Кирха памяти королевы Луизы — историческое здание в Калининграде, одна из достопримечательностей города. В прошлом — лютеранская церковь, ныне в здании кирхи расположен Калининградский областной театр кукол.
История.
Кирха строилась в память о королеве Пруссии Луизе (1776—1810). Автор проекта — архитектор Фридрих Хайтманн.
Церковь была построена в 1899—1901 годах. С южной стороны к церкви были пристроены дом священника и домик для конфирмующихся, по стилю похожие на саму церковь (не сохранились).
Здание церкви было повреждено в ходе войны и долгое время простояло в руинах без применения. В шестидесятых годах планировался её снос, но церковь была спасена архитектором государственного проектного института гражданского строительства Юрием Вагановым, который разработал проект переоборудования здания бывшей кирхи в здание театра кукол. В соответствии с этим проектом кирха была восстановлена и начала действовать в новом качестве в 1976 году.
Внешний облик восстановленного здания большей частью соответствует её предвоенному виду, в то время как интерьер был полностью изменён, чтобы лучше соответствовать новой функции здания. Остатки сводов были снесены, а помещение церкви было разделено на два этажа современными перекрытиями. Первый этаж используется как выставочный зал, на втором размещён зал для представлений.
Архитектуру церкви нельзя однозначно отнести к определённому стилю. Первоначально здание замышлялось как неоренессансное, но потом проект был изменён. Построенное здание имеет черты романского стиля, но стиль здания скорее является не подражанием исторической архитектуре, а романтической интерпретацией прошлого. Также имеются элементы модерна.
Углы и дверные и оконные проёмы церкви были отделаны гидропесчаником фирмы «Зайер» из Берлина, все остальные поверхности были оштукатурены. Церковь имеет две неодинаковые башни. На главной башне расположены часы.
О театре.
Калининградский областной театр кукол, обрёл свой статус не сразу. Вначале, в 1960-м, родилась идея, затем эта идея стала мало-помалу реализовываться в стенах театра драмы на проспекте Мира 4. Под руководством Анатолия Бродского, драматического актёра, собрались: артисты Калининградской филармонии – Э. С. Лобухина, Г. И. Кузьмин, и народных театров – Н. И. Кудачкина, В. И. Кононов, Е. К. Дубойская, Ф. В. Музыченко, Н. В. Кривицына, Р. А. Кудряшова, Ю. Н. Владимиров, помощник режиссёра Н. И. Балуева, аккомпаниатор В. А. Мишин, машинист сцены И. С. Жигарев, электрик В. Ф. Кизейков - собрались и стали репетировать с куклами, выступать с уже готовыми спектаклями и в городе и на гастролях.
Эстафету руководства рождающимся театром приняла В.Н.Трипольская, бывшая актриса Ленинградского театра кукол, первым директором стал Заслуженный работник РСФСР А. Д. Зулуматов, а первыми на афише появились такие названия, как: «Сказка чёрного кота» и «Сумка, чалма и свирель». Первыми были гастроли в Клайпеду (Литовская ССР) и Брест (Белорусская ССР) – 1965 год. Когда говоришь о рождении театра, слова – первый, первая, первое - очень важны, посему и повторяются неоднократно. Вот почему необходимо вспомнить и о первом главном режиссёре театра – Н. Я. Тихонюке. Выпускник Высших режиссёрских курсов под руководством выдающегося мастера – С. В. Образцова, как нельзя лучше пришёлся «ко двору» в новом коллективе. Мало того, слух о новом театре разнёсся по театральным городам, и весям и в Калининград потянулись и молодежь, и опытные актёры. Уже в 1966 году труппу пополнили Г. Артемьева, А. Афиногенов, А. Зайцев, Т. Кононова (Горьковское театральное училище, курс Ю. Елисеева) и выпускник Петрозаводского художественного училища художник-оформитель А.В.Александров. Закипела творческая жизнь! Достаточно только перечислить названия спектаклей, появившихся в репертуаре нового театра в сезонах 1966-68 г.г. Итак: «Сэмбо» Ю.Елисеев, «Весёлая карусель» Е.Сперанский, «Поросёнок Чок» М.Туровер, П.Мирсаков, «Аленький цветочек» Л. Браусевич, «Вредный витамин» Ю. Елисеев, «Неизвестный с хвостом» С. Прокофьева, «Большой Иван» С. Преображенский, С. Образцов, «Клякса и Плакса» М. Туровер, П. Мирсаков, «Буратино летит на Луну» У. Лейс, «Великий лягушонок» Л. Устинов…
В 1965 у театра появился первый главный художник – В. Н. Володкевич.
Разумеется, такая интенсивная работа требовала творческих пополнений и в 1968 году из Горьковского театрального училища приехал А.В.Кондраков, Г.П.Размахов.
Дальше шло всё, как положено: театр-дитя рос не по дням, а по часам.
Своя сцена, о которой так мечтали работники театра и зритель, появилась в 1976 году.
Здание оказалось необычным – из далёкого прошлого, как бы «сказочным»!
Кирха памяти королевы Луизы, придуманная архитектором Ф. Хайтманом, появилась на свет 9 сентября 1901 года. Послевоенный вид кирхи (разрушенной в годы второй мировой войны) – результат творческих исканий архитектора Ю.Ваганова. Летом 1976 года кирха приютила Калининградский областной кукол, и стала одной из достопримечательностей послевоенного Калининграда.
Приходили новые люди, профессионалы, со своим взглядом на театр и жизнь, со своими индивидуальностями и возможностями, они обогащали творческую палитру молодого театра.
Удивительный период творческого расцвета театра кукол пришлось на 1976-1984 года. Приход в театр выпускника Ленинградского государственного института театра, музыки и кино Григория Мазина привнёс свежий театральный подчерк и в репертуарную политику театра. Большим успехом у зрителей пользовались спектакли: «Бумбараш» А.Гайдар (талантливо оформленный главным художником А.Д.Ивановым), «Сказка о царе Салтане» А. Пушкин, «Андрей – всех мудрей» Э. Брук, А. Гурченков, «Мэри Поппинс» Б.Заходер, В.Климовский, «Садко» М.Гиндин и другие.
Показать своё умение разговаривать с юным зрителем в Калининград устремились замечательные мастера «кукольного театра» - В. Шрайман из Магнитогорска, В. Мазурас из Вильнюса, В. Сергейчев из Риги, из Ленинграда – А. Веселов и В. Дерягин. Позднее ряд интересных спектаклей увидели свет на нашей сцене в режиссуре Ю. Набокова и А. Розенгартена.
Сегодня в репертуаре театра более 30 спектаклей. Театр работает с различными системами кукол: марионетка, теневая, тростевая, планшетная, перчаточная, маска. Каждый спектакль для театра – это всегда поиск новых художественных форм, сценических эффектов.
С искусством калининградских кукольников знакомы зрители Москвы, Риги, Таллинна, Петрозаводска, и других городов. Театр успешно принимал участие в Международных фестивалях: Лодзи, Пулавах (Польша), Паневежис, Вильнюс, Утяну (Литва), Брест, Гомель, Гродно, Минск (Белоруссия), Хузум (Германия), Саранск (Мордовия) и в ряде других городов.
На протяжении 5 лет театр сотрудничает с Российским центром науки и культуры в Варшаве и Гданьске, где для детей соотечественников и сотрудников загранучреждений, а также польских детей, театр представляет спектакли и новогодние утренники.
Калининградский областной театр кукол – единственный детский театр в нашей области. За годы своего существования он давно перерос из простого театра в настоящий культурный детский центр, в котором проходят детские праздники, гала-концерты, всевозможные конкурсы. В фойе театра постоянно проводятся выставки детского рисунка.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: