Полуостров Киперорт - красивейшее место на северном побережье Финского залива в западной части Карельского перешейка. Сюда часто приезжают отдохнуть грибники, рыбаки и просто туристы. При этом место богато историей. Являясь естественным препятствием, закрывающим вход в Выборгский залив, омывающие воды полуострова не раз становились ареной морских сражений.
Немного истории
В начале 20 века крепость Выборг причислялась к приморским позициям крепости 3-го класса. В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. все балтийские крепости в срочном порядке были усилены. В январе 1906 года после посещения крепости командующим гвардией и Петербургским военным округом был признан "...общегосударственной крепостью, прикрывающей Петербург с севера". В 1910 году крепость Выборг была причислена к крепостям 2-го класса. Вследствие этого в первую очередь было принято решение укрепить пролив Бьеркёзунд установкой в нем минных заграждений, а также прикрывающих их четырех береговых батарей, проекты которых были утверждены 12 сентября 1913 года.
Одна из этих четырёх батерей, известная как "Форт Хяркяля", состояла из шести 6-дюймовых пушек образца 1877 года с одним прожектором - была установлена повзводно (по три орудия) на полуострове Киперорт северо-западнее деревни Харкяля для защиты минного заграждения при входе в пролив Бьеркёзунд с северо-запада. В 1914 году приступили к работам по постройке батареи (прокладка дорог, доставка материалов и другие работы). К 1916 году в крепости "Выборг" функционировала искровая станция (радиостанция) для связи с Свеаборгом, Ревелем, Петроградом, Кронштадтом. Малая радиостанция была также установлена и вблизи деревни Хяркяля. Крепостной телеграф обеспечивал надежную связь с возводимой батарей на полуострове Киперорт. К октябрю 1917 года работы позиции батареи были в основном закончены. Протяженность батареи составляла 250 метров. По дну батареи проходила узкоколейка. Визуального контакта с морем не имела, огонь вела навесным способом по пристреленным площадям.
31 декабря 1917 года Финляндия обрела независимость и вышла из состава Федеративной Русской республики. Повседневной жизнью оставшихся в Финляндии воинских подразделений до 1 апреля 1918 года руководил Военный отдел Выборгского областного совета, передавший свои дела в Ликвидационную комиссию по делам Финляндии. Во время гражданской войны в Финляндии военнослужащие батареи воевали против финских белогвардейцев. После поражения финских красноармейцев от белофинов Маннергейма батарея была подорвана, а личный состав передислоцирован в Петроград.
После окончания в мае 1918 года гражданской войны в Финляндии по указанию начальника Генерального штаба финляндской армии создаётся инвентаризационная комиссия, которой было поручено осмотреть сооружения береговой обороны и составить отчет о состоянии их боеготовности. 24 августа 1918 года соответствующий отчёт был представлен в Генеральный штаб. По данным вышеупомянутой комиссии на батареи Хяркяля были выявлены и поставлены на учёт следующие береговые артиллерийские объекты: шесть 6-дюймовых и четыре 57-мм орудий. Хотя орудия были сильно повреждены в результате взрыва форта, но комиссия посчитала нужным поставить их на учёт в расчёте на возможное восстановление и использование для нужд береговой обороны.
Дороги к батарее проходимы и проезжаемы на любом транспорте. До точки мы добирались через Приморск и Вязы. Также есть хороший подъезд через Прибылово. Батарея официально находится на территории государственного природного комплексного заказника Выборгский.
При подъезде к точке Вы, скорее всего, сразу увидите справа развалины строения, оно располагалось в тылу батареи. Остатки же самой батареи лежат через дорогу от руин за деревьями. Сразу видно, что взрывали батарею тщательно, но и сейчас кое-где стены метровой толщины стоят на своём месте. В основном же остатки сооружений батареи разбросаны на большом расстоянии.
Судя по старым фотографиям батареи, позиции были открытые, сейчас же лес стоит такой густой, что на 50 шагов ничего не видно.
При желании можно найти пулемётное гнездо обороны, разрушенный бункер, метровые стены с фундаментом и петлями от дверей. Кое-где из бетона торчат рельсы для усиления конструкции. Можно осмотреть сохранившиеся по разные стороны от дороги западную и восточную капонирные линии батареи.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: