Гора Йештед (Ještěd) (1012 м) – это самая высокая гора на севере Чехии и одна из самых главных достопримечательностей этого региона. На горе расположена самая известная чешская постройка XX века по версии журнала Architekt - телебашня с тем же названием - Ještěd. Она является архитектурной доминантой окрестностей, является символом города Либерец, как и всего Либерецкого края, а также ВУЗа и местного футбольного клуба.
Отсюда открываются обалденные виды на Чехию. А если погода солнечная и ясная, то можно увидеть и соседние страны.
Первыми, кто открыл гору Йештед как место отдыха, стали Флориан и Барбара Хаслеры. В 1868 году они построили на вершине каменный коттедж и назвали его «Роган» в честь герцога Карла Алена Габриеля Рогана, владельца северочешского замка «Сихров» и представителя одного из древнейших французских дворянских родов — Роган-Рошфор. В целях привлечения большего количества туристов на Йештед, Немецкой Горной ассоциацией к коттеджу Хаслеров была пристроена веранда на 200 человек, а в 1876 году на Йештед появилась первая смотровая башня. В 1889 году ее снесли и возвели новую восьмиметровую башню уже со смотровой площадкой, вмещавшей до 20 человек.
В связи с увеличением популярности горы Йештед в январе 1907 года было построено новое мощное каменное строение с 23-метровой смотровой башней, 23-мя гостиничными номерами, верандой на 50 человек, а большая общая гостиная на первом этаже была способна принять около 100 человек. В дополнение к гостиничному комплексу на горе Йештед в 1909-1911 гг была оборудована трехкилометровая санная трасса, которая привлекла в Йештед еще больше туристов. В 1914 году на данной трассе был проведен первый чемпионат Европы.
В 1933 году для удобства спортсменов и туристов к вершине горы Йештед была подведена канатная дорога (1183 м).
В 1959 г. на горе была установлена первая антенна для вещания радио.
Однако богатая история этого уникального гостинично-ресторанного комплекса имела печальный конец — в январе 1963 года здания были уничтожены пожаром при неаккуратной разморозке труб. Восстановлению сооружения не подлежали, поэтому в 1965 году началось строительство нового комплекса по проекту архитектора Карела Губачека и инженера-строителя Зденека Партмана. Решением внутренних помещений занимался Отакар Бинар. С 1963 по 1973 гг велось строительство башни, в которой было решено разместить ресторан, отель и смотровую площадку. В эксплуатацию комплекс был введен в 1973 году.
Башня получилась футуристическо-фантастической. Основой авторской задумки было повторить силуэтом башни форму холма, дополнив и усилив акцент. Высота гиперболоидной конструкции составляет почти 100 метров. Основанием конструкции служит железобетонная плита в форме круга диаметром 33 метра, которая имеет толщину 1 метр. Несущий скелет составляют два железобетонных цилиндра разной высоты в форме труб диаметром 5 и 13 метров с толщиной стен 30 сантиметров. К этим столбам металлическими конструкциями крепятся перекрытия этажей. Многие применённые технологии были новаторскими и были защищены патентами. Большого внимания заслуживает устройство маятника, гасящего колебания башни. За уникальный дизайн авторы были отмечены престижным призом Перрета Международного союза архитекторов в 1969 году.
В 1968 году во время "Пражской весны" и ввода советских войск в Чехословакию, с горы Йештед три дня вело передачи "Радио Свобода". В то же время из временной телевизионной студии на Йештеде вел "последние свободные вещания" будущий президент Чехословакии Вацлав Гавел.
В 1971 г. на башне были установлены первые передатчики для телевизионного вещания. Сейчас на башне установлены антенны и оборудование не только для телерадиовещания, но и базовые станции сотовых операторов.
На втором этаже башни Йештед размещён панорамный ресторан. На пятом и шестом - отель. Интерьер коридоров и номеров повторяет основной мотив — космос и будущее, каким его себе представляли в семидесятых годах. Сейчас все это смотрится как ретро, но все равно очень интересно и нестандартно для гостиницы.
С 1998 года телебашня имеет статус памятника культуры Чешской Республики, а в 2006 году стала Национальным памятником культуры.
Согласно летописям, в 1737 году на вершине горы Йештед был поставлен каменный крест. Выдерживая непростую погоду с сильными ветрами, крест простоял до 1812 года, после чего был заменен на деревянный. Само собой в социалистической Чехословакии этот традиционный деревянный крест был демонтирован, а восстановлен лишь в 1990 году.
Вокруг горы Йештед находится природный парк Йештед, который охраняется государством. Массив Йештед с 1995 года является природоохранной зоной общей площадью более 93 кв. км. На склонах горы работает горнолыжный курорт, который расположен на высоте 540-1000 м. Это самый удобный горнолыжный курорт в Чехии в плане транспортной доступности, потому что до него можно доехать на общественном транспорте. На курорте работают 4 фуникулера и для отдыхающих доступны 12 трасс. Есть три лыжных трамплина. Комплекс страдал от недостатка снежного покрова из-за высокой температуры и небольших осадков в зимние месяцы. Проблему решили при помощи искусственного снега, который теперь покрывает 80% спусков длиной в 8,77 км. В 2008 году здесь проходил чемпионат мира по лыжным видам спорта: прыжки с трамплина, лыжное двоеборье и лыжные гонки.
Подняться на вершину горы Йештед можно тремя способами.
1. Канатная дорога. Является одной из самых старых во всей Чехии. В 70-ых гг. она была полностью реконструирована и сейчас её длина составляет 1188 метров, количество пассажиров, перевозимых за час — 525 человек. Как она работает мы так и не разобрались. Вроде и расписание есть на сайте (1 , 2), но за 2 часа нашего пребывания на вершине движения на канатной дороге мы так и не наблюдали. Стоимость парковки у подножья горы около станции канатной дороги - 100 крон в сутки.
2. На автомобиле. На самую вершину ведет автомобильная дорога. Ближе к вершине она довольно узкая, фактически на одну машину, с крутыми поворотами. Когда мы ехали по ней, местами было реально страшно. Особенно, если учесть, что чехи, как мы заметили в нашей поездке по Чехии, по подобным дорогам передвигаются на приличных скоростях (в рамках разрешенного). Хотя, при этом умудряются разъезжаться. Зимой подъем будет еще более экстремальным. В начале дороги стоит знак, требующий обязательного использования цепей противоскольжения на заснеженной дороге. Есть три парковки. Výpřež Parking - 50 крон. Отсюда либо подниматься по лесным дорожкам порядка 2 км, либо по автомобильной дороге порядка 3 км. Ještěd Upper Hill Parking - 100 крон. Отсюда метров 800 по автомобильной дороге. Есть еще парковка прямо на вершине. Она совсем небольшая, стоит 200 крон и в сезон практически всегда забронирована под постояльцев отеля.
3. Пешком. От подножия горы к вершине ведут много лесных троп и дорожек. Но подъем местами может быть довольно крут.
Если вы без транспорта, то спуститься с горы можно еще одним способом – "koloběžka", что в переводе с чешского означает самокат. Такие прикольные самокаты с надувными колесами. Пункты проката есть на вершине горы рядом с башней и у автостоянки Výpřež. Возвратить самокат можно у подножия горы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: