Советский и российский режиссер Эльдар Рязанов родился в Самаре в 1927 году и первые полтора месяца жизни провел в коммунальной квартире на улице Фрунзе, а затем вместе с матерью переехал в Москву. Самарский дом режиссера по адресу Фрунзе, 120 был построен в 1890-е годы и изначально принадлежал штабс-капитану Залесову. В советские годы его разделили на коммунальные квартиры, которые и сейчас соседствуют с музеем.
В разное время Рязанов возвращался в родную коммуналку: жил там в военные годы, когда Куйбышев стал запасной столицей СССР, и заходил в послеперестроечный период, приехав в Самару в 1995 году.
Местные корни режиссера не давали покоя городскому культурному сообществу еще до создания музея. Так, в 2016 году архитектор Дмитрий Храмов создал проект сквера имени Эльдара Рязанова, который предполагалось расположить у того самого дома на Фрунзе и дополнить кинотеатром под открытым небом, сделанным в виде киноленты. Ее складки должны были служить скамейками и переходить в широкоформатный светодиодный экран.
Спустя полгода сквер действительно разбили — правда, оставив от авторской задумки только саму идею места: вместо дизайнерских сидений-кинолент и деревянного настила здесь появились обычные лавки и вездесущая плитка. Что касается кинотеатра, тут действительно время от времени крутят фильмы — правда, экран устанавливает команда музея и лишь время от времени — например, в «Ночь музеев» или на Новый год.
Эльдар Рязанов ушел из жизни 30 ноября 2015 года, а в 2016 году друзья режиссера обратились в администрацию Самары с предложением создать музей. Идею, выдвинутую доктором технических наук и по совместительству джазменом Владимиром Виттихом и руководителем альманаха «Самарские судьбы» Виталием Добрусиным, в мэрии поддержали. Концепция состояла в том, чтобы увековечить память режиссера в доме, где он родился, поэтому другие варианты локации, кроме квартиры на Фрунзе, даже не рассматривали — тем более, что к 2016 году там уже никто не жил — помещение занимали рабочие кабинеты Департамента управления имуществом
Помещение пришлось немного перестроить, чтобы оно стало удобным для музея, но в нем все равно чувствуется атмосфера коммунальной квартиры: маленький коридорчик и несколько комнат по бокам.
В создании экспозиций музея помогало очень много людей. Айти-специалисты, которые смогли заставить дверные звонки звучать голосами героев рязановских фильмов; мастера, создавшие деревянный куб с воспоминаниями самарцев о жизни в тылу; специалисты, которые изучали письма и автографы Рязанова, чтобы воспроизвести его почерк, — цитаты режиссера, написанные на прозрачном стекле, можно увидеть по всему музею.
Команда литературного музея создала «Рязановский» филиал в относительно короткий срок: от идеи до открытия прошло всего 2 года. За это время была оформлена концепция, сделан дизайн-проект, найдены уникальные видеокадры из жизни Куйбышева времен войны и предметы эпохи 1940-х, а также личные вещи Рязанова и реквизит со съемок его фильмов. Новую площадку презентовали 19 мая 2018 года во время ежегодной акции «Ночь музеев».
Экспонаты собирали всем миром. Некоторые передал «младшему брату» московский киноклуб-музей «Эльдар», которым сейчас руководит супруга режиссера Эмма Валерьяновна, что-то удалось найти у родственников и друзей Рязанова, что-то — у родственников его бывших коллег — например, муж Людмилы Гурченко отдал музею ее костюмы из фильмов «Карнавальная ночь 2» и «Старые клячи». Помогали и, казалось бы, посторонние люди — так, письменный стол, за которым в военные годы учился Рязанов, появился в экспозиции благодаря молодому человеку, который занимал комнату в коммуналке в 1990-е годы.
Предметы 1930-х и 1940-х годов искали через коллекционеров и неравнодушных горожан: команда музея просила самарцев приносить в музей сохранившиеся у них вещи той эпохи. Люди отдавали пылившуюся на антресолях одежду, швейные машинки, утюги и детские сандалии — нашлись даже старинные часы с маятником, которые отлично вписались в атмосферу квартиры: теперь они висят в мемориальной комнате и бьют каждый час.
Музей состоит из трех залов: первый посвящен Куйбышеву в военные годы. Знакомство с самим режиссером начинается во второй комнате музея. Прямо на входе висит телефон, который звонит при появлении посетителей, в трубке — Рязанов читает свое стихотворение «Ностальгия». В том же коридоре находится принадлежавшая режиссеру гардеробная полка, на ней его съемочная куртка и головные уборы. Для самой комнаты команде музея удалось отыскать мебель, которая стояла в ней почти 80 лет назад, когда Рязанов жил тут в эвакуации у своей тети Жени: пространство занимают шкаф, письменный стол, этажерка с книгами. Дополняют экспозицию архивные документы и фотографии. При этом биографию семьи режиссера продолжают восстанавливать, в этом музею помогают дочь Рязанова Ольга и его родной брат Михаил, поэтому в будущем экспозиция наверняка расширится.
Третий зал связан с кино: в настенных «почтовых ящиках» можно найти фото молодого Рязанова и его письма жене с рассказами о работе над документальным фильмом «Остров Сахалин» 1954 года. В экспозиции — афиши постановок и костюмы со съемок, подлинник сценария Людмилы Гурченко с ее правками в тексте и снова телефоны — подняв трубку одного, слышим, как секретарь Верочка из «Служебного романа» сплетничает с коллегой, в другом — снова голос Эльдара Рязанова. Сам он читает стихи с экрана на одной из стен. В центре комнаты — стол, справа — диван из рабочего кабинета в московской квартире режиссера, на котором он с Эмилем Брагинским сочинял сценарии.
Музей будет расширяться. На втором этаже расположится экспозиция, посвященная только творчеству режиссера, а на третьем будет создано большое пространство для показа его фильмов, творческих встреч и привозных выставок.
Музей работает без выходных с 10-00 до 18-00, в четверг — с 12-00 до 20-00. Цена билета — 150 рублей, для пенсионеров — 70 рублей. Стоимость сопровождения экскурсовода стартует от 250 рублей и зависит от размера группы. Тематические занятия для групп школьников проводят по предварительной записи, за участие просят 100 рублей с человека.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: