В 1936 году в г. Белорецке, Республики Башкортостан впервые открылся аэроклуб. Он был оснащён планерами, самолётами, парашютистами. Учились в аэроклубе без отрыва от производства. Учиться принимали и девушек. В 37 - 38 годах молодежь шла учиться в аэроклуб охотно. В годы Великой Отечественной войны в 1941 - 1942 г. Белорецкий аэроклуб ещё работал. Сейчас перед гимназией № 14 воздвигнут памятник - самолёт - всем лётчикам - белоречанам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Инициатором установки этого самолёта был первый секретарь Горкома партии Вениамин Константинович Сурин. В 1975 году в Белорецке привезли учебный самолёт чехословацкого производства из Уфы. Встал вопрос: где же установить этот памятник? После долгих раздумий пришли к окончательному решению - воздвигнуть самолёт перед школой № 14. В течение 1979 года устанавливали фундамент, а в декабре памятник был открыт. Первоначально он был воздвигнут только лётчикам - белоречанам - героям Советского Союза. Но в День 40-летия Победы, в 1985 году его название переименовали. Сейчас этот самолёт - памятник стоит для всех лётчиков, штурманов, парашютистов, авиамехаников, служащих аэродрома, воевавших в 1941 - 1945 годах в Великой Отечественной войне.
L-29 был разработан инициативной группой чехословацких конструкторов в середине 1950-х гг. именно как учебно-тренировочный (а впервые поднялся в воздух в 1959 г.). В это время лётчики всего мира как раз пересаживались на сверхзвуковые реактивные самолёты, и потребность в качественном УТС была велика как никогда. Подобные самолёты были разработаны в Италии, Франции, Великобритании и США. Однако в условиях биполярного мира L-29 конкурировал, главным образом, с аналогичной техникой стран СЭВ. И конкурировал, надо сказать, успешно: на сравнительно-испытательных полётах в Монино в 1961 году обошёл основных соперников советский Як-30 и польский PZL TS-11 Iskra, в результате чего было принято судьбоносное (для всей Чехословакии) решение - о принятии L-29 на вооружение всех стран Организации Варшавского договора (кроме Польши, которая всё-таки гордо занялась своей "Искрой").
И собственно самолёт, и его двигатель М-701 были полноценными чехословацкими разработками, хотя их биография прослеживается от производившихся по лицензии советских МиГ-15УТИ и двигателей РД-45Ф и ВК-1 (а значит, дедушкой М-701 был британский Rolls-Royce Nene). У "Дельфина" составной фюзеляж (хвост позади крыльев "отстёгивается" и даже откатывается в сторону для доступа к двигателю), прямое трапециевидное крыло (что повышает управляемость и удешевляет производство), Т-образный хвост (обеспечивает сохранение управляемости на больших углах атаки и в штопоре), воздухозаборники по обеим сторонам фюзеляжа.
Сначала L-29 заменил МиГ-15УТИ в лётных училищах, а вскоре - и поршневой Як-18 в учебных авиационных центрах ДОСААФ. Самолёт предназначался для обучения будущих пилотов МиГ-21 и обладал всеми преимуществами учебного самолёта: лёгкий в управлении и устойчивый к ошибкам пилотирования. Однако в богатой биографии L-29 есть и немало боевых применений: гражданская война в Нигерии, арабо-израильский конфликт, Афганистан, Карабах. В 1975 году пилот L-29 ВВС ЧССР сбил польского перебежчика на "кукурузнике".
ТТХ самолёта: Размах крыла, м --------------------------------10.29 Длина самолета,м-------------------------------10.81 Максимальная взлетная масса, кг-------------3540 Максимальная скорость, км/ч------------------655 (на высоте 5000 м) Боевой радиус действия, км--------------------640 Продолжительность полета, ч.мин-------------2.30 Максимальная скороподъемность, м/мин-----840 Практический потолок, м-----------------------11500
В 1971 году подоспел сменщик "Дельфина" Aero L-39 Albatros, и L-29 был снят с производства. Всего по миру разошлось более 3,5 тыс. машин, что, кстати, оставляет позади всех конкурентов, включая французский Fouga СМ.170 Magister и американский Cessna T-37. L-29 до сих пор состоит на вооружении некоторых стран, а также активно используется в авиаспорте, причём не только в странах быв. СЭВ: на этих машинах летает южноафриканская пилотажная группа «Sasol Tigers», а также американские авиагонщики на престижных соревнованиях Reno Air Races.
Здание аэровокзала в Белорецке было построено в 1972 году. Самолеты, прилетающие в Белорецк в те годы, садились на грунтовую полосу и только в 1979 году была построена асфальто-бетонная взлётно-посадочная полоса. Аэропорт Белорецка был способен принимать самолёты Ан-24 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Каждый день аэропорт принимал до шести регулярных рейсов из Москвы, Екатеринбурга, Уфы; рейсы лесоохранной и санитарной авиации. Более двадцати лет назад в Белорецке приземлился последний пассажирский борт из Уфы, после этого здесь дежурили только наземные службы.
На данный момент аэропорт Белорецка не работает. Но здесь продолжают взлетать и садиться самолёты. В основном это легкомоторные летательные аппараты. Эти летательные аппараты жители города могут видеть иногда в небе над Белорецком.
Иногда аэропорт принимает гостей, например, в мае 2017 года на его территории проходило авиа-шоу, а накануне 30 апреля 11 самолётов типа «Ан-2», «Roland», «Саванна», Х-32 «Бекас» RA-1401G, «М5-235С», «Ц-172М», «Орион», А-22 «Аэропракт» совершили посадку на территорию бывшего Белорецкого аэропорта в рамках программы агит-перелёта «Золотое кольцо Башкортостана».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: