По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон (по-древнерусски «срачицу») — часть одежды Иисуса Христа.
Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX — начала XX в. подтвердили ее древность .
Как повествует Евангелие от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежди Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24).
Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.
В 1617 году персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, на протяжении многих лет страдавшую иноверных и чужеземных завоевателей. В 1619 году Теймураз I (1589-1663) — царь Кахетинский (1606-1648) и Карталинский (1025-1632), скончавшийся впоследствии в плену у персоd, обратился к русскому царю Михаилу Феодоровичу (1596 — 1645) — первому государю из Дома Романовых, с мольбой о помощи и поддержке и подтвердил высказанное еще во дни царствования Феодора Иоанновича (1557-1598) желание грузинского народа жить под «высокой рукой» государей Московских и всея Руси. Правительство России предприняло энергичные меры по облегчению положения единоверной братской державы и ее народа. Шах Аббас I, стремившийся поддерживать дружественные отношения с российским государством, направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям» царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету (+1633) часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.
Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы, неподалеку от основанного в 1591 году Донского монастыря. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Памятником этих изысканий стало хранящееся ныне в Российском государственном архиве древних актов «Дело о принесении в Москву Ризы Господней при государе Михаиле Феодоровиче в 1625 году». Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примору святой равноапостольной царицы Елены (+327) — матери святого равноапостольного царя Константина Великого (+337), установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня. Шла третья седмица Великого поста. Патриарх Филарет обратился ко всем жителям Первопрестольного града с призывом с особым усердием исполнять предписанные Святой Церковью для великопостного периода обряды и установления. По всем монастырям учредили особо строгий пост и повелели старцам монастырским молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю о новообретенной святыне. В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Саму же Ризу Господню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая святыню на больных и недужных. Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней. Ее поместили под сень специально изготовленного и устроенного в Успенском соборе Московского Кремля бронзового шатра, где в настоящее время пребывают мощи священномученика патриарха Ермогена (+1612). Впоследствии святыня находилась в алтаре собора. Частицы Ризы Господней хранились также в Софийском соборе в Киеве, в соборе в честь Нерукотворенного Образа Спасителя в Зимнем дворце и в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Частицы Ризы Господней из Успенского собора находятся ныне в фондах Музеев Московского Кремля. Местонахождение остальных частиц неизвестно. Наши предки усматривали в прибытии на Русь части Ризы Господа Иисуса Христа знак благословения Божия Царствующему Дому, граду Москве и всему народу русскому, совершавшему строительство великой державы — защитницы и покровительницы православных народов, находившихся в те далекие времена под иноверным и чужеземным игом. По установившейся традиции каждый новорожденный наследник Российского престола получал маленькую частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте. И, хотя само событие принесения святыни в русскую столицу совершилось весной 1625 года, празднование в честь Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве было приурочено ко дню восшествия на престол царя Михаила Феодоровича. Богослужению праздника было составлено митрополитом Крутицким Киприанином — современником и очевидцем прославляемого события. На месте встречи москвичами святыни там, где посольство персидского шаха Аббаса I весной 1625 года передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню — «срачицу», которая затем хранилась в Большом Успенском соборе Московского Кремля», по благословению патриарха Филарета и повелением царя Михайла Феодоровича был сооружен деревянный храм, о котором сегодня напоминает небольшой памятный знак(белокаменный обелиск), находящийся на церковном дворе у ограды, к юго-востоку от алтаря Ризоположенского храма.
Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая «Сборная книга», по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных «приходских людей» и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г.). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. Каменный храм в стиле «московское барокко» был возведен в 1701-1716 гг. на месте деревянного, в 1763 г. пристроен придел ап. Иакова Алефеева. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В.П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами. В 1885-1889 гг. придел был перестроен, сооружены ризница и колокольня.
В 1930-е гг. храм не закрывался, в это время в храме был настоятелем новосвященномученик Александр Хотовицкий, колокола остались на колокольне и звонят. Во времена правления Хрущева оба храма обратили в один приход, а собор в Донском монастыре стал действовать только по праздникам.
В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма.
Ныне здание храма почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: