В 2015 году, накануне 70-летия Победы, в Челябинске появился монумент в честь тружеников тыла. Памятник установлен в Саду Победы. Автор монумента — скульптор Сергей Воробьев — создал собирательный образ двух подростков.
Мальчик и девочка одеты в большие, со взрослого плеча, телогрейки, обуты в кирзовые сапоги. Важной частью памятника стал настоящий токарный станок. На нем в войну вытачивали детали для танков. Фрагмент для монумента предоставил Челябинский тракторный завод.
Установка и открытие памятника состоялось 5 мая 2015 года.
Композиция памятника такова: мальчик держит в руках заготовку снаряда, стоит он на ящичке, потому что он маленький, не доставал до станка, и ему подставляли ящик. Рядом с ним стоит девочка, позади ребят – токарный станок. Одеты они просто – в фуфайки и солдатские сапоги. Токарный станок - настоящий, 1936 года выпуска, привезён с Челябинского тракторного завода. Был почищен и перекрашен из зелёного в чёрный цвет.
В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. По сравнению с 1940 годом, когда доля подростков составляла 6%, то уже в 1942 - 18%.
7 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала информацию, что около 2 тыс. московских школьников встали у станков промышленных предприятий. В стране возникло и распространилось движение «Молодёжь - на производство!». Этим движением быстро увлекались старшеклассники и ребята средних классов.
С декабря 1941 года многие школьники без отрыва от учёбы работали на предприятиях лёгкой промышленности, что помогала заводам быстро выполнять заказы фронта. Но не только легкая промышленность нуждалась в дополнительной подмоге, ребята работали на швейных фабриках и в обувных мастерских, брали заказы на дом и участвовали в пошиве обмундирования. Так же молодые рабочие быстро осваивали профессию сталевара, которые выполняли задания в сжатые сроки.
В первые годы войны на металлургические комбинаты пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней их допустили на обслуживание крупных агрегатов, почти весь день и всю ночь они не отходили от доменных и мартеновских печей, трудились они наравне с кадровыми рабочими и показывали образцы трудового героизма. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в огромных ботинках, которые были совсем не по размеру, стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках из-за маленького роста. За три года войны они выплавили 1 млн. тн стали, 570 тыс. тн. чугуна, выпустили 580 тыс. тн. проката.
29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся и пионерам с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв последовал незамедлительный ответ. Школьники активно участвовали в патриотических движениях. Вот некоторые примеры. На Московском заводе “Каучук” бывшая семиклассница Аня Белкина пошла в самый тяжелый цех, специальность каландровщицы была освоена ею весьма быстро, и в том же году она стала бригадиром молодёжной группы. Перед этими ребятами стояла задача за смену заготовить 5 т. резиновых смесей и тем самым обеспечивать работу других цехов. Группа Анны не просто выполнила, а перевыполнила данное задание и в 1943 году была награждена Почётной грамотой городского комитета комсомола.
Мало кому известно о подвиге 16-летнего Мити Ключина. Когда в школах начались занятия в 1941 году, он решил отправиться на завод. Митя просил допустить его работать за станком. Директор завода одобрил его прошение. С помощью мастера цеха мальчик быстро овладел специальностью слесаря. Пытливость и настойчивость помогли Мите перейти на обслуживание трёх станков, а затем ему доверили и комсомольско-молодёжную бригаду. Став бригадиром, он упорядочил и ввел систему доставки инструментов к станкам, в результате чего время обработки сократилось в 3 раза. Работа бригады так же потерпела новизну и стала выполнять дневные задания на 260-270%.
Во многих школах появились детские производственные мастерские, где дети изготовляли различную продукцию, которая затем направлялась в оборонные предприятия. Например, в Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тыс. учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей.
Материал взят с сайтов: www.chel.hp.ru ; wikimapia.org; vuzlit.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: