Остров Мощный (Лавенсаари) [TR/23297]

Побережье
Побережье
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Природный
Техноген
Фортификация
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Кингисеппский р-н
Ближайший нас.пункт
Курголово
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Траншеи недалеко от причала
Траншеи недалеко от причала
ОТ где-то в центре
ОТ где-то в центре
Вид поблизости от тайника
Вид поблизости от тайника
Без подписи
Без подписи
Автор: Jackie
Создан: 29.05.2019
Опубликован: 02.07.2019
(отредактирован: 03.07.2019)

Описание окружающей местности

Остров Мощный – один из Внешних островов Финского залива. До 1951 г. носил название  Лавенсаари (или Лавансаари), которое, как считается, образовано от финского lavea — «широкий, обширный», и saari — «остров».

Внешние острова издавна имели важное стратегическое значение из-за своего расположения на линии фарватера при подходе к устью реки Невы, где в 1703 году была основана столица Российской империи — Санкт-Петербург. В XVII-XVIII веках они стали предметом борьбы между Россией и Швецией, хотя населяли их тогда в основном финские рыбаки.

Ништадтский мирный договор 1721 года закрепил эти территории за Россией. Их долгое время использовали для навигации судов - на островах строили маяки. Распад Российской империи в 1917 году привел к тому, что на Внешние острова Финского залива стала претендовать Финляндия. В 1920 году по Тартускому мирному договору острова вошли в состав этой страны. Однако уже в 1940 году по итогам Советско-финляндской войны острова были переданы СССР, и по итогам Парижского мирного договора 1947 года Внешние острова Финского залива окончательно вошли в состав РСФСР.

Остров Мощный расположен в 45 км к востоку от южной оконечности Гогланда. В 1742 г., во время русско-шведской войны (1741–1743), рейды острова служили точкой рандеву русского флота. В январе 1808 г., во время русско-шведской войны (1808–1809), у острова произошел бой линейного корабля «Борей» под командою капитана 1 ранга Устина Мура с двумя британскими фрегатами, воспрепятствовавший высадке десанта со шведского транспорта на остров Котлин. В конце января 1900 г. благодаря обмену сообщениями по первой практической радиолинии Александра Степановича Попова были спасены с оторвавшейся льдины 27 островных рыбаков.

Во время Первой мировой войны Балтийский флот оборудовал остров береговой артиллерией, расположив здесь батарею десятидюймовых орудий и батарею шестидюймовых орудий, а также построил железную дорогу для её обслуживания. В марте 1918 г. финский отряд занял остров и в конце того же месяца обстрелял ледокол «Ермак», шедший в Гельсингфорс для проводки линейного флота в Кронштадт. После того, как по Тартускому мирному договору остров отошел к Финляндии, он был демилитаризован батареи демонтировали.

Островное население было зажиточным, держали коров и лошадей.  В 1923 г. население острова достигло исторического максимума, составив 1338 человек. Жители были в основном карелами из Эстонии и района Койвисто, основным доходом были рыбная ловля и оказание транспортных услуг. В 1915 г. флот острова составлял от 75 до 85 судов, осуществлявших торговые перевозки между Россией, с одной стороны, и Финляндией и Швецией – с другой.

В 1939 г., перед началом Советско-финской войны, население острова было эвакуировано на материковую Финляндию. 30 ноября 1939 г., после предварительной артподготовки с 17-й железнодорожной батареи, находившейся возле станции Курголово, остров был занят двумя усиленными ротами советской морской пехоты. Зимняя оборона КБФ всю войну держала на острове гарнизон, снабжавшийся по ледовой дороге.

После начала Великой Отечественной войны, когда в конце августа 1941 г. вермахт прорвал Лужскую укреплённую позицию на подступах к Ленинграду, на острова Лавенсаари и Сескар переправили несколько стационарных батарей. После того, как советские войска оставили Гогланд в декабре 1941 года, Лавенсаари оказался самой западной точкой, контролируемой Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ).

В декабре 1941 – апреле 1942 гг. остров служил отправной точкой для штурма и потом снабжения десантов на Гогланд и Большой Тютерс. В кампаниях 1942-1943 гг. остров являлся важнейшей промежуточной базой, которая обеспечивала выход и возвращение подводных сил КБФ на позиции в Центральной Балтике. Значение Лавенсаари для КБФ трудно переоценить – остров был стратегически важен. К лету 1942 года на острове был сформирован сильный гарнизон в составе Отдельного полка морской пехоты, береговых и зенитных батарей. На острове был построен аэродром, который являлся передовым пунктом базирования истребительной и штурмовой авиации флота, проводившей операции над прилегающими водами.

Все силы и средства находившихся частей были сведены в Островной укрепленный сектор Главной военно-морской базы КБФ (позже Островная военно-морская база Кронштадтского морского оборонительного района КБФ), штаб которого располагался на Лавенсаари. На нем базировались советские легкие силы, которые несли дозоры, эскортировали подводные лодки, проводили конвои снабжения, а также вели действия в водах противника. В небе над Лавенсаари почти постоянно шли бои, в которых стороны несли ощутимые потери.

Так как Лавенсаари находился в тройном кольце блокады, вопрос его снабжения был совсем непростым. В 1942-1944 гг. силы Балтфлота наладили регулируемое конвойное движение между Кронштадтом и Лавенсаари, действовала ледовая автомобильная дорога Шепелёвский маяк – Сескар – Лавенсаари протяжённостью 71 км, которую обслуживали инженеры флота.

В ноябре 1945 г., островную военно-морскую базу перевели в Пиллау, сформировав на её основе Пиллаускую военно-морскую базу.

Мощный один из самых залесённых остров залива. В центральной части преобладают сосновые леса, на восточном еловые, на южном смешанные лиственные. На западном берегу и перешейке, соединяющим основной остров и полуостров Промежуточный, – песчаные дюны.  На юге острова есть озеро с пресноводной рыбой, которое протокой соединяется с заливо.

 Источники:
Экспедиция "Гогланд"
Википедия

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Foxelline_qv (09.07.2019 15:36:41)
Приехали с археологической экспедицией на остров. Несколько месяцев назад, во время подготовки экспедиции хотела здесь заложить тайник сама, но сейчас, когда приехали, увидела, что кто-то меня опередил. Отдельное спасибо автору за тайник и описание. Забрала прищепку, положила гигиеническую помаду (годна до 07.2020)
Jackie (03.07.2019 23:20:32)
Честно говоря, не знаю как попасть "среднестатистическому" геокешеру :) Наверно искать по объявлениям - время от времени кто-то возит туда экскурсионные группы (на собственных яхтах, начиная от 4х человек). А в описании тайника ни одно из таких предложений пиарить не хочется... Разве что "Серебрянное кольцо", но у них в расписании на этот год только поездка на Сескар.
DisaV (03.07.2019 15:18:45)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.