Вопрос качественности товара возник, пожалуй, сразу, как только в обществе возникли товарные отношения. Чтобы потребитель был уверен в качестве приобретённого товара – можно идти разными путями. Можно многие годы зарабатывать репутацию своего бренда – торговой марки. Можно громче всех кричать на рынке: «Вах, самый спэлый пэрсик – тута!»
Но официальное признание качества в России появилось лишь в 1824 году - купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору русских царей, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака.
С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет.
Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестные поставки двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8 — 10 лет, участие в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново. Звание давалось только на период поставок.
На начало XX века насчитывалось всего 30-40 компаний, имевших такое звание. Так, знаменитый производитель коньяков Шустов Н. Л. добивался этого статуса в общей сложности 38 лет. Другими известными поставщиками двора был прародитель марки Smirnoff Смирнов П. А., производитель шоколада Теодор Эйнем, основатель фабрики «Эйнем», кондитерское заведение Абрикосова, производитель швейных машин «Зингер», производители автомобилей «Руссо-Балт» и «Мерседес», ювелирный дом Фаберже, гастроном Елисеевский, производители часов Павел Буре, Tissot и Breguet.
После прихода к власти большевиков бывшие поставщики императорского двора подверглись национализации, многие производства остановились. И целых 50 лет в истории СССР не было знака, означавшего высочайшее качество товара.
Лишь 20 апреля 1967 года с целью стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства был введён Государственный Знак Качества СССР. По результатам госаттестации качества товаров предприятия получали право маркировать свою продукцию Государственным знаком качества СССР на срок от двух до трёх лет. Порядок проведения госаттестации качества утверждался Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
Государственный знак качества СССР представляет собой пятиугольник со слегка выпуклыми сторонами, ассоциирующийся с пятиконечной звездой (одним из геральдических символов СССР). Пять граней также ассоциировались с составляющими качества: надежностью, доступностью, безопасностью, эстетичностью и новаторством. Внутрь были вписаны две «галочки», которые, по разным версиям, являются:
стилизованным изображением рычажных весов (верхняя галочка) и циркуля (нижняя), иллюстрирующим тезис «от соизмерения — к установлению соответствия»;
первой буквой слова качество — К, повернутой на 90° вправо;
стилизованным изображением человека-потребителя.
Официально применение Знака прекратилось с распадом СССР, однако некоторые заводы наносили его на свою продукцию вплоть до 1993-1994гг.
В 2013 году Минпромторг России попытался разработать и внедрить Российский знак качества. Был проведён конкурс, выбрана эмблема. Однако широкого распространения этот знак пока не имеет.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: