Занин Иван Дмитриевич, родился 21 июня 1914 г. в с. Волжанец ныне Советского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Детство провел в родной деревне, а затем переехал на работу в город Вязники Владимирской области.
В 1932 г. окончил 8 классов, работал слесарем. В 1933 г. окончил Воронежский аэроклуб.
…2 октября 1933 года перед приемной комиссией военной школы летчиков стоял 19-летний коренастый паренек. Сейчас должна решиться его дальнейшая судьба.
- Ну, что ж, товарищ Занин! - поднялся, наконец, начальник комиссии. —Вы зачисляетесь курсантом. Родина доверяет вам стальные крылья. Будьте же достойны этого!
Потянулись дни учебы в классах, на аэродроме школы. Не всегда и не все шло гладко. Но самое главное в жизни - не пасовать, найти самого себя, и как можно раньше.
Работал он без устали. Знаний, полученных в школе не хватало, а поэтому свободное время проводил за книгами. Читал много. Постепенно его тетради заполнялись конспектами и заметками, которые могли пригодиться в будущем…
В Советской Армии в 1933-35 и с 1940 гг. В войне с белофиннами Иван Занин впервые встретился с врагом, проявив мужество и мастерство в боях. Короткий промежуток мирной жизни. Опять учеба, полеты. На этот раз высшая школа летчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1942 г. Командир эскадрильи 312-го штурмового авиационного полка ( 233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан Занин к февралю 1945 г. совершил 264 боевых вылета. В воздушных боях сбил 2 самолета противника и 3 сжег на земле. Бомбоштурмовыми ударами нанес врагу значительный урон в живой силе и боевой технике.
…Однажды в марте 1945 года эскадрилья Занина уже более часа рыскала по немецким тылам. Несколько раз пересекала железную дорогу, ведущую на Штеттин, но ничего подходящего не обнаруживала. Дорога пустынна. В жалких защитных посадках кое-где попадались то машины, то танк, но летчики их не трогали: не то!
Внезапно передними открылась станция. Она забита эшелонами. Самолеты пикируют. Занин низко проносится над горящей цистерной. В кабину врывается едкий запах. «Авиабензин», — определяет он. «Ну что ж, неплохо сработано. Паровоз и вагонов 10 вывели из строя».
Опять внизу замелькали проселки, пожары хуторов, непаханые поля. Полет-поиск продолжался. Вскоре «охотники» напали на автоколонну. Сделали три захода, хорошенько «пощипали» ее из пушек и пулеметов. Затем воткнулись в стену тумана, развернулись и легли на обратный курс. И получилось так, что опять выскочили на ту же станцию, которую штурмовали полчаса назад. Там творилось что-то невообразимое. Черно-багровое небо опустилось до самой земли. Огненные кометы разрезали маслянисто-черный дым. Горели танки. Цистерны с бензином, взрываясь, обдавали все вокруг огненным паром. Рвались снаряды. Занин подошел ближе к соседу, показал большой палец. Тот улыбнулся, кивнул головой. На КП капитан докладывал: «Накрыли 3 эшелона. Один эшелон с танками, другой — с горючим, а третий — со всякой всячиной»…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. командиру эскадрильи штурмового авиационного полка капитану Занину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Занин ни разу не был сбит противником. Не было ни одного случая, чтобы зенитчикам удалось попасть в его неуязвимую машину.
В летной книжке Ивана Дмитриевича Занина значилось 16 уничтоженных танков и орудий самоходной артиллерии, 5 самолетов, 4 паровоза, 5 переправ, 43 артиллерийских орудия полевой артиллерии, 5 складов, свыше 50 автомашин.
Иван Дмитриевич Занин был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом Александра Невского, шестью медалями.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1949-го – в запасе. Работал пилотом ГВФ. В 1951-м окончил Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1952-м работал пилотом лётного отряда МАП, в 1952-1953-х – лётчик транспортного отряда ЛИИ.
В 1953-м окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ. С октября 1953-го по январь 1955-го – на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел несколько работ на тяжелых самолётах и вертолётах по тематике института.
В 1955-м -1960-м – лётчик-испытатель авиазавода № 1 (Куйбышев); испытывал серийные бомбардировщики средней дальности Ту-16.
С 1960-го – лётчик-испытатель авиазавода № 86 (Таганрог); испытывал серийные многоцелевые летающие лодки Бе-10.
Погиб 25 мая 1961 года при выполнении контрольного полёта на Бе-10. Катастрофа произошла на взлёте, при резком увеличении угла атаки на скорости ниже взлётной.
…Машина оторвалась от воды, но потеряла управление и рухнула вниз. При ударе о воду самолёт разломился в районе редана на две части. Носовая часть по инерции прошла в воде несколько десятков метров, а хвостовая встала почти вертикально к поверхности моря. Загорелось вытекшее из баков топливо. Из экипажа спасся только радист-испытатель А.Ф. Ляшков. Он сумел каким-то чудом выбраться из своей тесной кабины и вскарабкаться по гладкой обшивке на киль, сильно повредив при этом мышцы ног. Его снял подошедший катер, на котором располагался морской КДП. Лётчик И.Д. Занин и штурман Б.А. Головченко остались на своих рабочих местах и погибли. При расследовании было высказано предположение, что на кресле лётчика при разбеге сработала система отката, и поэтому он резко оторвал машину от воды. Но окончательно была принята версия об ошибке пилота…
Занин жил в Таганроге, здесь и похоронен, на старом кладбище. На доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска. Его именем названа улица в поселке Кшенский Курской области.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: