«А за Бузулуком был тихий монастырь, где в скиту, в пещере им самой вырытой, жил отшельник, простой мужик. Отец с ним много разговаривал и очень интересовался им».
Сергей Толстой о поездке отца, писателя Льва Толстого в Бузулук в 1875 году.
Живописная и необитаемая местность близи городка Бузулук на отрогах холмов Северный Сырт привлекла внимание крестьянина села Тримихайловка (ныне Сухоречка) Никиты Лоскутова, желавшего вести духовную жизнь свою в уединении и отшельничестве.
«Отсюда куда ни кинь свои поражающиеся удивлением взоры, всюду увидишь чарующие картины дивных окрестностей. И так хорошо, так возвышающе на душу действует эта своеобразная красота гор и лесов, что хочется верить, что Сам Творец от создания мира предназначил это место для обители, для жизни иноков, уже отказавшихся от греховной красоты мира»
К Лоскутову часто присоединялись для совместной молитвы казак Иван Иванович Гнедышев со своим товарищем, известным лишь по имени — Тимофей, а также несколько человек из бузулукских мещан. Совместными усилиями они выкопали на склонах горы пещеры и устроили в них скит. Впрочем, по данным одного из оренбуржских краеведов, пещеры могли быть выкопаны раньше шайкой разбойников, обосновавшихся в этих местах, и уже после их ухода из этих мест подземные ходы заняли старцы-отшельники.
«Летопись дополняет про этих блаженных старцев, что они неоднократно слышали по ночам раздававшийся близ этих пещер чудесный звон колоколов, который им как бы пророчески вещал, что здесь в недалеком будущем воссияет благодатью Божьей иноческая жизнь, процветут христианские добродетели и умножатся подвиги Господа ради; воссияют, как светильники спасительных маяков, и как бы долженствующие ярко озарят всех плавающих в глубокой темноте ночной глубокого житейского моря Христовы подвижники, и их победная над миром и грехом песнь раздастся в молчаливых горах и лесах, как этот тихий и торжественно-чудный звон незримых колоколов».
В 1830-х годах слух об отшельниках широко распространился по округе, в результате чего множество народу, желавшего видеть и говорить с благочестивыми старцами, устремилось к пещерам. Поток паломников привлёк внимание властей, и так как было выяснено, что отшельники самовольно заняли земли, принадлежавшие Оренбургскому казачьему войску, им было велено вернуться в места постоянного проживания. Старцы смиренно подчинились.
Пещеры недолго пустовали. Приблизительно в 1835 году в этом месте сформировалась женская община, под руководством Марфы Аллемановой. На этот раз размещение общины было согласовано, казачье начальство даже выделило 5 десятин пахотной земли рядом с постройками. Эта община просуществовала около 10 лет, однако затем казачьи земли перешли в казённое ведомство, а община так и не получила утверждения со стороны церковных властей, вследствие чего сестёр попросили покинуть эти места. В дальнейшем они обосновались у бузулукского городского кладбища, некоторое время спустя основав Тихвинский монастырь.
Короче, это очень длинная история. Монастырь на протяжении полутора веков строился, развивался и стал одним из крупнейших духовных центров Самарской епархии.
Но в 1929-м году монахов кого расстреляли, кого сослали, а на территории монастыря прочно обосновался ГуЛаг.
Он и сейчас там остаётся, многократно переименовывавшийся… Сейчас там – воспитательно-трудовая женская колония № 5. И от монастырских построек практически ничего за 90 лет не сохранилось.
А храм.. А храм – восстановлен на старом месте. Там, где искали уединения в молитвах схимники. Там, где тишина и покой. И пещеры.
При описании местности использованы:
1. Цитата из воспоминаний С. Л. Толстого об отце;
2. Статья о Бузулукском Спасо-Преображенском монастыре, расположенная на многих сайтах:
http://necrotula.ru/monastyr/rossii/orenburg/buzulukskij-spaso-preobrazhenskij-monastyr
https://wikizero.com/ru
https://google-info.org/5502121/1/buzulukskiy-spaso-preobrazhenskiy-monastyr.html
https://wiki2.net
https://media-inform.com/5502121/1/buzulukskiy-spaso-preobrazhenskiy-monastyr.html
https://wordsimilarity.com/ru