Храм Положения Ризы Господней на Донской [VI/22681]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.40Нашли: 37
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Steelrat🐭
Создан: 20.03.2019
Опубликован: 20.03.2019
(отредактирован: 20.03.2019)
Компаньоны: firerat

Описание окружающей местности

По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон (по-древнерусски «срачицу») — часть одежды Иисуса Христа.

Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX — начала XX в. подтвердили ее древность  .

Как повествует Евангелие от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежди Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24).

Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.

В 1617 году персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, на протяжении многих лет страдавшую иноверных и чужеземных завоевателей. В 1619 году Теймураз I (1589-1663) — царь Кахетинский (1606-1648) и Карталинский (1025-1632), скончавшийся впоследствии в плену у персоd, обратился к русскому царю Михаилу Феодоровичу (1596 — 1645) — первому государю из Дома Романовых, с мольбой о помощи и поддержке и подтвердил высказанное еще во дни царствования Феодора Иоанновича (1557-1598) желание грузинского народа жить под «высокой рукой» государей Московских и всея Руси. Правительство России предприняло энергичные меры по облегчению положения единоверной братской державы и ее народа. Шах Аббас I, стремившийся поддерживать дружественные отношения с российским государством, направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям» царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету (+1633) часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.

Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы, неподалеку от основанного в 1591 году Донского монастыря. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Памятником этих изысканий стало хранящееся ныне в Российском государственном архиве древних актов «Дело о принесении в Москву Ризы Господней при государе Михаиле Феодоровиче в 1625 году». Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примору святой равноапостольной царицы Елены (+327) — матери святого равноапостольного царя Константина Великого (+337), установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня. Шла третья седмица Великого поста. Патриарх Филарет обратился ко всем жителям Первопрестольного града с призывом с особым усердием исполнять предписанные Святой Церковью для великопостного периода обряды и установления. По всем монастырям учредили особо строгий пост и повелели старцам монастырским молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю о новообретенной святыне. В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Саму же Ризу Господню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая святыню на больных и недужных. Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней. Ее поместили под сень специально изготовленного и устроенного в Успенском соборе Московского Кремля бронзового шатра, где в настоящее время пребывают мощи священномученика патриарха Ермогена (+1612). Впоследствии святыня находилась в алтаре собора. Частицы Ризы Господней хранились также в Софийском соборе в Киеве, в соборе в честь Нерукотворенного Образа Спасителя в Зимнем дворце и в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Частицы Ризы Господней из Успенского собора находятся ныне в фондах Музеев Московского Кремля. Местонахождение остальных частиц неизвестно. Наши предки усматривали в прибытии на Русь части Ризы Господа Иисуса Христа знак благословения Божия Царствующему Дому, граду Москве и всему народу русскому, совершавшему строительство великой державы — защитницы и покровительницы православных народов, находившихся в те далекие времена под иноверным и чужеземным игом. По установившейся традиции каждый новорожденный наследник Российского престола получал маленькую частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте. И, хотя само событие принесения святыни в русскую столицу совершилось весной 1625 года, празднование в честь Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве было приурочено ко дню восшествия на престол царя Михаила Феодоровича. Богослужению праздника было составлено митрополитом Крутицким Киприанином — современником и очевидцем прославляемого события. На месте встречи москвичами святыни там, где посольство персидского шаха Аббаса I весной 1625 года передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню — «срачицу», которая затем хранилась в Большом Успенском соборе Московского Кремля», по благословению патриарха Филарета и повелением царя Михайла Феодоровича был сооружен деревянный храм, о котором сегодня напоминает небольшой памятный знак(белокаменный обелиск), находящийся на церковном дворе у ограды, к юго-востоку от алтаря Ризоположенского храма.

Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая «Сборная книга», по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных «приходских людей» и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г.). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. Каменный храм в стиле «московское барокко» был возведен в 1701-1716 гг. на месте деревянного, в 1763 г. пристроен придел ап. Иакова Алефеева. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В.П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами. В 1885-1889 гг. придел был перестроен, сооружены ризница и колокольня.

В 1930-е гг. храм не закрывался, в это время в храме был настоятелем новосвященномученик Александр Хотовицкий, колокола остались на колокольне и звонят. Во времена правления Хрущева оба храма обратили в один приход, а собор в Донском монастыре стал действовать только по праздникам.

В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма.

Ныне здание храма почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями.

http://www.riza1625.ru

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

sswoman (02.01.2024 11:50:29)
Взято, спасибо автору.
klex (11.09.2023 18:43:31)
Прогулялся от м.Шаболовская до м.Площадь Гагарина 10 сентября 2023. Сразу же пошел в этот храм. Очень интересная история его создания. Храм видно, что очень старинный и ухоженный.
Прекрасный церковный вирт. Автор же может, делать нормальные вирты…
Julia voyager (01.12.2022 22:53:07)
Хвосточка (20.11.2022 12:54:04)
Leshiy&Yolochka (17.10.2022 15:08:26)
RuNi (14.02.2022 13:57:58)
Feodor (04.10.2021 18:24:36)
DenSol (15.08.2021 15:09:07)
Solo (20.07.2021 11:50:49)
Лиса и Алиса (31.05.2021 15:59:04)
макс и сцветка (06.05.2021 21:59:49)
Rogneda (21.04.2021 02:59:04)
DЖексон (05.04.2021 19:41:51)
Байдерины (01.04.2020 14:39:23)
eev1961 (28.03.2020 07:37:13)
venture (03.02.2020 08:10:03)
Decreed (12.10.2019 19:22:18)
N-i-k-s-o-n (03.10.2019 11:21:03)
Aleslav (16.09.2019 08:22:52)
krivitch (15.06.2019 12:42:09)
Кирр (27.05.2019 18:09:43)
ЖЖ и Chuma (21.05.2019 22:03:11)
xandr (18.05.2019 11:23:08)
Surikot (13.05.2019 10:18:37)
pupanoid (20.04.2019 18:26:19)
delia и shimp (15.04.2019 07:56:20)
Serg&El (11.04.2019 14:35:17)
GAB (07.04.2019 13:18:13)
Vlad374 (04.04.2019 10:45:03)
gremling (04.04.2019 07:48:25)
Natic (02.04.2019 00:12:39)
mmm1863 (01.04.2019 15:59:35)
Dionisiy (28.03.2019 17:45:58)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.