевоенной поры.

19 октября 2017 года государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО и Российское военно-историческое общество при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открыли исторический павильон №516 «Книги».

Павильон Книги — это книжный клуб, открытый для каждого. Здесь можно отдохнуть за чтением, принять участие в дискуссиях и образовательных проектах, поделиться идеями за чашкой кофе и обзавестись книжными новинками.

После проведенного ремонта в пространствах павильона организовано несколько зон -читальный зал с зоной для отдыха и чтения в домашней атмосфере (с диванами, пуфиками и пледами); лекторий для проведения встреч с писателями, лекций и образовательных проектов литературной школы, литературных вечеров, презентаций новых книг, кинопоказов; книжный магазин и кафе; парковая зона, которая позволит создать дополнительное пространство для посетителей в теплое время года и возможности для проведения различных мероприятий на открытом воздухе.

Здесь также собрана библиотека современных редких и малотиражных изданий, работает сервис литературных рекомендаций и обмен книгами.

В павильоне создана уютная атмосфера для чтения и отдыха. Мягкие кресла, домашние растения, тёплый свет. Есть даже балкон с диванами. Запах кофе и книг.

Кроме чтения в павильоне часто проходят просмотры фильмов с дальнейшим их обсуждением. С расписанием можете ознакомиться на сайте павильона – knigi516.ru.

А мы с Вами зайдём на балкон, возьмём книжку, опустимся в мягкий диван и посчитаем ягодки на одном из барельефов потолка. На том, что изображает раскрытую книгу с факелом. Количество ягодок и будет значением Е.

Думаю, Вы достаточно погуляли по эпохе 1954 года, поэтому стоит перенестись в более позднее время – в эпоху празднования юбилея Октябрьской социалистической революции – 1967 год.

- Павильон № 46. Экономика и организация АПК. N55 50.300, E37 37,679.

Построен в середине прошлого века — в 1966–1967 годах. Архитекторы — Архипов, Перевозникова; инженер — Томилина.

Один из самых загадочных павильонов на ВДНХ. Внешне представляет собой прямоугольное приземистое здание. Крыша его выполнена в виде ряда из трех пирамид, что придает ему признаки египетского и китайского стиля архитектуры.

Экспозиция, размещённая в павильоне, была посвящена современному состоянию и перспективам развития агропромышленного комплекса СССР. В 1990-е годы экспозиция была упразднена, и здание стало использоваться в торговых целях. В данный момент в нём размещается дирекция и пресс-центр Политехнического музея.

Обойдём здание с тыла. Количество каменных плит, обрамляющих одно маленькое окно. Значение Ж.

- Павильон № 70. «Монреальский». N55 49.752, E37 38.447.

Павильон имеет уникальную судьбу – он представлял Советский Союз на Всемирной выставке 1967 г. в Монреале (Канада). После окончания Expo 67 павильон разобрали и несколькими кораблями перевезли через океан обратно в Москву. Это очень редкий прецедент не только для советской архитектурной практики, но и для всей истории международных выставок.

СССР придавал очень большое внимание участию в монреальской выставке: за несколько лет до этого, еще при Хрущеве, предполагалось организовать Всемирную выставку 1967 г. в Москве. Были даже подготовлены проекты по перестройке территории ВДНХ под эту выставку. Финансовые соображения, а также перемены в международной обстановке привели к тому, что СССР отказался от своей заявки на проведение выставки, и за этот проект взялся Монреаль.

Кроме того, на тот момент последней по времени Всемирной выставкой была выставка 1958 г. в Брюсселе, где Советский Союз выступил очень успешно, прежде всего за счет демонстрации своих космических спутников. В середине 1960-х гг. большую выставку организовал Нью-Йорк, но из-за формальных нарушений Международное бюро выставок не подтвердило ее статус в качестве Всемирной выставки; СССР в ней не участвовал. Получалось, что Монреаль становился первой глобальной площадкой для показа советских достижений почти за 10 лет. К тому же в 1967 г. праздновался юбилей Октябрьской революции.

Сооружение, созданное архитекторами М. В. Посохиным, А. А. Мндоянцем и Б. И. Тхором, и в самом деле оказалось выдающимся. Эффектная кровля с большим козырьком держится на четырех у-образных стальных опорах, на которых укреплены перекрытия антресолей. Основной объем, поднимающийся над стилобатом, имеет полностью стеклянные стены, так что массивное здание кажется невесомым. Все экспозиционные уровни – антресоли, террасы – хорошо просматриваются снаружи. Особенно эффектно освещенный павильон смотрелся в ночное время.

Стена главного фасада павильона немного наклонена вперед, чтобы придать всей постройке дополнительную динамику. Сквозь фасадное стекло виден узор на потолке из алюминиевых пластин, очертаниями напоминающий первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, строительство которого как раз завершалось в то время. 

Стальной каркас павильона был изготовлен в Италии. Также итальянские специалисты производили инженерный расчет и монтаж павильона в Монреале. Остальные отделочные материалы и оборудование были привезены из Советского Союза – алюминий, стекло, дерево, эскалаторы, электрооборудование.

На «Экспо-67» в Монреале демонстрировалась знаменитая «Чечевица», зависшая в центре советского павильона и представлявшая собой ее центральное внутреннее содержимое — ядро в прозрачной оболочке пространства павильона. Это был автономный кинозал «Космос» для просмотра фильмов космической тематики со стерео- и видеоэффектами. Киноэкран имитировал вид из кабины ракеты.

Канадцы назвали его «летящая крыша». Когда темнело, здание вспыхивало ярким светом и становилось еще более воздушным, устремленным в небо. Возникала аналогия: первая страна Советов и Космос, об исследовании которого рассказывала наша экспозиция. Канадская газета «Монреаль стар» писала, что советский павильон лучше всех, какие когда бы то ни было видели всемирные выставки.

На ВДНХ новый павильон поместился между Северным входом и скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (напомним, эта скульптурная группа в свое время также вернулась в Москву после Всемирной выставки 1937 г. в Париже).

Повторная сборка павильона на ВДНХ началась в 1970 г. и заняла целых семь лет. Различия рельефа и климатических условий в Москве и Монреале потребовали внести в проект ряд изменений. В отличие от Монреаля, где посетители поднимались в павильон при помощи эскалаторов, к фасаду была пристроена большая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Были заново устроены вентиляционная и отопительная системы, чтобы павильон мог работать круглый год. 

Павильон открылся осенью 1977 г. выставкой «Интерпрессфото-77». В дальнейшем тут регулярно проходили крупные тематические выставки.

Первая цифра номера пожарного гидранта к красном кубе даст значение З.

А мы тем временем подошли к возрождению выставки 2014 – н.в. Много. Очень много павильонов было возведено за это время. Посмотрим лишь некоторые.

- Кинотеатр-лекторий. N55 50.143 E37 37.684.

Летний кинотеатр ВДНХ вмещает 288 зрителей. Отличие новой площадки от других летних кинотеатров Москвы — наличие крыши, что дает возможность смотреть фильмы и слушать лекции при любой погоде.

Посчитав количество лавочек на площади кинотеатра, получите значение И.

- Техноград. N55 50.140 E37 37.869

В советские годы большую часть территории нынешнего «Технограда» занимала экспозиция «Новое в деревне». Помимо образцов жилых домов, здесь размещались технические, инженерные и бытовые постройки: машиноремонтная мастерская, водонапорная башня, нефтехранилище, баня, полевая мастерская, стан тракторной бригады, погреб и другие постройки.

В постсоветское время эта территория Выставки хаотично и бессистемно застраивалась. В основном здесь располагались хозяйственные сооружения и сараи, которые никак нельзя отнести к достижениям ВДНХ.

Одна из важнейших задач создания «Технограда» и Парка знаний в целом — развитие и эффективное использование восточной части ВДНХ с сохранением исторических построек.

«Техноград» — это комплекс многофункциональных зданий для реализации современных образовательных, учебных и исследовательских программ. Их общая площадь насчитывает 35,5 тысячи квадратных метров, в том числе 21,2 тысячи квадратных метров новых построек.

«Техноград» разместился в восточной части ВДНХ на территории площадью 6 га. Он стал флагманским проектом многофункционального образовательного кластера «Парк знаний», общая площадь которого составит 17,5 га.

«Техноград» — единственный в стране супермаркет профессий. Здесь можно получить навыки по следующим направлениям: промышленность; цифровые технологии; услуги для населения; городская инфраструктура; креативные индустрии; предпринимательские навыки.

Преподаватели «Технограда» — сотрудники ведущих компаний города, партнеров проекта. Компании-партнеры курируют курсы и готовы рассмотреть вопрос о зачислении в штат самых успешных слушателей.

Посмотрим на клумбу между синим и лиловым павильонами. Уж больно укладка плитки приглянулась. Но считать мы будем фонари. Количество фонарей (плафонов) в клумбе между синим и лиловым корпусами. К.

- Шахматный клуб. N55 49.969 E37 38.140.

Футуристическое здание каплевидной формы. Выполнено из дерева и стекла, что создаёт уют внутри и желание провести час-другой за игрой в шахматы.

В универсальной игровой комнате установлено 12 деревянных столов с удобными скамейками. Играть на них можно совершенно бесплатно, а также совершенствовать свое мастерство с преподавателями.

Количество шпилек, крепящих боковые ламели с низкой стороны – Л. Достаточно посчитать шпильки на одной ламели.

 

В процессе подготовки данного тайника нашёл очень интересный ресурс с картами Выставки 1939, 1940, 1941, 1954, 1956, 1958 и 2013 годов - https://printer-ok.livejournal.com/2644.html.

Также нашёл интересный ресурс, позволяющий сравнивать карты разных лет: http://www.retromap.ru/m/#131940_0420092_z15_55.840867,37.614891

 

Список использованной литературы:

1. ВДНХ

2. Узнай Москву

3. Ускользающая красота ВСХВ-1939

4. Музей ВДНХ

5. Планы ВДНХ 1939-н.в.

6. Retromap

Описание тайника

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Serg&El (18.08.2019 20:15:07)
Шаг с репером понравился. И как только замечают в буйстве архитектурной роскоши ВДНХ такие детали?
Aleslav (16.08.2019 20:13:54)
Брали с 3 раз. Проблемы возникли с ламелями, трубами и звездами не без помощи звонка другу значения были определены. Прогулка получилась отличная. Автору спасибо.
DenSol (15.08.2019 20:30:49)
Natiс (11.08.2019 01:25:59)
mmm1863 (10.08.2019 21:20:05)
Steelrat🐭 (09.08.2019 17:51:50)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.