Введение-Каликино [TR/22287]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Костромская обл.
Парфеньевский р-н
Оценки тайника[?]
Доступность: 5
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: FLanDeR
Создан: 04.11.2018
Опубликован: 15.11.2018
(отредактирован: 15.11.2018)

Описание окружающей местности

уроч. Ведение-Каликино Аносовской сел. адм. (2,5 км от д. Беликово Васиковской сел. адм.)

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА И ВВЕДЕНИЯ, кон. 18 - 1-я четв. 19 в.

Сельский храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, отражающих особенности костромской архитектуры кон. 18 - нач. 19 в. Комплекс расположен на значительном расстоянии от населенных пунктов, на высоком холме среди густого молодого леса.

По старому административному делению Каликино входило в состав Чухломского уезда. Оба существующих храма построены на средства прихожан: церковь Георгия Победоносца с приделами Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы в 1799 г., а стоящая к юго-востоку от нее церковь Введения с приделами Мефодия Патарского и Макария Унженского - в 1824 г. Территорию комплекса окружала кирпичная ограда с кельей (сторожкой (?)) и четырьмя лавками. В кон. 19 в. был перестроен верхний ярус колокольни Георгиевской церкви, а также сильно поновлена настенная живопись в интерьере. К настоящему времени ограда комплекса полностью разобрана.

В Георгиевской церкви разрушены сводчатые перекрытия трапезной. Утрачен первоначальный главный иконостас Введенского храма, сохранявшийся до поел. четв. 20 в. Обе церкви сложены из кирпича. Снаружи оштукатурены и побелены.

Церковь Георгия Победоносца сооружена в духе позднего провинциального барокко с единообразным декоративным оформлением всех объемов. Некоторый диссонанс в архитектуру здания вносит более поздний верхний ярус колокольни, в котором воспроизведены формы допетровского зодчества. Здание имеет симметричную продольно-осевую композицию, состоящую из храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Основной объем представляет собой двусветный четверик, завершенный пологой пучинистой крышей с одной главой на граненом световом барабане. Более низкий, полукруглый в плане алтарь чуть уже четверика, а обширная, ориентированная по поперечной оси трапезная намного превышает его по ширине. Колокольня церкви трехъярусная. Четверики двух ее нижних столпообразных ярусов поддерживают стройный восьмерик звона, завершенный высоким шатром. Нижний ярус усложнен с севера небольшой узкой палаткой-ризницей.

Стены храмового четверика, обработанного на восточных углах пилястрами, завершены широким антаблементом с филенчатым фризом и профилированными карнизами, дополненными поясами сухариков. Боковые фасады, получившие симметричные трехосевые композиции с дверными проемами в центре, расчленены на два яруса карнизом с сухариками и фризом, продолжающимся по верху стен алтаря и трапезной. Прямоугольные окна и дверные проемы храма заключены в рамочные с ушами обрамления, украшенные над перемычками щипцовыми сандриками. Алтарь освещается тремя окнами. На боковых фасадах трапезной, имеющей скругленные углы, фланкированные пилястрами, размещено по три окна, между которыми поставлены пилястры. Нижние ярусы колокольни на углах и по сторонам высоких арочных проемов также оформлены пилястрами, по которым раскрепованы карнизы с сухариками и гладкими фризами. Фасады второго яруса завершены треугольными фронтонами. Профили и карнизы верхнего яруса с арками звона на всех гранях отличаются более графичной моделировкой рисунка. На шатре, обшитом кровельным железом «в шашку», в три яруса размещены окна-слухи.

В интерьере четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом со срезанными гранями, открывающимся в световое отверстие барабана главы. Алтарь, сообщающийся с храмом тремя арочными проемами, перекрыт конхой с распалубками над окнами. В трапезной и приделах, связанных большими арочными проходами, уцелели лишь пяты сводчатых перекрытий. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Лестница, ведущая к звону, проложена в толще кладки юго-восточного пилона. Палатка-ризница, вход в которую устроен из трапезной, перекрыта коробовым сводом.

В интерьере храма и алтаря фрагментарно сохранилась замечательная клеевая живопись сер. 19 в., стилизованная в древнерусском духе. На рубеже 19—20 вв. она была сильно прописана маслом. В своде храма сюжеты были заключены в большие штукатурные обрамления крестообразной формы. К настоящему времени уцелела лишь «Новозаветная Троица» на восточном лотке. В нижней части перекрытия на углах написаны евангелисты, а в основании свода в ряд помещены сюжеты христологического цикла. На южной стене в простенках окон первого и второго света изображены сцены истязания апостолов, а над дверным проемом - "Уверение Фомы". На северной стене над дверным проемом сохранилось только «Положение во гроб». В откосах восточных окон первого света расположены фигуры четырех канонизированных митрополитов, в откосах верхних окон - гризайльные композиции. На западной стене небольшие, ныне уже не читающиеся композиции, заключенные в прямоугольные обрамления, размещены в несколько регистров. В своде апсиды в большой фигурной филенке написан Святой дух и символы евангелистов. На стенах нижнего яруса колокольни изображен «Страшный суд», выделяющийся тщательностью прорисовки деталей, сложностью и своеобразием трактовки композиции. Отдельные сюжеты апокалипсического события, размещенные на всех четырех стенах, объединены извивающимся телом гигантского змия.

Церковь Введения, характерная для сельского приходского строительства в стиле позднего классицизма, сохраняет в объемной композиции формы, восходящие к архитектуре 2-й пол. 18 в. Довольно компактная трехчастная объемная композиция симметрична относительно продольной оси. Одноглавый храм типа «восьмерик на четверике» имеет полукруглую апсиду, равную по ширине нижнему объему. Над восьмидольной кровлей восьмерика возвышается четырехгранный со срезанными углами световой барабан с луковичной главкой. Квадратная в плане трапезная шире четверика. Колокольня, состоящая из трех почти одинаковых по ширине ярусов-четвериков, имеет на уровне первого яруса общую стену с трапезной. Стройную композицию колокольни завершает глухой четырехгранный со срезанными углами барабан и невысокий шпиль. Фасады четверика храма акцентированы портиками с четырьмя тосканскими трехчетвертными колоннами и треугольным фронтоном. В интерколумниях расположены прямоугольные проемы - входной посередине и оконные по бокам, а над ними соответственно полукруглая и лежачие прямоугольные ниши. Тонко профилированный карниз фронтонов украшен двухступенчатыми мутулами. Грани восьмерика расчленены крупными арочными окнами (с запада и востока — ложными) с клинчатыми замками. На уровне пят арок проходит профилированный карниз, прерываемый угловыми огибающими лопатками. Профилированный венчающий карниз снабжен двухступенчатыми мутулами. Фасады трапезной с тремя прямоугольными световыми окнами и чередующимися с ними ложными симметричны по композиции. Все окна, над которыми расположены лежачие прямоугольные ниши, объединены на уровне подоконников полкой. Стены завершены неполным антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом. Все ярусы колокольни имеют высокие арочные проемы (на боковых фасадах нижнего яруса — ложные) и фланкирующие их тосканские пилястры. Заглубленные в прямоугольные ниши проемы акцентированы клинчатыми замками и профилированными импостами. Венчающие карнизы во втором и третьем ярусах дополнены сухариками. Средний ярус со всех сторон выделен пологими треугольными фронтонами.

На фасадах церкви частично сохранилась настенная живопись. В тимпане северного фронтона храма изображен Спас Нерукотворный с ангелами. На фасадах трапезной в ложных окнах и простенках помещены фигуры святых, на северном фасаде различаются Дмитрий Солунский, Николай Чудотворец, евангелист Марк. На западном фасаде трапезной к северу от колокольни сохранились фигуры Гурия, Самона и Авива. На северном фасаде первого яруса колокольни изображена икона Федоровской Божьей Матери. Во фризе антаблемента в апсиде и трапезной до недавнего времени сохранялась надпись на церковнославянском языке.

Внутри бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом; переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи тромпов. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Широкий арочный проем связывает храм с двустолпной трапезной. Два кре щатых продольно вытянутых столба несут подпружные арки и своды - коробовые с распалубками в средней части трапезной и разделенные диагональными усами в боковых компартиментах. В первом ярусе колокольни — коробовый свод с распалубкой над южной нишей. В толще северной стены устроена деревянная лестница.

В интерьере храма фрагментарно сохранились клеевые (?) росписи 2-й пол. 19 в. В алтаре на своде изображены «Тайная вечеря» и две композиции (сюжеты не читаются) по сторонам; в центральной нише — «Взятие на небо Богоматери», в простенках - фигуры святых, в том числе Николай Чудотворец. В храме на своде помещена круговая композиция с Новозаветной Троицей и архангелами. В основании свода написан гри- зайльный карниз с модульонами и кронштейнами. На гранях восьмерика под окнами расположены три композиции христологи- ческого цикла (в том числе «Христос и сама рянка у колодца» с северной стороны) и четыре евангелиста (на диагональных гранях). Под композициями на южной и северной гранях - гризайльные изображения атрибутов церкви. В откосах окон первого света помещены фигуры святых.

Лит.: Беляев, 1863, с. 261; ИИАК, 1909, с. 271, № 726 а; Баженов, 1911, с. 338.                                                                 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

pajerojet (09.11.2022 22:58:50)
Посетили в рамках экспедиции Полная Чухлома 2022. Заезжали через Парфеньево, Анфимово, выходили через брод южнее церквей. Впечатлил склеп с костями и черепом возле южного храма. Автору спасибо!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.