Сообщение об ошибке в тексте тайника


Вокзальные истории. Станция Оренбург-первая на ЮУЖД [MV/22514]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Оренбургская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Оренбург
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 6
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Rogneda
Создан: 05.01.2019
(отредактирован 15.01.2019)

Описание окружающей местности

   Железнодорожному вокзалу Оренбург 1 января  2019 года  исполнилось 142 года. Наш тайник продолжает серию тайников  "Вокзальные истории" и повествует о том,  как «ворота города» менялись на протяжении своей длинной истории, кто первым посетил новое здание и чем вокзал живет сейчас.

Вагоны на смену верблюдам

      Во второй половине XIX века в России стала интенсивно развиваться караванная торговля. Ежегодно на меновые дворы Оренбурга приходили сотни верблюжьих караванов из Ташкента, Бухары, Хивы, Троицка, Семипалатинска. Среднеазиатские товары – хлопок, шерсть, кожа, скот – обменивались на российские текстильные и металлические изделия. Однако караванная торговля не могла удовлетворить возросших экономических потребностей страны. Требовалось не только соорудить в Средней Азии дороги, но и соединить их с центром России.

   Именно такой связующей нитью и стала Оренбургская магистраль. На ее сооружение было затрачено 30 миллионов рублей, что равнялось годовому товарообороту всей страны. Неудивительно, что прибытие первого поезда стало для города событием эпохальным.

История. Дорога начинается с вокзала.

     Железная дорога до Оренбурга проложена в 1877 году. В центре города на Привокзальной площади, также в далеком 1877 году, было сооружено вокзальное здание, выполненное из кирпича, став символом блестящей инженерной мысли.  Вокзал Оренбурга является и точкой отсчета истории Южно-Уральской магистрали, когда от станицы Батраки через Самару до Оренбурга протянулась линия длиной 512 верст. Одно из самых узнаваемых мест областного центра, архитектурный и исторический памятник федерального значения.

       Вокзал открылся одновременно с началом движения по новой железной дороге. Один из современников описывал его так: «Вокзал был светлым, поместительным, с высокими потолками, поддерживаемыми при помощи очень нарядных и прочных чугунных пилястров». Здание вокзала было двухэтажным, однако за счет башенных пристроек выглядело выше, чем на самом деле. Центральный вход украшали полуколонны, балкон, лепнина на стенах и карнизах. Тут же находился парадный подъезд для конных повозок. Тогда вокзал вмещал помещения специального назначения, в том числе кабинеты дежурного по станции и начальника станции, и квартиры служащих. Здание было просторным и светлым, благодаря большим окнам и керосиновым фонарям, которые зажигали вечером.

     Железная дорога жила и развивалась, станция Оренбург начинает   регулярно принимать  поезда из разных концов страны и ближнего зарубежья. Паровозное депо пополнялось новой техникой, возрастало количество вагонов. К 1893 году число перевезенных пассажиров удвоилось. В это же время Оренбургская дорога вошла в состав Самаро-Златоустовской. Вокзалу необходимо было расширяться, и в 1902 году началась его первая реконструкция. К зданию с обеих сторон были пристроены двух- и трехэтажные крылья. В период с 1912 по 1916 годы работы продолжились – с обеих сторон были возведены двухэтажные строения, а с южной – одноэтажное, с крышей в виде купола. Судя по сохранившимся сведениям, это был специальный зал ожидания для духовенства. В северной части вокзала расположились служебные кабинеты, над ними, на втором этаже, находились службы телеграфа. На старых фотографиях видно, что первоначальный облик  здания имел петербургское изящество и строгость форм. С годами появился восточный колорит, выразившийся в куполах кровли боковых пристроек, ведь Оренбург – это и ворота в Азию. В таком виде здание просуществовало до 1936 года, когда по всей его длине был надстроен третий этаж. Полноценных камер хранения на вокзале долгое время не было. Багаж пассажиры могли сдать в передвижную камеру, которая находилась в специально приспособленных вагонах. Они стояли довольно далеко от здания, поэтому багаж туда доставляли на мотороллере. Реконструкция помогла изменить ситуацию: вокзал наконец-то обзавелся собственной камерой хранения. Удивительны и комнаты матери и ребенка. В то время они занимали гораздо больше места, поскольку демографическая ситуация в стране была иной: многодетные семьи были не исключением, а правилом. Персонал составляли женщины в белых халатах. В такой униформе ходили все: и медицинские работники, и дежурные по комнатам. Помещения были украшены барельефами с «детской» тематикой.

     Спустя тридцать лет снова началась реконструкция: в 1968 году в северном крыле были обновлены служебные помещения, закончилось строительство кассового зала. Для выхода на перрон ко второму и третьему путям был проложен подземный тоннель, а в подвальной части вокзала построили автоматическую камеру хранения для ручной клади.

     Власти старались не менять первоначальный облик сооружения, поэтому расширение объекта велось за счет грамотного присоединения новых площадей Таким железнодорожный комплекс оставался 35 лет. Старое вокзальное здание было отремонтировано в 2000-2006 годах. В 2003 году оренбургский вокзал обрел новое, или правильнее сказать, прежнее лицо. К празднованию 260-летия города было решено восстановить первозданный внешний вид здания. Перед строителями была поставлена задача – вернуть фасаду былое великолепие, а также заменить кровлю. Заменили старые оконные деревянные рамы и двери на современные изделия из пластика и металла, выполненные в точном соответствии с архитектурным стилем здания. Даже после замены деревянных перекрытий железобетонными и внутренней перепланировки вокзал внешне остался таким же, каким был больше века назад. Более того, мастерам удалось по чертежам и фотографиям восстановить утраченные в советское время элементы художественной отделки. Не оставлен без внимания и внешний вид вокзала. Лампы, установленные на фасаде, в прямом смысле слова преподносят здание в выгодном свете.

     Оренбургский вокзал открылся после реконструкции 25 января 2007 года, который  предстал настоящим дворцом. Внутренние стены трехэтажного вокзала отделаны полированным камнем, сводчатый потолок скрывает современную систему кондиционирования, а освещают залы яркие красивые  люстры.  На первом этаже располагался кафе-бар, зал ожидания с буфетами, сервис-центр «Оренбуржье». Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями были оборудованы специальные пандусы и лифт.

       В настоящее время вокзал Оренбурга – это современный комплекс площадью 4 тыс. кв. м, который в официальном «рейтинге вокзалов» относится к 1 классу. Пассажирам здесь готовы предложить все необходимые услуги. Вокзал развивается в русле последних тенденций в обслуживании, согласно которым российские вокзалы из помещений для ожидания поезда и транзита превращаются в удобную для человека среду пребывания, где можно получить все необходимое. Красивое здание, современная техника, мощная база – все это работает благодаря ежедневному труду людей. О повышении уровня обслуживания пассажиров заботится весь коллектив.

Известные пассажиры

    Стены здания вокзала Оренбург помнят многое, в том числе именитых путешественников. Здесь побывали и царственные особы, и видные политические деятели, и известные писатели.

    Существуют, например, документальные свидетельства того, что одним из первых пассажиров, который посетил вокзал, был Лев Николаевич Толстой. Николай Прянишников в своей книге «Писатели-классики об Оренбургском крае» приводит любопытные данные. Из переписки с женой известно, что путешествующий по России граф собирался сначала сделать остановку в Бузулукском уезде, чтобы посетить свое имение в шестидесяти верстах от села Богатое, а уже после намеревался продолжить поездку в Оренбург. Но он не был уверен, что «чугунка» уже готова, и допускал, что придется ехать на лошадях. Однако 7 сентября 1876 года писатель телеграфировал жене из Самары, что ему «устроили билет по железной дороге на Оренбург», и он «едет нынче». Получается, что Толстой воспользовался железной дорогой и посмотрел на вокзал еще до официального открытия.

    Кроме того, на вокзале бывал и цесаревич Николай Александрович, когда он в 1891 году знакомился с Российской империей перед восшествием на престол.

    В советское время здесь выступал Михаил Иванович Калинин.  Отсюда отправлялись в путешествие Климент Ефремович Ворошилов, писатель и депутат Верховного Совета Александр Александрович Фадеев. По вокзалу прошел и Юрий Алексеевич Гагарин, выпускник Оренбургского училища летчиков, когда отправлялся к месту службы. Здесь неоднократно бывал и Виктор Степанович Черномырдин, уроженец Оренбургской области.

***  Как и 140 лет назад, Оренбург является крупным транспортным перекрестком. Здесь сходятся дороги, идущие из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Орска, Ташкента и Бишкека. Здесь граничат Европа и Азия.

Сведения из истории получены на основе книги-альбома

«Оренбургская магистраль» (2007 год)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбург_(станция)

https://oren.ru/doroga-nachinaetsya-s-vokzala/

Другие тайники этой серии:

Вокзальные истории. Тайна сочинской башни с часами [LV/18377]

Вокзальные истории. Станция "Ейск" [VI/19584]

Вокзальные истории. Станция "Волгоград I" [MV/18362]

Вокзальные истории. Сызрань-1 [VI/22068]

Описание тайника

Содержимое тайника

Знакомство с историей развития Южно-Уральской магистрали

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Lepoli (12.08.2019 23:53:41)
Самой большой проблемой для меня на этом тайнике оказалось не найти переменные, а найти место для стоянки машины. Площадь вся занята таксистами. Проезд на парковку в одном направлении, как и выезд. Так и приходится стоять в живой очереди, впускать-выпускать автомобилистов. От бомбил не удивлен у наших пригородных вокзалов таковых полно.
По тайнику - задания понравились, оригинальные. Было приятно их искать. Зачет от автора получен, за что ей большая благодарность, а также за место и тайник.
Триэр (06.07.2019 21:58:55)
Прогулялись по территории вокзала. Зачёт получен. Автору спасибо
Pachita & two (08.05.2019 15:15:38)
Vils (05.05.2019 17:10:19)
Вуки (05.05.2019 11:42:07)
mr_bo (25.04.2019 19:49:37)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.