Сообщение об ошибке в тексте тайника


По набережной Орлика [MS/22536]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Орловская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Орел
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.67Рекомендаций: 1Нашли: 10
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Элементы для значения А
Элементы для значения А
Без подписи
Без подписи
Элементы для значения В
Элементы для значения В
Без подписи
Без подписи
Автор: Aleslav
Создан: 01.01.2019
(отредактирован 23.01.2019)

Описание окружающей местности

Уважаемые геокешеры, в рамках этого тайника предлагаю прогуляться по живописной набрежной Орлика, которая является одной из красивейших набережных нашего города. Начать предлагаю от Богоявленского собора, координаты которого указаны в заголовке.

1.  Богоявленский собор 

Деревянная Богоявленская церковь - XVII век.

Город Орел был основан в 1566 г. как военный форпост на южной границе русского государства. После сожжения поляками и литовцами в 1606 году он был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». С этого момента он начал вновь заселятся,  продолжая жить полувоенной жизнью. В эти годы в  Разрядный приказ  многократно поступали сообщения о мерах предосторожности «по случаю татарских вестей» и, соответственно, о строительстве новых укреплений. Туда же «орляне и служилые люди» отправляли челобитные  о построении в Орле новых церквей. Вместе с этим стали восстанавливаться и старые.

 Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора  строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о  его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь на документ XVII века: « Лета 7152(1644)… по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге...» участок земли «...под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего», а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254). И историк полагает, что это произошло уже после построения  церкви и назначения её причта. Другой орловский историк считает, что Богоявленская церковь была построена иереем  Борисом Козьминым "по обещанию, в память родителям."  ( Из Орловской старины. Богоявленская церковь в Орле.// Орловский вестник, 1890 г., № 67, 27 марта).  Документы  лишь сообщяют: "орловский богоявленский поп Борис Козмин... на Орле в Большом остроге вновь Богоявленскую церковь... построил собою."(Каплинский И. Памятники русского зодчества. Орел.: 1970). Вскоре  поп Борис строит рядом с Богоявленской церковью  ещё одну - во имя святых Бориса и Глеба.

 Со временем вокруг них возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп,  становится  первым настоятелем.

 Точная дата основания монастыря неизвестна. В документах он упоминается начиная с 1665 года. До 1673 года он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, "братия кормилась по миру". В 1674 году Богоявленский монастырь получает первый земельный надел для своих нужд, располагавшийся вниз по Оке. Были у него и жертвователи из  числа орловских помещиков: Цуриковых, И. С. Головина, Аболмасовых, Логачевых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и  горожан (В. Петров. Орловский Успенский(Богоявленский) монастырь. Орел.: 1910).

 Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками,  изменилась после пожара 1680 года. "Как бы то ни было,  оказалась надобность перенести монастырь на другое удобнейшее место"(Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии.//Орловские епархиальные ведомости. №5/1902, приложение). Избрали возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

 Что же касается бывшего Богоявленского монастыря в Большом остроге, то, как следует полагать, после упомянутого пожара 1680 года  на  его месте оставалось пепелище. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.(Г.Пясецкий. Исторические очерки г. Орла. Орел: 1874, с. 88).

 

Строительство нового каменного храма - XVIII век.

 Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных  исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы  его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее.

 А когда же именно она была возведена? Наш храм отображен на чертеже, сделанном в 1700-1728 годах, уже как приходской. А по воспоминаниям одного из путешественников, побывавших в Орле  в 1711 году, в обветшавшем уже деревянном городе "церквей каменных много"(Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 265). Известно также, что в 1714 году вышел указ Петра I, запрещающий по всей стране каменное строительство в связи с возведением Санкт-Петербура. В провинции оно возобновилось лишь в 1770-х годах, когда, согласно документам, каменная Богоявленская церковь уже существовала. Тогда же, как сообщают "Орловские губернские ведомости"(1876, № 7, с. 38), каменная колокольня нашего храма из-за своей ветхости угрожала падением и уже в 1780 году требовалось её сломать.

 Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии  XVIII века. К тому же, в "Ведомостях о церквах города Орла" в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 года в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 году также появляется третий - во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с.1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.).  Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ века.

 Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках  и фотографиях - на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому "нарышкинскому барокко". Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л. К. Нарышкина.  Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией,   за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования "восьмерика на четверике".  Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного  убранства.  Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью,   изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными  белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники  окон - фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам - белокаменными резными колоннами.

 Богоявленский храм в Орле до своей капитальной перестройки относился к лучшим образцам "нарышкинского барокко". Он обладает всеми особенностями этого стиля: основной объем, трапезная, колокольня. Как отмечали архитекторы, немногие колокольни так органично дополняли храмы, как та колокольня Богоявленской церкви, соединяющая в себе изящество и величие.

 Известный орловский архитектор С. И. Федоров сообщает в одной из своих работ, что в 1970 году он совместно с еще одним орловским краеведом произвел раскрытие на световом барабане церкви:  "мы вскрыли под толстым слоем штукатурки... вырезанные из белого камня балясины, наличники и пояски, сходные по характеру обработки с декором основания колокольни (С. И. Федоров. Архитектурные образы Орловщины. Тула: 1982, с. 32). Он свидетельствует также: "При изучении наиболее сохранившегося светового барабана мною были обнаружены в 1959 году несколько голосников, отверстия которых были заштукатурены. Глубина глиняных горшков, замурованных в стены, составляла 40-60 см. Они... обеспечивали прекрасную акустику ... церкви (С. И. Федоров, там же, с. 31).

 Итак,  каменный Богоявленский храм, построенный на месте деревянной церкви того же названия стал украшением города. Его празднично-торжественная архитектура, созвучная московским храмам этого времени, свидетельствовала об авторстве талантливого  художника. Очевидно, яркая красота храма и центральное местоположение стали причиной того, что после упразднения обветшавшей соборной Рождественской церкви (в 1766 г.) в нем стали  совершаться почти все торжественные городские богослужения. Уже в 1770 году Богоявленская церковь принимала в своих стенах орловского епископа. Мемуарист ХVШ века Г.Добрынин так описывает это событие: "...Въезд преосвященного в Орел ознаменован был по всем церквам колокольным звоном. При каждой проезжаемой церкви священство было в ризах со крестами, дьяконы в стихарях с кадилами, дьячки и пономари со святою водою в чаше, со свечами в подсвечниках. Народ - по улицам, народ - по заборам и по всем возвышениям, где только можно пристать и удержаться. А в Богоявленской церкви, в которую было ожидаемо восшествие Преосвященного, набилось всякого чина и звания, пола и возраста православных Христиан так плотно, как в Риге на кораблях укладывают мачты.  По  выходе из церкви поздравляли пастыря с приездом градоначальник со всеми чиновниками..."(Г. Добрынин. Истинное повествование или жизнь Гаврииила Добрынина /1752-1823/. СПб., ч. I, с. 41-43).

Автор этого описания сообщает любопытную подробность о священнике Богоявленской церкви отце Алексее. В отличие от других  священников и самого епископа он проявлял доброе отношение и веротерпимость по отношению к орловским купцам-старообрядцам. Во время упомянутого посещения города епископом они добились повышения о.Алексея в сане, он стал протоиерееем. "...все знатнейшие старообрядцы упросили архиерея убедительнейшими способами возвысить в сие достоинство богоявленского отца Алексея... ''(Г. Добрынин, там же, с. 43).

Тогда же в 1770 году орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви: "Понеже во время посещения епархии в городе Орле усмотрено нами, что при градских церквах Богоявленской, Покровской и Пятницкой так тесны кладбища и телами мертвыми наполнены, что когда случается вновь погребать, без нарушения телес прежде погребенных, быть не может. Сверх того домы обывателей к оным весьма близко поселены, которые от  оных кладбищ воздухом заразительным в весеннее особенно время наполняются невольно... того ради в Духовное правление посылается указ наш... чтобы отныне впередь, как вышеписанных церквей, так и других градских... погребать тела умерших при отдаленных несколько церквах, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки были бы, чтоб через реку при погребении не переезжать".(Г. Пясецкий. История Орловской епархии.Орел.: 1899, с.651-652).

 

Первая треть XIX века в истории Богоявленской церкви. Ее капитальная перестройка- 1837 г.

На генеральном плане Орла 1819 года  Богоявленская церковь показана стоящей у слияния р.р. Оки и Орлика на месте бывшего острога. Рядом с ней тянутся торговые ряды деревянного Гостиного двора, между церковью и рядами расположена площадь.

Вот некоторые факты из церковной хроники за период первой трети XIX века. В 1815 году от Богоявленской церкви к Ильинской был установлен крестный ход (20 июля) в ознаменование "незабвеных проишествий 1812 года... дарованной России знаменитой победы" (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 916).  Г. Пясецкий отмечает и такое событие, как историю с колоколом, которая произошла в 1821 году во время торжественного празднования в Богоявленской церкви. Когда наступил момент благовеста к литургии "начат был сторонними по усердию людьми на их колокольне (Богоявленской) в большой колокол благовест, который и был продолжаем около четверти часа. Во время  трезвона во все колокола большой колокол треснул снизу вершков на восемь".  К расследованию дела была привлечена городская полиция. В результате Орловская духовная консистория приняла решение: "в разбитиии колокола никто виновным не отыскан, и кто именно из сторонних людей участвовал в благовесте, также не открыто. А как  ко всякому служению благовестный звон производить должны сами причетники, то за нерадение такое и беспечность о своих обязанностях, всех Богоявленской церкви причетников при собрании народном оштрафовать в церкви земными поклонами по сотне каждого, разделив оные на два раза..."(Г. Пясецкий, там же, с. 852-853).

В следующеем 1822 году для Богоявленской церкви был вылит ноый благовестный колокол, звук которого был особо отмечен, как "ясный". Вскоре последовал указ епископа: "По ясности нововылитого колокола при здешней Богоявленской церкви и по уважению того, что сия церковь находится в средоточии почти города, наблюдать отныне сей Богоявленской (церкви) чин собора, поступая сим образом: 1)  во все воскресные, праздничные и торжественные дни производить при сей церкви предначинательный к литургиям и бдениям всенощным благовест и вечерням в установленное время так, чтобы прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе оного не начиналось, а после начатия оный благовест при всех прочих церквах был бы повсеместно.;      2) в торжественные дни, когда духовенству следует собираться на общий молебен... сие начинать не иначе, как по сигналу при Богоявленской церкви сделанному благовестом в большой колокол примерно ударив разов пятнадцать или двадцать..."(там же).

 В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена. Источники сообщают: "В 1837 году предпринято было распространить храм. В эту перестройку главный алтарь храма изменен и устроен совершенно новый и к нему пристроены с южной и северной стороны придельные алтари. Соответственно этому расширена была и вся церковь. Прежние боковые стены были разобраны и вместо них  возведены новые на новом месте. В нынешней теплой, так называемой трапезной части храма устроены также алтари с правой стороны и с левой. Здесь же в теплой церкви для большей прочности утолщены были столбы, поддерживавшие колокольню. Тогда же с западной стороны храма к колокольне пристроен притвор или закрытая паперть... Верх колокольни... и верх церкви оставались прежние, одинакового стиля. Все же наружные стены церкви, алтари холодной церкви, северная и южная стены храма позднейшей постройки... сделаны с целью расширения храма и не соответствуют стилю древнего храма. До 1837 года храм вообще был меньших размеров и много уже... ограничиваясь с южной и северной стороны линиею арок купола.Со времени капитальной перестройки храма в 1837 году храм Богоявления Господня разделяется на теплую и холодную церковь. В холодной церкви в восточной части храма три алтаря и  престола. Главный алтарь во имя Богоявления Господня, с правой стороны - во имя Вознесения Господня, с левой - во имя св. мучеников кн. Бориса и Глеба. В теплой церкви в правом углу алтарь во имя иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радости" и в левом - во имя св. бессеребренников Косьмы и Дамиана..."(Орловские епархиальные ведомости. № 5, 1902, с. 67).

Относительно этой перестройки в каталоге памятников архитектуры Орловской области сказано: " стены трапезной, приделов и апсиды в 1830-е гг. оформлены в духе позднего классицизма... Внутри стены храма ... были прорезаны высокими и широкими арками, соединившими его пространство с пространством приделов и трапезной. Алтарь сохранил необычное перекрытие с выдвинутыми вперед  парусами, верхняя поверхность которых подобна изогнутой полке, переходящей в конху". (Орловская область. Каталог памятников архитектуры. М.: 1985, с. 72-73).

 В результате перестройки храм во многом утратил свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали ему совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

 К 1859 году относится  "Главная опись орловской градской Богоявленской церкви", представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих Радости"; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

 

 

"Метрика" Богоявленской церкви - 1887 г.

 В 1887 году по инициативе Императорской Академии художеств по всем храмам России был разослан особый вид вопросника - "Метрика", включавший в себя все то, что касалось внутреннего и внешнего облика церквей. Настоятели храмов после заполнения "Метрики" отсылали ее обратно - в Академию.

Тогда настоятелем Богоявленского собора г. Орла был протоиерей Феодор Смирнов, окончивший Орловскую духовную семинарию. Он и заполнял метрику, в которой отдельные моменты нуждаются в исправлении. Вот что рассказывает этот документ об облике храма в ту эпоху:

"... Церковь распространена в 1837 году. В настоящей холодной и трапезной теплой прежние стены разобраны боковые и на месте их возведены новые.

Алтари все сделаны заново. К колокольне пристроен новый притвор; сделаны новые окна, полы...

Алтари с тремя полукружьями, граней в них нет...

Карнизы гладкие, сделаны из белого камня в виде поясков. Теремков над карнизами нет. Кровля на сводах церкви... на два ската. Сделана из листового железа, выкрашена краскою медянкою в 1885 году. Подзоры у спусков кровли железные, выкрашенные таковою же краскою... Скрытых под крышею кокошников нет. Трибун пролетный, осьмиугольный без всяких украшений, а сверх оного фонарь светлый об осьми узких окон.

Глава на церкви одна, покрыта железом и позолочена. Крест на церкви железный, четырехконечный без завитков. На кресте есть цепи, спускающиеся к главе. На вершине креста есть коронка в виде венца...

Дверей три: со входа с западной стороны в теплую церковь, одна и две в холодную с южной и северной стороны. Двери наружные из сосновых досок... и обиты листовым железом. Особых входов в церковь нет.

Паперть устроена с трех сторон. Вставленных камней с резьбой в ней нет.

Церковь по внутреннему устройству квадратная. Каменной стены, отделяющей алтари, нет.

Приделов в холодной и в теплой (трапезной) по два. Западный притвор (Троица) устроен в виде палаты. Особых приделов в трапезе на хорах нет. Притвор отделяется от храма арками.

Своды все вообще в церкви парусные, разделяются неровной длины арками...

Алтарь троечастный, разделенный двумя поперечными стенами с арками. В правом и левом (южном и северном) устроены два придела... Алтари в 1837 перестроены по новому плану с возведением новых стен, окон и поднятием пола... Сени над престолом нет. Горнее место устроено на открытом месте, сени над оным нет... Иконостас нового устройства столярной работы с резьбою... Ярусов имеет четыре...

...Клиросов нет...

Хор (полатей) нет. Надгробных памятников в церкви нет...

Колокольня построена... из кирпича большого размера. Изображений и старых надписей нет. Колоколов десять, все новые, из них большой колокол весом 568 пудов 24 фунта /почти 9,1 тонн, - прим. ред. сайта/ имеет следующую надпись: "Божьей милостью вылит сей колокол во г. Орле ко храму Богоявления Господня в царствование Государя Александра I с благословения Преосвященного Гавриила епископа орловского попечением того храма священнослужителей и старосты при доброхотном подаянии прихожан... православных 1822 года ноября 13 дня, завода елецкого купца Матвея Ивановича Криворотова".

Стены церкви расписаны живописным письмом. Записей на стенах о времени расписания церкви нет. Возобновление расписания было в 1868 году. На стенах изображений русских князей, царей... и т. п. лиц нет. Под слоями штукатурки мозаики или фрески не были никогда открываемы.

В иконостасе, алтаре, по стенам, в трапезе и ризнице иконы большею частью русского иконописного письма в сребро-позлащенных рамах... Имени мастера и года написания икон нет.

Есть местночтимые иконы: Нерукотворенного образа Спасителя и Богоматери Всех скорбящих Радость. Печатных описаний их нет... В главной церкви в иконостасах древние иконы: Богоявления Господня, Богоматери "Утоли мя печали", Вознесения Господня, Иерусалимской Божьей Матери, св. великомученика Иоанна Воина, св. пророка Илии, Владимирской Божьей Матери, св. мучеников Бориса и Глеба, св. пророка Моисея. В трапезной древние иконы: Богоявления Господня, Божьей Матери "Всех скорбящих Радость", святителя Николая, Похвалы Пресвятой Богородицы, св. бессеребренников Козьмы и Дамиана, Знамения Пресвятой Богородицы, Троеручицы, Тихвинской Богоматери.

Сохраняются все в первозданном виде.

В церкви есть синодик, начинается с 1852 года...

Сходства с другими орловскими церквами не имеется.

 

Протоиерей г. Орла Богоявленской церкви

Федор Смирнов.

Воспитывался в Орловской духовной семинарии,

57 лет. Священствует 35 лет.

1887 г. январь."

(Институт истории материальной культуры, Р Ш - № 4471. "Метрика" Богоявленской церкви г. Орла. 1887 г).

 

 

Ремонт Богоявленской церкви в конце XIX века. Строительство новой колокольни.

 В описании церкви начала XX века говорится: "храм Богоявления Господня в 80-х годах минувшего столетия заново ремонтировался изнутри. В эти годы сначала в теплой, а затем в холодной церкви расписаны стены и устроены новые все пять иконостасов" (Описание церквей, приходов и монастырей  Орловской епархии. //Орловские епархиальные ведомости. № 5/1902, с. 67).

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора - была разобрана его колокольня. В том же описании говорится: "Вскоре вслед за этим ремонтом... возник вопрос об устойчивости колокольни, которая с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение. Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиалього ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали. В том же 1900 году... перекрыта заново вся кровля храма, вызолочен крест и глава на церкви и в 1901 году церковь снаружи вновь окрашена масляною краскою зеленого цвета (там же, с. 68).

Таким образом, первоначальная колокольня храма, изображения которой сохранились на рисунке 1849 года и фотографиях конца XIX века, была разобрана. Храм лишился своего основного композиционного элемента, придававшего ему целостный и стилистически выраженный облик.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены - он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX - начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX - начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось "800 душ обоего пола", границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радости".

 

 

История Богоявленского собора после 1917 года

 Этот период истории храма мы можем видеть по документам, относящимся к 1920-м годам. Он в 1921 году, вместе с Иоанно-Предтеченским, попал в поле зрения Комиссии по изучению памятников старины и искусства при Орловском историко-художественном музее. Правда, перечисленные в её отчете чертежи, фотографии и исторические записки не сохранились.

В 1922 году в Орловской губернии, как и по всей России, проходила кампания по изъятию церковных ценностей. Вот как выглядел этот кощунственный процесс:

 "Причту Богоявленской г. Орла церкви.

Губкомиссия по изъятию церковных ценностей ставит вас в известность, что 12 апрель с. г. в 10 ч. утра прибудет комиссия для изъятия ценностей в Вашем храме, о чем для соответствующего уведомления представителей верующих ставитесь в известность. Под ответственностью священнослужителей утренняя служба с 10 до 4 часу совершаться не должна.

 Председатель губкомисии".

(Государственный архив Орловской области, ф. Р-I. оп. I, д. 542. Дело об изъятии церковных ценностей в г. Орле и губ. 1922., л. 33).

 Много ценностей тогда изъято не было. В следующем году Богоявленский храм был взят на учет и поставлен под охрану государства:

"В Губисполком.

Отдел по делам музеев Наркомпросса настоящим сообщает, что на учете и под охраной Отдела музеев в г. Орле и губернии состоят следующие церкви и монастыри: г. Орел - ... ц. Богоявления на Молочном базаре... В случае ликвидации богослужения в этих храмах они могут получить другое назначение только при условии сохранения в неприкосновенности их внутреннего и внешнего облика...".

(Государственный архив Орловской области, ф. Р-I. оп. I, д. 583. Материалы губисполкома за 1923-1924 г. г., л. 106).

 В этом же 1923 году в Орле было закрыто 17 православных храмов, но Богоявленский собор в этот список не вошел.

 

 

Богоявленский храм в 1930-1960 годах

 В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви - разобрана на кирпич. А вместе с ней - и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним - и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году  главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году "художником из Москвы" была частично расписана  трапезная храма, а  в 1957 - его основной объем с восстановлением старой живописи.

Храм оставался действующим до 1963 года. Судя по фотографиям, вплоть до этого времени он имел главку и крест. В 1964 году Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

 Богоявленский собор на рубеже веков: возрождение

Волна нового гонения на Православную церковь не обошла стороной Богоявленский собор, вновь закрытый в 1963 году. Его алтари, просторную трапезную и своды спешно и безжалостно перекраивали под кукольный театр. Но храм выстоял и в эти 30 лет «искусственного» плена.

В 1994 году Богоявленский собор передан общине верующих во главе с настоятелем священником Владимиром Дорошем. 6 апреля 1996 года епископ Орловский и Ливенский Паисий освятил главный престол храма, здесь начались регулярные богослужения.

Через десять с небольшим лет вместе со своими сотрудниками, благотворителями и добровольными помощниками отец Владимир превратил Богоявленский собор и его округу в своеобразный духовный островок среди городской суеты. В его центре возвышается величественный белый собор, уже прочти полностью расписанный внутри. Рядом с ним ровно десять лет назад возведена наклаезная часовня во и имя Всех святых. Таких в России можно по пальцам пересчитать – внутри часовни установлен крест, по нему стекает вода, поднимаемая со 140-метровой глубины.

Главная святыня Богоявленского собора – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поражают воображение истории её появлений, исчезновений, возвращений. Впервые она появилась в 1847 году, перед ужасным городским пожаром. Некто неизвестный пришел в храм и попросил перенести сюда из Гостиного ряда тамошние иконы. После того как это случилось, произошел в Гостином ряду ужасный пожар. Может быть сам Святитель Николай, икона которого была в числе спасенных образов, был тем человеком? – говорили тогда. Советские гонения икона «Всех скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей. Один их них уже в 90-е годы услышал во сне голос Божией Матери, которая велела вернуть свой образ во вновь открывшийся Богоявленский храм. Звали этого человека Иосиф Николаевич Калашников, сам же он работал к тому времени ктитором… Его уже девять лет нет с нами.

В октябре 2004 года святыню похитили из храма прямо средь бела дня. Священники и прихожане были тогда безутешны, потому что, предприняв все возможные усилия, так и не смогли её найти. А украденный образ был продан похитителем одному орловскому коллекционеру, которому ничего не было известно о святыне. Тот, пытаясь что-то узнать об иконе, стал искать в Интернете о ней информацию и совершенно случайно наткнулся на сайт Богоявленского собора. Каково же было его удивление, когда на мониторе перед его взором предстал образ Богородицы, находившийся сейчас в его доме и утраченный верующими церкви! Он не замедлил вернуть икону в храм и стал его постоянным прихожанином.

В 2005-2007 года для храма были отлиты колокола. Самый большой из них (весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра) был привезен в Богоявленский собор еще в октябре 2005 года, остальные девять (общим весом чуть менее 7 тонн) — в мае 2007 года. Они отлиты в Донецке по благословению уроженца Орловщины, духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Оптиной Пустыни схиигумена Илия на средства его духовных чад.

В 2008 году были вывезены на территорию Смоленского храма. 22 октября 2009 года По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона восстановлена справедливость — колокола Богоявленского собора, вывезенные летом 2008 года на территориюСмоленского храма Орла по указанию предыдущего правящего архиерея епархии — епископа Иеронима, возвращены в Богоявленский собор.

Весной 2008 года начато строительство колокольни собора. В работе принимали участие уникальные специалисты. Один из них, профессор В. Скальный, эксперт по гидрогеологической среде архитектурных памятников (консультировавший восстановление храмов во Владимире Суздале, а также Пизанской башни), консультировал архитекторов в ходе укрепления фундамента колокольни. Разработанная Скальным технология изготовления грунтобетонов позволила избежать грандиозной ошибки строителей Богоявленского храма XVIII века (из-за которой колокольня 70 лет простояла в накрененном положении и была разобрана в начале ХХ века); для укрепления фундамента в ее основание по рекомендации профессора было закачано свыше 100 тонн бетона. 24 мая 2014 года на колокольную водружены купол и крест. Для получения значания А вам необходимо обойти храм вокруг и посчитать элементы указанные на фото 1.

Торговые ряды (N52.57.874 Е36.04.154)

Далее пройдя под аркой мы попадаем на улицу Московская и любуемся ансамблем Торговых рядов.

Знаменитый московский Охотный ряд, где продавались живые животные, повторялся в каждом русском городе. Торговые ряды — железный, мясной, рыбный — были самыми толкучими местами. В Орле тоже. 

    В шестнадцатом веке возле первородной крепости на Стрелке быстро образовался Гостиный двор. Он состоял из больших шалашей со снедью, поедаемой простолюдинами тут же. В семнадцатом тут уже была обширная деревянная изба, где был даже Кружечный двор, то бишь казённый кабак.Все эти соломенно-древесные домики Ниф-нифа и Нуф-нуфа часто горели, но тут же отстраивались, поскольку человек, в отличие от трёх поросят, без торговли не может. Ели, горели, строились и снова горели.Екатерина Великая учредила Орловскую губернию и в связи с этим в 1779 году подписала регулярный план застройки нового губернского града. Поскольку всем орловским дедам-долгожителям памятен был чудовищный пожар 1689 года, решено было делать обширные крепкие домики умного Наф-нафа — каменные, они не так вспыхивают от дыха волчьего огня.Тут восстали местные обыватели, которых заставляли переселиться с намеченной каменной храмины Гостиного двора:— Купцы не желают нас удовлетворить, как должно! Не будем переезжать, рублёв нет!Купцы в свою очередь капризничали:— Ну и пусть остаются. Зато мы не будем ломать свои лавки, они ишо зело ладные.Городское командирство, подгоняемое царицыным указом, гневалось на всех:— Старые лавки делают безобразие сему губернскому городу! Со всех купцов взять подписки, обывателя вытурить на выгоны.Долго ли коротко — построили вдоль Гостиной улицы длинный каменный корпус с обходной галереей. А назади, вдоль Орлика — ещё два деревянных. И пустили поперёк меж ними несколько рядов мелких лавок с погребами, лабазами, навесами и бог ещё знает чем.Получился замкнутый прямоугольник, тесный, но многообразный: Железный ряд и Красный, Стеклянный ряд и Шорный, Москательный и Молочный, Мелкий и Щепной. Торгуй, не хочу.Торговали, ссорились за обвесы. Праздный князь Куракин, имевший тут покупки, кричал:— Употреблять обыкновенный российский безмен должно совершенно запретить из-за способности его к обману!Недолго музыка играла. Волчий огонь, сделав в начале сороковых несколько «пробных» возгораний, в апреле 1847 года в одну ночь уничтожил весь громадный торговый прямо­угольник. По Орлику и Оке плыли пепельные жерди и несбывшиеся купеческие мечты.Были жертвы. Сын купца Шестакова был найден обгоревшим, хотевший его спасти солдат Артемьев — тоже. Пожарный Кириллов, действовавший в ту ночь «огнетушительным орудием», найден под упавшей стеной.Само возгорание возникло в третьей задней части (это значит перед Орликом) под навесом лавки купца Мигунова, где лежали тридцать ящиков политуры и лака, да всякие хламиды. Десять сторожей подтвердили, что произошло самовозгорание. Не мудрено при такой тесноте. Никого не наказали, решили быстрее восстановить ряды.Тут начались новые распри. Губернское начальство постановило как можно быстрее строиться всем купцам одновременно «для отвращения остановки и штоб окончить работы к одному времени».Помощник губернского архитектора Орехов составил «фасадъ», чтобы никто при стройке не выступал за плоскость линии. Царь порешил, чтобы орловские ряды строились «не на казённые деньги, а иждивением местных купцов». Налоги с них были городу выгоднее, чем казённая сдача помещений внаём.Купцы почувствовали слабину — и 19 из 55 владельцев былых лавок не пожелали взяться за стройку. Они сказали, что им выгоднее сделать временные лавки близ Орлика, где у них сохранились погребные ямы.Тогда власть приказала заровнять эти ямы, наняла для того арестантов и каждому из них за день работ выплатила по десять копеек, хорошие, между прочим, деньги. А купцам-отказникам строго сказала:— Делайте, если хотите, временные лавки, но и в главной каменной стройке участвуйте. Не захотите, мы ваши тамошние доли продадим на публичных торгах.Ага, это не выгодно. Кому хочется терять давнюю законную свою площадь в лучшей стройке Наф-нафа. По сигналу взялись, по сигналу окончили. Но… только в один этаж.— В «фасаде» написано про два этажа! — в очередной раз возмутилось городское казёнство. — Стройте, олухи, всё посчитано, они записаны за вами, себе же делаете.— Не будем, кто из покупщиков полезет на второй этаж? Можно разве сделать петушиный насест по своему плану.— Тогда с вас сильная издержка, а ваши пустопорожние места оценим и продадим вашим иногородним супротивникам. Потому как рушите план государев.Ругались купцы смертно, однако куда денешься против власти. В 1852 году открылась вторая линия. Купцам от того не легче: по данной каждым из них ранее расписке им теперь надлежало снести свои временные лавки близ Орлика, а подвалы заровнять.Да всё сделали. И в1862 году в Орле было полтыщи лавок, сто амбаров, полста магазинов. Купцы процветали и вредничали уже не против власти, а против приезжих:— Это штож, привозят возами, продают в розницу, купляют оптом, от целовальников прячутся. Это и мы, и государь терпим великую обиду.Целовальники — сборщики налогов с торгового места — бегали по отстроенному Гостиному двору, отлавливали иногородних. А те, бросив возы, бегали от налоговиков по круговой галерее.Вот эту галерею опишем отдельно. Она сейчас, кажись, лучшее камерное украшение города.Мы по ней ходим ежедневно, не замечая её красы.  Сорок секций по всей длине здания, с одной стороны за колоннами мягко ползут трамваи, с другой уже закрытые торговые точки, с одинаково сонными стёклами, радужно играющими.До советских времён в этих окнах выставлялись расписные муляжи говяжьих туш и кабаньих голов — уже тогда торговцам приказывалось «подавать товар лицом». Работу прекращали по свистку, а нарушителей-владельцев жестоко штрафовали на всю месячную зарплату простых работников, чтобы тех работников купцы не обижали «чрезмерной эксплуатацией».Галерея становилась пустынно-звонкой, её перспектива манила зазеркальем, сулила сладкие мечты. Впрочем, как и сейчас. В начале галереи, то есть в торце здания, где ещё пять арочных секций, находится вход в областной краеведческий музей.

К середине XIX века сложилась градостроительная основа улиц и площадей, форма и размеры кварталов и типов домов, два центра Старый город (нижний) и Новый город (верхний), их уникальные ансамбли.

По левой стороне улицы Гостиной (от Черкасской до Воскресенской)размещалось 5-6 каменных домов в два этажа, принадлежавших Почетной гражданке Плотниковой-Мачуриной и купцам Озерову, Рождественскому, Рочегову, Рылову, Истомину, Клягину. Авторами были талантливые архитекторы Орехов, Ачинсов, академик Тибо-Бриниоль, Тодоров. После отступления фашистов и пожаров город с 1943 года возрождался. По новому генеральному плану, разработанному институтом «Ленгипрогор» в 1954 году и утвержденному Постановлением СНК, застройка главных площадей и улиц предполагалась трехэтажной. Третий этаж был надстроен над зданием «Торговых рядов» и на длинном жилом доме напротив ул. Сталина, 2/8, ныне ул. Гостиная д. 3. Проектное задание и планировку первых этажей составлял архитектор В.В. Овчинников. В настоящее время первые этажи здания используются по назначению - для торговли. В верхних этажах размещаются, различные учреждения и организации. С 1932 года здесь располагается Областной краеведческий музей, а с 1963 года Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина. К юбилею города в 2016 году (450-летие) была произведена реконструкция фасадов зданий, однако тыльные стороны остались в плачевном состоянии. А здесь для получения значения Б в точке указанной координатами Торговых рядов на стене надо найти старинную надпись и посчитать количество цифр 8.

3. Здание Орловского коммерчесского банка

Далее предлагаю вернуться на набережную и подойти (а лучше его осмотреть со всех сторон) к другому не менее интересному зданию напоминающее Исторический музей в Москве (N52.57.836 Е36.03.998).

Здание коммерческого банка  занимает целый квартал между площадью К. Маркса и берегом р. Орлик. Является одним из лучших образцов русского стиля на территории области.

Земельное владение, на котором впоследствии был построен банк, во второй половине XIX в. принадлежало Н. П. Лепешеву, владевшему находившимся здесь домом и торговыми лавками.

Коммерческий банк открылся в Орле в 1872 г. в доме купца Васильева. В 1874 г. архитектор казенной палаты В. С. Попов выполнил проект перестройки дома Лепешева, утвержденный городовым архитектором И. Тибо-Бриниолем. В 1876 г. работы были окончены и банк переехал в новое здание, но и оно вскоре перестало удовлетворять руководство банка из-за тесноты и недостатка представительства, поэтому в 1897 г. началось строительство нового ныне существующего здания.

Корпус банка, выходивший на ул. Гостиную, был возведен в 1899 г., а в 1900 г. окончено и второе крыло, обращенное фасадом на набережную р. Орлик, где разместились квартиры служащих. В 1899 г. в фойе банка, слева от входа, была помещена мемориальная доска следующего содержания: «Построено 1897—1899 гг. при председателе правления банка Л. С. Полякове и директоре В. Э. Ромер по проекту и под руководством архитектора С. К. Родионова». Новое здание банка значительно обогатило городской центр. Его башни и шатры, перекликаясь со шпилем городской думы, главами и колокольнями приходских церквей, создавали исключительно живописный силуэт этой части города. В 1908 году Коммерческий банк слился с Московским Международным торговым и Южно-Русским промышленными банками и стал называться Соединенным.

В 1920-26 годах в его корпусах размещались губком РКЩб)-ВКП(б) и губком комсомола.

Во время оккупации Орла в здании размещалось гестапо и при отступлении немцев оно было сильно повреждено. Банк лишился двух шатровых башен над центральным корпусом и фигурной крыши над главным входом (восстановлена в 80-е годы). В значительной степени было утрачено внутреннее убранство, от которого сохранились фрагменты декора, литые ажурные решетки лестниц, плиточное узорчатое покрытие пола, деревянные резные двери, лепные украшения потолка и карнизов. Уже после войны снесли красивое крыльцо над входом.

В настоящее время здание используется по первоначальному назначению, здесь размещается администрация Сбербанка.

Для получение значения В здесь необходимо посчитать количество изразцов видимых со стороны набережной. Мы их насчитали несколько десятков, так что будте внимательнее. 

4. Церковь Св. Михаила Архангела

Ну а далее рассчитав координаты тайника (по формуле указанной ниже), вы двигаетесь по набережной и обязательно полюбуйтесь церковью Св.Михаила Архангела.

Расположена  в центре города на правом низком берегу р. Орлика (Орла) в бывшей Посадской слободе г.Орла. Это одна из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области.

В 1678 г. посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. Позднее, в 1730 г. рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила.

К концу XVIII в. оба храма стали тесны для выросшего прихода и к тому же обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной церкви. Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 г. В 1803 г. была построена трапезная с двумя престолами: во имя Страстной иконы Божией Матери (справа) и Св. Архангела Михаила (слева). Окончательно работы были завершены в 1817 г., когда освятили главный престол во имя Успения Божией Матери и по левую сторону во имя Св. мученика Иоанна Воина. Престол по правую сторону был освящен 9 сентября 1900 г. во имя Св. Феодосия — архиепископа Черниговского.

С окончанием строительства храма Орел получает красивейшую и на довольно длительное время самую вместительную (до постройки Покровской и Смоленской) церковь в городе, с этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя и не являлась соборной, используется для различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 г., но он довольно долго строился, а потом находился в стадии бесконечных ремонтов и переделок.

В сентябре 1823 г. Орел посетил император Александр I, в честь которого было совершено богослужение в Михаило-Архангельской церкви, где с речью в честь гостя выступил епископ Гавриил. А в январе 1826 г. в ней покоилось тело умершего императора, когда его везли из Таганрога в Петербург.

«Причем от орловского общества был сооружен балдахин с украшениями и короною вверху, под сенью которого прах покойного государя стоял во все время пребывания его в Орле». Балдахин, устроенный над его гробом, долгое время после этого покрывал главный престол церкви.

В середине XIX века встал вопрос о расширении храма. В 1858 г. Орловский епархиальный архитектор Н. Ефимов разработал проект перестройки его трапезной.

К 1860 г. была полностью перестроена трапезная, включившая в себя и колокольню, которая первоначально отстояла от нее на расстоянии полметра. Многочисленные изменения декоративного убранства церкви, предусмотренные проектом, не были осуществлены и храм сохранил тот вид, какой имел в начале XIX века. Только наличники окон главного объема церкви получили стрельчатое завершение, тождественное наличникам окон трапезной. С северной стороны к храму пристроили паперть. По-видимому, позднее над его южным и северным входами были установлены литые чугунные крыльца. После завершения строительства трапезная была расписана. Второй раз она расписывалась в начале XX века. Живопись была также снаружи на фронтонах храма, в глухих оконных проемах в алтарной части и в приделах. В 1987 г. художника-ми-реставраторами Орловского хозрасчетного реставрационного участка С. Крючковым и В. Ханариным были расчищены фрагменты обоих слоев живописи в трапезной.

Наиболее ценной и почитаемой иконой в храме издавна была икона Страстной Божией Матери, заключенная в серебряную позолоченную ризу. В 1905 г. деревянный иконостас храма заменен на мраморный.

При церкви существовала церковно-приходская школа, открытая в 1890 г. купцом И. И. Власовым. При храме имелась также богадельня, существовавшая на вклады купца А. Ф. Кулабухова.

С церковью Св. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Здесь его крестили, а осуществлявший этот обряд священник Андрей Казанский послужил прототипом отца Игнатия в его рассказе «Молчание». Храм фигурирует также в рассказах «На реке», «Гостинец», «Баргамот и Гараська», «Весенние обещания», очерке «Когда мы мертвые просыпаемся», автобиографической пьесе «Молодость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла, его родины. Храм посещали Н. С. Лесков, И. А. Бунин и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.

В 1920-х гг. летнюю половину церкви отдали под музей религиозных искусств (до нач. 40-х гг.), а трапезную временно оставили для богослужения. В 1989 г. она передана во владение общины верующих. 6 января 1990 г. вновь освящена епископом Орловским и Брянским Паисием.

http://www.sbs-orel.ru/history/20century/millenium

http://xn---57-qdd4aqo.xn--p1ai/pages/aadress.php?page=332

https://regionorel.ru/novosti/culture/istoriya_orla_galereya_v_torgovykh_ryadakh/

http://xn---57-qdd4aqo.xn--p1ai/pages/aadress.php?page=92

http://xn---57-qdd4aqo.xn--p1ai/pages/aadress.php?page=294

Описание тайника

Содержимое тайника

Только блокнот

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

DisaV (12.06.2019 17:10:37)
Этот тайник попался прям "крупняк", в сравнении с предыдущими двумя. :D И посетителей на нём гораздо больше было.

ИМХО, слишком много занудного текста в описании. Интересно, кто-нибудь осилил/осилит это всё прочитать?))

Интересная и неожиданная надпись на втором шаге.

Автору привет!
Синяя Птица (25.05.2019 21:57:56)
Нашла! Одно значение пришлось угадать, но результат сошёлся! Больше всего понравилась третья точка, для мен ставшая первой. Мне понравилась набережная - много раз проезжала город мимо и не видела, какую красоту тут навели.
Mr.Sergey57 (22.05.2019 14:17:09)
Stereometria (16.04.2019 13:21:37)
ProtAsov71 (15.04.2019 18:21:50)
RusLAN124 (22.03.2019 23:33:04)
volchisa (06.03.2019 18:57:24)
Alex.glazkoff (28.02.2019 14:07:15)
Feodor (10.02.2019 16:28:12)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.